Демонстративно установленные вокруг Жирновска культовые символы похитили. В знак протеста
Осенью у дорог, подходящих к городу с разных сторон, установили внушительных размеров деревянные кресты. А еще один такой культовый знак поставили прямо перед входом на территорию физкультурно-оздоровительного комплекса в самом Жирновске. Сплошная "крестизация" городской территории породила немало недоуменных вопросов среди населения. Местный священник был вынужден объяснять через СМИ, что установленные вокруг города и в нем самом кресты являются некими охранными знаками, защищающими людей от всякой напасти.
Конечно, верующие восприняли такое объяснение с удовлетворением. А вот неверующие, которых, смею заверить, большинство, отнеслись к чрезмерному усердию священника весьма скептически. Они не воспринимали неоправданное, даже навязчивое насыщение светского, мирского пространства религиозными символами. Тем более что в небольшом городе есть внушительный действующий храм, а молитвенные сооружения поменьше имеются на территории дома для престарелых и инвалидов, а также нового кладбища.
Деликатной теме излишней навязчивости культовой символики в светском пространстве была посвящена публикация "Крестовый перевал"
("ВП",28 октября 2004 года]. Как оказалось, она очень точно отразила отношение общества к неоправданному засилью религиозных символов, которое не соответствовало величине верующей прослойки. Ведь через некоторое время после установки тех крестов у въездных дорог в Жирновск... они бесследно исчезли. А на такую незавидную участь культовую символику, представляющую бесспорную притягательность лишь для верующего, опрометчиво обрекли сами же служители церкви. Зачем они это сделали, не просчитав последствия? Ради въездной показухи?
Тех, кто "увел" кресты, милиция так и не нашла. Звучали ссылки на вандалов, просто хулиганов и даже каких-то сектантов. Но кто бы ни посягнул на культовые знаки у обочин дорог, первопричиной их исчезновения послужило, думается, как раз то, что установлены они были навязчиво и в явной духовной дисгармонии с ближайшим захламленным кюветом или чертополохом, то есть на не соответствующем им месте. Здесь их заведомо обрекли на духовное обесценивание, превратили в столбы с поперечинами для воронья.
Народ наш, верующий или нет, в массе своей не только не посягает, но и подсознательно преклоняется перед религиозными символами, органически вписанными в определенную ауру. Но не в кюветный же ландшафт! За много километров от Жирновска, в глубоком овраге, бьет родник Верхняя криница. Там есть табличка, что родник освящен тогда-то и тем-то. Сколько за многие годы здесь перебывало людей, в том числе и ярых атеистов, но ни у кого же не поднялась рука на эту табличку! И, дай бог, не поднимется. Потому что она пребывает в гармонии с окружающим, дополняет и поясняет его.
Далеко за Верхней Добринкой стоял когда-то монастырь. Его разрушило государство. А простые россияне (как верующие, так и неверующие) до сих пор продолжают туда ездить, чтобы поклониться святому месту и побыть в молчании. Если бы там установили один из исчезнувших в пригороде Жирновска крестов, его бы никто не тронул. Но в пустынном месте не получилось бы той самой показухи, которой, оказывается, грешат и иные служители церкви. Им важно было высветиться в своем усердии перед всеми проезжающими.
А в Нижней Добринке стоит и поныне действующий старинный храм. Сюда даже издалека приезжают не только верующие. Храм ценен еще и общенародной исторической памятью, прикоснуться к которой жаждут многие. Здесь бывал великий русский полководец Суворов, чьи отряды преследовали столь же великого бунтаря Пугачева. Кто бы мог посягнуть на один из тех громадных крестов, если бы он был установлен у этого храма? Убежден: никто. Потому что крест служил бы не целям показухи, как сразу несколько его "собратьев" в Жирновске (гляньте, мол, какие мы тут набожные со всех сторон), а самой сути места, святого в веках.
Может, и хорошо, что милиция не нашла тех, кто умыкнул кресты. А то попытались бы виновникам вменить что-нибудь с позиций закона. И вряд ли что вышло бы. Потому что материальный ущерб, по словам начальника РОВД П. А. Шевцова, оказался слишком уж мал. Да и кому этот ущерб нанесен — тоже вопрос расплывчатый. Вменить осквернение? А чего? Могил на обочине дороги нет. Хотя кресты уже были в известной степени осквернены тем, что установили их в местах, где водители чаще вспоминают на ухабах слово вовсе не божье, а матерное. Где сама микроаура отводит человека как раз в противоположную от духовных возвышений сторону. Но в этом осквернении виноваты уж сами авторы бездумной "крестизации" светского пространства, а не те, кто вероятнее всего убрал религиозные символы под покровом ночи в знак протеста. И в подтверждение своего права жить, если на то пошло, в безрелигиозном мирке, удаленном от церкви. Ведь не случайно еще древние говорили: "Богу — Богово, а кесарю — кесарево". Подразумевая тем самым, что не все в этой жизни, тем паче загаженные обочины, должно неизменно озаряться нимбом божественной святости. Но, похоже, жирновские активисты от христианства готовы исступленно осенять крестным знамением даже непотребное. Вот, как говорится, и напоролись на то: за что боролись.
Из той серии крестов, выставленных здесь осенью, целехоньким остался лишь один. Тот самый, что кричаще инородным телом красуется возле физкультурно-оздоровительного комплекса. Но остался не потому, что горожане, прежде чем нырнуть в бассейн, крестятся на него. А потому, что похитителей остановила близость жилых домов, выходящих окнами на его сторону. Вот только неизвестно еще, как отреагировали бы жильцы, увидев в свои окна ночное похищение измозолившего глаза креста: осудительно или одобрительно. Ведь всему есть свое место и мера в жизни.
Между прочим, церковь у нас по закону остается отделенной от государства. Случившееся с теми крестами, излишне ретиво выставленными вокруг города, лишь подчеркнуло эту отделенность еще и по понятиям, а не только по закону. Так что и некоторым служителям церкви тоже не мешало бы воздержаться от хождений в чужие "храмы" со своими молитвами
14.05.2005
Источник: Волгоградская правда