6 февраля в Московском центре Карнеги (Фонд Карнеги за международный мир) состоялся семинар "Протестантизм на просторах Евразии", в работе которого приняли участие религиоведы, политологи, журналисты, представители конфессий. Семинар проводился в рамках проекта "Этничность и нацие-строительство", и его вел сопредседатель проекта Алексей Малашенко.
С докладом на семинаре выступил Роман Лункин, участник проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России". Он остановился на современном состоянии протестантизма, уделив особое внимание вопросу о том, насколько протестантизм как религиозная традиция способен адаптироваться к процессам глобализации и участвовать в них, по сравнению с католицизмом. Эта тема вызвала оживленную дискуссию, в ходе которой были высказаны различные точки зрения на перспективы развития протестантских деноминаций в России.
Отмечалось, в частности, что протестантские деноминации являются, наряду с исламом, наиболее динамичными в отношении количественного роста, что объясняется сильным евангелизаторским мотивом. Вместе с тем, в условиях доминирования традиционных конфессий, а также имеющей место дискриминации со стороны, прежде всего, местной бюрократии, обретение российскими протестантами своего место в обществе сопряжено с трудностями. В российском религиозно-культурном контексте протестанты нередко воспринимаются как "чужие". Развитию деловой активности на основе так называемой "протестантской этики" (по Веберу) препятствуют как криминализация российского бизнеса, так и утрата той связи с властными структурами и истеблишментом, которая существовала – на индивидуальном уровне – в дореволюционной России (имеются в виду прежде всего "этнические" лютерате и кальвинисты). Серьезной проблемой для российских протестантов является отсутствие своей интеллигенции, интеллектуального ресурса.
В последнее время имеют место попытки консолидации российских протестантов. Так, как сообщало информационное агентство "Благая Весть 2000", 16 декабря 2002 года в помещении Московского богословского института Российского Союза евангельских христиан-баптистов состоялось организационное собрание, посвященное созданию Евангельского альянса России и подготовке его учредительной конференции, которая намечена на апрель 2003 года. В этой инициативе принимают участие представители церквей евангельских христиан-баптистов, церкви христиан-адвентистов седьмого дня, пресвитерианской и методистской церквей.
На семинаре президент Союза христианских евангельских Церквей России (СХЕЦР) Александр Федичкин сообщил, что целью создания Евангельского альянса России является прежде всего единое представительство российских протестантов, а потому это будет не централизованная структура, но скорее общественная организация. При этом инициаторы из четырех деноминаций приглашают для участия в работе новой организации представителей других протестантский сообществ.
В настоящее время перед христианами протестантской традиции в России стоит задача явить обществу и государству свое "российское лицо", показать, что они являются патриотами и могут внести значимый вклад в национальное развитие. В русле этой задачи находятся и усилия по формулированию социальной доктрины российского протестантизма – вслед за подобными документами Русской Православной Церкви, мусульманской и иудейской общин.
На семинаре высказывалось мнение о важности создания энциклопедии российского протестантизма, в которой было бы отражено историческое бытие и современное состояние этой отечественной христианской традиции. Была высказана и другая точка зрения: протестанты должны так проявить свою способность к общественно значимой деятельности, чтобы сведения о них "автоматически" попадали в издаваемые энциклопедии.
Что же касается "европеизаторской" роли протестантов, то о ней можно говорить скорее применительно к постсоветским республикам Средней Азии. В России же многие протестантские деноминации нередко бывают отнесены к разряду "деструктивных сект", следствием чего являются судебные разбирательства, направленные на их ликвидацию. И если в глобализирующемся мире протестанты имеют возможность выигрывать на "рынке" культов и вер, оставляя позади традиционные церкви, то "на просторах Евразии", в том числе в России, там, где государства и общества ищут опоры на "стабильные" исторические духовные традиции, западные по происхождению христианские церкви сталкиваются прежде всего с проблемой легитимации в специфическом социально-психологическом контексте.
Московский центр Карнеги планирует продолжить проведение семинаров, посвященных конфессиональной тематике.
Ссылки по теме: