Англиканско-католическая международная комиссия опубликовала 16 мая в Сиэтле (США) текст совместного заявления "Мария: надежда и милость во Христе", сообщает служба новостей Всемирного англиканского сообщества ACNS.
На презентации документа, получившего название "Сиэтлское заявление", присутствовали сопредседатели Комиссии – католический архиепископ Александр Брюнет и примас Англиканской Церкви Австралии архиепископ Питер Карнли. Торжественная церемония в честь публикации документа прошла в католическом кафедральном соборе св. Иакова в Сиэтле.
"Этот документ – результат размышлений об аспекте христианской веры, в котором многие христиане черпают духовные силы, заявил секретарь совместной комиссии каноник Грегори Кэмерон. – Мы надеемся, что это заявление поможет всем христианам понять, почему Мария является фигурой столь значимой".
Диалог между Католической Церковью и Англиканским сообществом начался в 1966 году, по инициативе Папы Павла VI и архиепископа Кентерберийского Майкла Рэмзи, а спустя четыре года была создана совместная комиссия, работающая до сих пор. За период с 1970 по 1980 год этот орган принял ряд важных заявлений по таким вопросам, как евхаристия, священство, церковная власть. Начиная с 1983 года комиссия также работала над документами, посвященными проблемам нравственности, спасения, учения об оправдании верой, и, наконец, роли Девы Марии в вероучении и жизни Церкви.
Работу над "Сиэтлским заявлением" вели 18 человек, представляющих две христианские традиции. Членов комиссии с англиканской стороны назначал архиепископ Кентерберийский, а с католической – Папский совет по содействию христианскому единству. Документ писался в течение пяти лет – с 1999 по 2004 год. После этого представители Англиканского сообщества и Папского совета одобрили публикацию "заявления".
"Мария: надежда и милость во Христе" не имеет догматической силы. Этот документ – материал для размышления и дальнейшего обсуждения богословами двух традиций.
Хотя почитание Девы Марии сильно не только в католическом, но и англиканском мире, некоторые догматы, принятые Ватиканом, вызывают серьезные разногласия между двумя Церквами. Речь идет о принятом в 1854 году догмате о Непорочном зачатии Девы Марии и о принятом в 1950 году учении о ее Вознесении. Согласно догмату о Непорочном зачатии, Богоматерь была "незапятнанна первородным грехом" с самого момента своего зачатия и на протяжении всей жизни.
"Вместе мы признаем, что искупительная миссия Христа началась в глубине самого существа Марии, с самого начала её жизни, говорится в "Сиэтлском заявлении". – Это не противоречит Писанию, и может быть понято только в свете Писания. Католики могут увидеть признание этого утверждения в догмате" (о Непорочном зачатии). Аналогичным образом члены комиссии объяснили и обстоятельства смерти Богоматери, которые католики "расценивают", как Вознесение.
Документ также касается вопроса о почитании Девы Марии. В эпоху Реформации и последующие века многие протестанты считали католическую традицию поклонения Богоматери чрезмерной, что зачастую приводило к полному его отрицанию. Протестантские лидеры утверждали, что культ Богородицы и святых отрицает уникальность Христа, которому одному следует возносить молитвы. В "Заявлении" говорится: "Мы совместно соглашаемся с тем, что Мария – высший пример полноты праведной жизни, что христиане призваны учиться на примерах из ее жизни, приведенных в Писании, и поминать ее не как мертвую, но как живую во Христе. Признавая уникальность миссии Христа, мы не считаем практику просить Марию или святых молиться о нас предметом несогласия. Мы убеждены, что по этим вопросом более не существует богословских причин для разделения". Об этом сообщает "Благовест-инфо"