ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Райская ось мира"

Верховные боги избрали дуб посредником между небом и землей

Надежда Муравьева :: 17 мая 2005

В одной из старинных рукописей XVI века, апокрифической беседе Панагиота с фрязином Азимитом, где оба рассуждают о вечном, есть такие слова: "А посреди рая древо животное, еже есть божество, и приближается верх того древа до небес. Древо то златовидно в огненной красоте; оно покрывает ветвями весь рай, имеет же листья от всех дерев и плоды тоже; исходит от него сладкое благоуханье, а от корня его текут млеком и медом двенадцать источников".

Что же такое это "древо животное" в огненной красоте? В мифопоэтическом сознании самых разных народов символ божественного древа – оси мира – один из ключевых. Еще бы, ведь неподвижная ось мира, невидимо пронзающая пространство, держит вселенную и приводит ее в движенье. Эта ось соединяет Небо и Землю, образуя круговой символ обновления Космоса, циклы жизни, смерти и возрождения. Растущие на земле "обычные" деревья воплощали – каждое по-своему – священную суть мировой оси, соединения двух миров: верхнего, сияющего и невыразимого, где обитают боги и звезды, и подземного, ночного. (Кстати, надо сказать, что корни и ветви божественного древа выходят далеко за пределы жизни и смерти – отличие от земных лавров, ясеней, берез и дубов.)

Как известно, деревья – обиталища духов и богов, врата, сквозь которые самые разные божества могут войти в земное измерение: так, олива у древних греков была священным деревом премудрой Афины, сосна – бога подземного царства Аида, лавр – Аполлона, покровителя искусств. Но царствовал среди всего этого зеленого великолепия, конечно же, дуб, и царствовал не случайно. Его избрали верховные боги: Зевс у греков, Юпитер у римлян и Перун – у древних славян. Именно дуб считался главным "мостом" – посредником между людьми и божественными силами вселенной.

Дубы – деревья мощные, высящиеся над всей прочей растительностью. Во время гроз молнии часто ударяли в самую сердцевину громадного ствола, и обугленные ветви чернели, как верный знак предпочтения Бога-Громовержца, избиравшего дерево своим "посредником". Дубовые рощи у многих народов окружались великим почетом: в них праздновались свадьбы богов, например, ежегодный союз Юпитера и Юноны. В святилище Зевса в Додоне по шелесту листьев старого дуба жрецы предсказывали будущее. И в памяти славян уцелел древний образ дуба как мирового древа: в старинных колядках поется о двух дубах, высившихся посреди вселенной, когда еще не было ни земли, ни неба в их нынешнем обличии; кругом расстилалось одно только синее море, воздушный океан света. С ветвей деревьев слетели два голубя. Они спустились на дно морское, добыли песку и камней и выстроили твердь земную и небесную.

Разумеется, в заговорах славян дуб занимает наиважнейшее место: для исцеления души и тела знахари обращались к первоистокам: к "златовидному дереву в огненной красоте". Все мы когда-то читали или слышали, что на море, на океане, на острове на Буяне стоит дуб мокрецкий, а под ним лежит змий. Возможно, эпитет "мокрецкий" напрямую связан с водяной стихией, с силой тех самых двенадцати источников, что текут от самых древесных корней. В другом заговоре, помогающем воинам обрести силу, "дуб кряковистый" стоит "на святом окиян-море", то есть "святость" древа четко обозначена в заклятии. Да еще бы ему не быть святым! Ведь славяне верили, что в дубах обитают души предков, хоронили умерших и в ветвях деревьев и под деревьями. С ветвей же падает целебная роса, в их тени собираются духи…

Само же слово "дуб" у славян изначально несет в себе общее понятие дерева как такового. Есть и иные названия: к примеру, "грм" – у сербов (что неудивительно, если мы вспомним, что дуб – дерево Бога-Громовержца). В старинных славянских грамотах оно часто именовалось по-простому – "Перуновым". Священный дуб славян, по свидетельству неких заезжих "немцев-путешественников", был окружен тщательно отделанной оградой с двумя воротами. "Вход во двор воспрещен был всякому, кроме жреца и тех, кто желал приносить жертвы или кто, угрожаемый опасностью смерти, искал убежища", – пишут заметливые странники. Здесь, у огражденного дуба, после празднеств собирался народ, приходили князья и жрецы. Обычаем ограждать священное место могли похвастаться не только славяне: так поступали самые разные народы с древнейших времен. Например, литовцы, окружавшие свои дубы и тесовыми оградами, и немыслимым почетом. Даже когда обратившиеся к новой религии их сородичи стали громить языческих богов, некоторые мудрые представители литовского народа напрочь отказались посечь дубы – мол, лучше уж жгите идолов, Бог с ними, а дивные деревья – ни за что.

На Руси же священной дубовой роще пришлось несладко: когда началась повальная христианизация всей страны, ворота немедленно разбили, из бревен сложили костры вокруг дубов и спалили их до основания.

Так что с мировым древом у нас на Руси не всегда почтительно обращаются, хотя, если приглядеться, это символ вполне христианский. Ведь мировое древо – это также и крест, та самая ось мира, которая созидает и поддерживает бесконечное движение "солнца и светил". В древней схеме божественного древа ясно угадывается начертание креста. Вокруг него ходят Солнце и Луна. Крест и Древо жизни – это центр, к которому стремится "внутренний человек", дабы обрести единство и "чувство вечности". Кстати, дуб – один из символов Христа. Твердость, стойкость и несокрушимость. Нелишним будет вспомнить, что, по некоторым христианским поверьям, крест, на котором распяли Спасителя, был сделан из дуба.

Как видим, божественность этого дерева действительно несокрушима. Она перетекает из эпохи в эпоху, связывает воедино незапамятные времена нездешнего "острова Буяна" и "синего моря" с первым тысячелетием нашей эры и бежит все дальше и дальше. Ведь любой символ, как ему и положено, текуч, как вода, он действительно посредник между веками и традициями, ворота в божественную обитель и выход к земной жизни. Символ – поистине "древо златовидное", связующее небесное и земное, а воплощение его никуда не делось: по-прежнему растет в наших лесах. И – кто знает – может, если присмотреться, увидишь незримую целебную росу, падающую с ветвей… Росу-то небесную, ее ведь тоже так просто не иссушить, сжигай не сжигай… Да и духам по весне надо же где-то собираться.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама