Диакон Андрей Кураев стал самой настоящей "Рок-звездой"
Отец Андрей в среде рокеров – свой человек. Его можно часто увидеть на различных концертах, где все шумит и грохочет. Он не только стоит в толпе разгоряченных "металлистов", но и сам выступает со сцены. Правда, с пятиминутными проповедями. Поклонникам рок-музыки такая форма приобщения к духовности очень даже нравится.
- Отец Андрей, зачем вам это нужно – общаться с рок-музыкантами?
- Во-первых, это просто интересные люди. И хорошие поэты. Во-вторых, они интересны другим людям, которым неинтересен я. Я и пробую их утвердить в этом их интересе не-ко-мне: я пытаюсь убедить рокеров быть большими рокерами. Слова важнее вибраций, стихи важнее ритмов – вот что я пробую объяснить своим появлением на сцене. Я, конечно, не настолько наивен, чтобы предполагать, что через пятиминутную проповедь на рок-концерте можно кого-то обратить к вере. Но когда Шевчук или Кинчев выводят меня на сцену и представляют, то это прочитывается зрителем как подтверждение того, что христианские мотивы в их творчестве – не есть нечто случайное или какой-то сценический образ.
- В нашей Церкви это первый подобный опыт?
- Что касается личных контактов священнослужителей с рокерами – конечно же, нет. Когда я начал эти свои публичные выступления, то обнаружилось, что среди духовенства немало бывших рок-музыкантов. В этом мне совершенно неожиданно признавались священники, которых я знал многие годы.
- А до этого они маскировались?
- Не считали нужным говорить.... И все же одно дело – личные контакты и даже, возможно, клубные встречи. И совсем другое – то, что произошло в январе 2003 года, когда эта встреча была перед лицом 13 тысяч зрителей питерского Ледового дворца. Там выступали Константин Кинчев, Юрий Шевчук, Борис Гребенщиков, Вячеслав Бутусов, Ольга Арефьева. Очень серьезная команда.
- А ваше слово как их фанаты воспринимали?
- Я бы сказал, что они правильно свистели.
- А как вы познакомились с рок-динозаврами: Кинчевым из группы "Алиса", Шевчуком из "ДДТ"?
- И на того, и на другого меня вывели студенты Свято-Тихоновского богословского института, где я работал.
- Но ведь ни Шевчук, ни Кинчев не являются студентами семинарии.
- Еще задолго до моей личной встречи с Кинчевым в его интервью я встречал упоминание о том, что он читает мои книги. Шевчук тоже про меня знал, через одного моего студента передал приглашение на свой день рождения, который отмечал концертом в "Горбушке". Был у него и неличный мотив. При встрече он попросил меня пообщаться с мальчишками из кадетского корпуса в Кронштадте, где учится его сын Петр.
- Многих людей – и не только церковных – смущает, когда тот же Константин Кинчев снимает майку на сцене и с обнаженным татуированным торсом поет песни на православную тематику...
- Во-первых, я вам скажу, что от этого сам Кинчев никакого удовольствия не получает. Надо постоять однажды на сцене рок-концерта, чтобы понять, какие там сквозняки. Во-вторых, для него это просто рабочая одежда, спецовка. В частной жизни он одевается иначе.Понимаете, здесь какая штука... Кинчев о себе говорит: "Я – солдат Русской Православной церкви. Я хочу служить Церкви, хочу помочь Православию". Если он всецело переломает себя под то, что приятно будет видеть нашим бабушкам, то, как раз это будет означать, что он нам ничем помочь не сможет. Он и так переменил содержание своего творчества. А если переменить еще и форму, то тогда те, кому его творчество интересно, совсем его оставят. Есть армия "Алисы". И если командир переменит все – и направление главного удара, и форму, и знамя, то армия распадется. Он и так пожертвовал очень многим. В том числе и в финансовом отношении. Потому что перемены в его творчестве не всем пришлись по вкусу.
- Кого вы имеете в виду?
- Бывших фанатов и, главное, музыкальных продюсеров, прокатчиков от рок-музыки. Часть его аудитории ушла к группе "Король и шут", а практически все телеканалы и радиостанции от него отказались – мол, неполиткорректен... Группу "Алиса" вы не увидите на телевидении. Он пошел против течения.
- В Церкви вообще много миссионеров, работающих, как вы, с молодежью? Или единицы?
- Подобные священники есть в каждой епархии. Но среди тех, кто постоянно передвигается по стране, – таких совсем немного. На общение с молодежью из них настроен, пожалуй, лишь один – отец Олег Стеняев.
- А вам за свои миссионерские новаторства приходилось получать по затылку от коллег-священнослужителей?
- Последний рок-проект, в котором я участвовал, назывался "Золото на черном" – снова Ледовом дворце Санкт-Петербурга, но уже 17 тысяч ребят, пришедших на концерт, посвященный 100-летию подводного флота России. На сцене в порядке появления у микрофона – Кинчев, Кураев, Шевчук. В общем, все звезды русского рока. По возвращении в Москву я встретился с митрополитом Климентом (управделами Московской Патриархии). "Владыка, я тут на днях снова согрешил: на рок-концерте выступал", – покаялся я ему. Реакция митрополита была неожиданной: "А что тут особенного? Мы же специально в документах Архиерейского собора написали, что надо активнее использовать формы современной молодежной культуры во внебогослужебной проповеди. Так что я вообще не понимаю, зачем ты мне все это рассказываешь". Здесь уже я был поражен: как быстро то, что воспринималось вначале провокацией и скандалом, стало само собой разумеющимся. Лично меня это немножко даже пугает. Потому что я помню: "Есть у революции начало, нет у революции конца".
***
Личное дело
Андрей КУРАЕВ, диакон храма св. Иоанна Предтечи, что на Пресне. Профессор Московской Духовной Академии; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ. Окончил философский факультет МГУ по кафедре истории и теории научного атеизма, в 1985 г. перешел на работу в Московскую Духовную Академию. В 1988 г. окончил Московскую Духовную семинарию, после чего учился в Бухарестском Богословском институте. По возвращении из Румынии с 1990-го по 1993 г. работал референтом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В 1992 г. окончил Московскую Духовную Академию. В 1993-1996 гг. декан философско-богословского факультета Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова. С 1997 года – профессор Свято-Тихоновского Православного Богословского Института. С 2004 года основное место работы – Московская Духовная Академия.
Член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений.
21.05.2005
Источник: Владимирские ведомости