Братья Гримм за крематорий. А вы?
Смогли бы вы предпочесть "огненные похороны" обычным похоронам? Считаете ли вы, что строительство крематория реальная необходимость для Казани или, наоборот, искусственная проблема?
Ждем ваших звонков сегодня, завтра и послезавтра (1 и 2 июня) с 9 до 18 часов по телефону (8432) 43-38-61. У вас есть одна минута, чтобы записать свое мнение на наш автоответчик (желательно представиться). Голосуйте также за и против строительства крематория в рубрике "Опрос".
"Когда религиозные деятели выступают против кремации, якобы сжигание тел это неуважение к покойным, они противоречат главному постулату всех религий, что человек это в первую очередь душа, а физическое тело лишь "платье" , которое дается нам на время. Человека нужно любить и уважать при жизни, пока в нем есть душа! А пустая телесная оболочка в почестях уже не нуждается" , написала в редакцию казанская пенсионерка Вера Баканова в ответ на серию наших публикаций "Нужен ли Казани крематорий?".
В Древней Греции сжигали богатых
Вера Васильевна уточнила, что относит себя к верующим православным, но при этом она, что называется, двумя руками голосует за строительство казанского крематория: "Представители духовенства называют сегодня кремацию диким языческим обычаем. Но если это был разумный обычай, зачем же его отвергать? Сжигая трупы умерших, древние люди заботились о том, чтобы не засорять землю, воду... Хотя тогда еще не было научных данных о том, что трупные яды негативно воздействуют на живых. Что касается мертвых, то для них в кремации нет ничего оскорбительного. Огонь красив, о его всеочищающей силе давно известно".
Споры о том, какой вид погребения более экологичен, этичен и эстетичен, ведутся уже давно. В Древней Греции и Древнем Риме кремация и погребение в землю существовали одновременно. Причем кремация была более дорогой формой погребения и являлась привилегией состоятельных людей. Многочисленные археологические находки свидетельствуют, что в глубокой древности огненные похороны были в обиходе и у многих народов, живших на территории России, Украины, Латвии, Грузии, Армении... В средние века в жесткой борьбе монотеистических религий с язычеством кремация вышла из обихода и была объявлена варварством. Однако уже тогда ученые медики, химики, архитекторы, инженеры ратовали за возрождение кремации, исходя из санитарно-гигиенических и градостроительных соображений. А уж в XIX веке, с началом бурных процессов развития капитализма и роста городов, европейские ученые стали настаивать на возрождении кремации. В 1849 году Якоб Гримм (один из братьев-сказочников) прочитал в Берлинской академии наук доклад о высоких эстетических преимуществах кремации, а французский врач Трузон в 1860 году издал книгу "Кремация как наилучший способ погребения". В 1874 году была создана Международная федерация кремации, основной задачей которой стало ознакомление населения с преимуществами кремации с точки зрения экономики, гигиены, этики... Сегодня в эту федерацию входит 21 страна. Россия, в которой чуть больше десятка крематориев, не входит, так что просветительскую деятельность у нас вести некому. Между тем существуют научные данные, которые полезно знать каждому.
Почему покойники стали нетленными?
Несколько лет назад в Мюнхене прошла научная конференция под условным названием "Почему покойники не разлагаются?Дело в том, что кремация и ингумация (захоронение в землю) существуют в Европе параллельно. Так вот на ингумационных кладбищах Германии, Швейцарии, Австрии ученые столкнулись с удивительным явлением там прекратился процесс естественного тления тел. Покойники, скончавшиеся 20 лет назад, имеют такой вид, как будто их похоронили только вчера! Трупы разве что слегка омылились и покрылись воском, но не разложились. Этому удивительному факту нашлось два объяснения. Первое: из-за плохой экологии в почве исчез целый класс бактерий, "ответственных" за тление. Второе тела современных людей утратили способность к гниению вследствие переизбытка в них пищевых консервантов (с учетом развития пищевой промышленности то ли еще будет?).
- Зачем далеко ходить, если на наших кладбищах происходит сегодня то же самое трупы не загнивают и не тлеют, говорит профессор кафедры гигиены КГМУ Анатолий Иванов. Если при кремации процесс минерализации останков сокращается до 1 2 часов, то при захоронении в землю он может продолжаться неопределенно долго 50 лет и даже больше. Нельзя сказать, что "ответственные" за гниение и тление микроогранизмы сейчас вымерли, они просто мутировали и поэтому не хотят и не могут работать так, как раньше. Так что кладбище сегодня уже не та "фабрика природы" , где все перерабатывается и обращается в прах естественным образом. С точки зрения гигиены кладбища, бесспорно, не полезны для города. Поскольку кладбища не всегда обустроены с учетом положенных нормативов, трупные яды попадают в грунтовые воды, через поры в почве испарения из могил попадают в воздух... Поскольку казанские кладбища занимают уже огромные территории и продолжают расширяться, я считаю, что строительство крематория в Казани откладывать больше нельзя. Мне довелось побывать в венском крематории, и я был удивлен, насколько там все культурно и красиво обставлено. В конце концов, разве подвыпившие могильщики с лопатами выглядят более эстетично, чем печь крематория?
Каждый умерший имеет право...
- Я бы не сказала, что кладбища такой уж недружественный элемент для городского ландшафта. Наоборот, тихое, спокойное, озелененное кладбище является сегодня своего рода оазисом в шумном и загазованном городе, считает профессор, завкафедрой общей экологии КГУ Татьяна Рогова. Многие виды птиц, к примеру, предпочитают сегодня жить именно на кладбищах, потому что им там комфортно. Но при этом я думаю, что крематорий Казани нужен. Во-первых, в плане сохранения городских земель. Занимать огромные территории кладбищами нецелесообразно. Во-вторых, если уж мы назвались демократическим обществом, каждый гражданин вправе сам выбирать способ погребения для себя и своих близких. Я вот, честно скажу, предпочла бы, чтобы меня похоронили в землю, а кто-то выберет кремацию. Но право выбора у людей должно быть.
31.05.2005
Источник: Вечерняя Казань