Собор Русской православной церкви принял решение отказаться от канонизации Григория Ефимовича Распутина одной из самых загадочных и неоднозначных фигур в российской истории. Возможно, для многих граждан России вообще неведомо, что предложение причислить Распутина к лику святых уже давно обсуждалось и в самой Церкви, и в кругах околоцерковных, и, что самое интересное, в кругах политических. Так что решение собора некоторые силы восприняли с разочарованием, а некоторые с облегчением: ведь вслед за канонизацией Григория те же самые политические силы хотели поставить вопрос о канонизации Иоанна Грозного. А там и до опричнины недалеко...
Церковь вынесла твердый и ясный вердикт: несмотря на то что был Григорий Ефимович человеком глубоко верующим, незлобивым, принявшим мученическую смерть, идеология его все же "не была православной". Так что молиться ему все-таки не стоит...
Вопросов и загадок, связанных с этим именем, остается множество. И интерес к личности Распутина, по-видимому, утихнет еще не скоро. Сегодня в Петербурге туристов уже возят "по распутинским местам" (как раньше возили "по ленинским"). Икон Распутина в наших храмах не будет, но сфотографироваться с его восковой персоной нынче можно запросто. Детективные обстоятельства, связанные с гибелью этого человека, будоражат умы и по сей день. Но есть и другие вопросы распутиноведения, решить которые, пожалуй, даже важнее, чем установить точное место утопления тела Григория. Если идеология Григория Ефимовича "не была православной", то какой же она была? В чем именно заключалось категорическое разногласие Церкви и этого загадочного человека?
"ЛА-ЛА, РАСПУТИН..."
Стародавний хит квартета "Бони М" некогда поставил на уши всю планету и доказал нам, что вся планета знает и помнит об этом человеке порой даже больше и лучше, чем мы сами. А нам впору было тогда спрашивать у иностранцев: Who is Rasputin?
Впрочем, примерно в те же годы вышел в свет знаменитый роман Валентина Пикуля, худо-бедно ознакомивший читающую публику с обстоятельствами жизни и смерти Распутина, хотя и в несколько вольной интерпретации. Писатель, говорят, имел неприятности в связи с этой книгой, хотя везде и всюду отчаянно пытался доказать, что его целью было "показать, как разлагалось самодержавие"...
Однако советская идеология благоразумно предпочитала максимально глубокое умолчание имени Распутина. На это были разные причины, например, политические, ведь вопрос о Распутине неизбежно вел к вопросу о судьбе царской семьи. Он и сам некогда в своем предсмертном пророчестве написал царю, что его судьба будет связана с дальнейшей судьбой всей императорский фамилии: если в числе его убийц окажется родственник государя, то вся семья будет в итоге истреблена. Пророчество сбылось через полтора года... На расстрелянных царевнах и самой царице были обнаружены медальоны с изображением Григория, на Николае крест, который при жизни носил Распутин. Император называл его "наш друг, человек Божий". "Здесь самое дорогое для нас письма Григория", сказал Николай незадолго до расстрела, передавая на волю шкатулку с письмами Распутина. Письма эти, к счастью, были сохранены и опубликованы, так что нынче мы имеем возможность судить о Григории Ефимовиче по его собственному эпистолярному наследию.
Многие считали его "чертом", охмурившим царскую семью. Но комиссия Временного правительства, специально назначенная для расследования дела Распутина, не нашла при всем имевшемся у нее желании никаких следов действия темных сил в императорском дворце. "Следственный материал приводит к несомненному заключению, что источником влияния Распутина при дворе была наличность высокого религиозного настроения Их Величеств и вместе с тем Их искреннего убеждения в святости Распутина". Таков был самый первый буквально по горячим следам суд истории. Комиссия не утверждала, что Распутин был святым, она только делала вывод, что в этом были убеждены все члены семьи государя.
Именно это обстоятельство стало первой зацепкой, чтобы впоследствии поставить вопрос о канонизации Распутина, ведь если Николая и его семью канонизировали, то логика неизбежно подводит к вопросу: могла ли эта семья, состоявшая из святых людей, так глубоко заблуждаться и возводить в святые кого-то не того?
Так были написаны иконы святого Григория и сочинены акафисты Распутину. Подобная практика находится в рамках традиции: официальная канонизация нового святого происходит лишь после того, как его какое-то время почитают неофициально. Но от канонизации в итоге все-таки отказались. И не потому, что вокруг этого имени наплетено слишком много выдумок. Если бы это была исключительно клевета, ее легко можно было опровергнуть. Просто, как всегда, истина оказалась гораздо интереснее и полнокровнее полуправды...
Да, полуграмотный крестьянин из Тобольской губернии, до конца жизни писавший с грамматическими ошибками и почти не знавший правил пунктуации, вошел в семью последнего российского императора как полноправный член. "Оставьте нас в покое с Распутиным: это наше личное семейное дело, до которого ни обществу, ни государству никакого касательства нет. Никто не смеет стеснять нашу личную жизнь", так отбивался Николай от нападок. Но монархи, тем более самодержавные, лишены права на личную жизнь, которая была бы отделена от общественной.
Да, молитвами Григория исцелялся и наследник Алексей, страдавший неизлечимым заболеванием гемофилией, и другие сама царица и многие ее приближенные. А также многочисленные поклонники (чаще поклонницы). Но Григорий действительно не заключал никаких пактов с темными силами, был молитвенником и постником и свой дар исцеления приобрел исключительно церковным путем.
Вот только было в его даре нечто такое, что до сих пор смущает Церковь. "По имени твоему будет дано тебе", предсказал некогда Распутину Иоанн Кронштадтский. Противники в этом случае вспоминают, что фамилия Распутин созвучна "распутству", сторонники говорят о "распутье", в том числе историческом, и о старинной традиции ставить на развилках дорог кресты и часовни.
"ЛЮБОВЬ ВСЕ ПОКРОЕТ..."
Обратимся к первоисточникам. Причем к таким, которые стопроцентно не считают подложными даже апологеты Распутина.
Безусловно, человек этот проповедовал религию любви, которую понимал, правда, несколько шире, чем положено. И упорно отстаивал свою точку зрения.
"Более скорби нет, когда своя своих не познаша. Терпеть очень больно! Господи! Как умножились враги мои! Мнози восстают на меня! Многие говорят душе моей: нет ему спасенья в Боге. Все пишут гадкую сторону по наученью беса и от зависти на день суда Божия! В чем обвиняют невиновен, увидимся на суде Божием!"
"Ах, несчастный бес, восстановил всю Россию, как на разбойника. Вот всегда бес остается ни с чем! Боже! Храни Своих!"
"Благослови, Владыка, непотребного. Ежели я огорчил помолись и прости... А все-таки не столь грех, а милосердие Божие более".
Понятно, о чем речь? О том самом споре между Церковью и Распутиным насчет неправославного взгляда на любовь.
"Я вам зла не принесу, а ежели в ваших очах пал, то молитесь. Писал Григорий непотребный"... "Потому много сплетней. Но виноват, дал повод, но не сектант, а сын Православной Церкви..." так пишет Распутин князьям Церкви по поводу газетной травли признавая, по сути, что и впрямь "дал повод".
Да, он критиковал Церковь за то, что в ней "много буквы и мало духа, оттого и уходят люди из храма". Говорил о том, что иным батюшкам "лучше бы в урядники пойти, а они пошли в священники". Сочувствовал афонской ереси. Но всего этого было бы мало, чтобы столь многие (хотя и не все) церковники ополчились против него.
"Убить Распутина что паука раздавить: сорок грехов простится", так говорил старец Гавриил сестре императрицы Елизавете, к тому моменту уже схиигуменье. Апологеты Распутина утверждают, что в этой фразе старец "прозревал тайную основу готовящегося убийства языческое жертвоприношение", а вовсе не благословлял преступление. Возможно, что и так. Но сестра императрицы, сама монахиня, явно понимала это высказывание в самом прямом смысле.
Фрейлина императрицы Анна Вырубова, горячая поклонница Распутина, с горечью констатирует в своем дневнике: "Когда в столице узнали об убийстве Распутина, все сходили с ума от радости. Зверь был раздавлен, как выражались, злого духа не стало".
А вместе с тем, по многочисленным свидетельствам, Распутин и впрямь был человеком, всегда желавшим творить только добро. Не революционеры крайнего толка приняли решение убрать его, но аристократы, епископы, монархисты и близкие родственники царствующей фамилии.
"Учился носить вериги три года. Я много боролся, и пользы мне они не принесли, а нашел вериги любви".
"Бога везде надо видеть во всех вещах, во всем, что окружает нас, тогда спасемся. Будьте святы, как я свят, станьте богами по благодати".
"Обвиняют меня как поборника самых низких и грязных сект, и архиерей всячески восстает. Куда трудно любовь разобрать. Как человек не был на опыте. По поводу жалости это прямое естество. Да и это жалость. Пожалей и это жалость. А любовь это такая златница, что ей никто не может цены описать. Она дороже всего созданного Самим Господом. У избранников Божиих есть совершенная любовь. О любви даже трудно беседовать, нужно с опытным. А кто на опыте не бывал, тот перевернет ее всячески..."
Полуграмотный сибирский крестьянин не имел, скорее всего, никакого понятия о том, что учение о космической любви, в которой может и должна также принимать участие земная природа, известно, к примеру, под названием тантра-йоги. И это не секс, это духовный путь, доступный далеко не всем. Распутин открыл свою сибирскую тантру исключительно самостоятельно, причем вполне православными методами через молитвы, посты, бдения, паломничество, отшельничество.
В России действовала на протяжении многих веков секта хлыстов, где схожие понятия тоже проповедовались. Именно хлыстовской назвал идеологию Распутина и современный церковный собор, отказываясь от канонизации этого человека. Однако, по-видимому, с сектантами Распутин не знался свой путь он открыл сам. Но, возможно, просвещенная царица имела представление о восточных учениях, проповедующих те же взгляды? И, конечно же, сам Николай был в курсе учения Распутина... Но "это наше личное семейное дело!"
А кроме того... И это, наверное, главное: ведь ни один врач не мог помочь наследнику Алексею в борьбе с тяжелым недугом. Но вот Распутин мог.
LOVER OF THE RUSSIAN QUEEN
Любовник русской царицы. Была и такая версия. Доказательства тут только косвенные, зато существует масса прямых опровержений (впрочем, неизвестно, до какой степени искренних). Доподлинно известно только то, что незадолго до своей гибели Распутин сжег все письма, написанные ему рукой императрицы. Писем было много, так что жег он их всю ночь, и теперь уже никто не узнает, что же в них было написано. Наверное, даже не стоит стараться докопаться до правды "было" или "не было". Суть не в том.
Для впечатлительных петербургских аристократок, занимавших, по выражению современников, очередь, чтобы попасть в постель к Распутину, человек этот не был любовником он был, как сказали бы сегодня, именно секс-гуру, принадлежал всем сразу и никому в отдельности. Его космическая любовь должна была быть "бесстрастной" и "не взирать на лица", по его же собственному выражению.
Хотя в любом случае отношения Распутина с императрицей на самом глубинном уровне не могли не быть завязаны на его редкой по своей мощи сексуальной энергетике. Письма ее были сожжены. Но сохранилась записная книжка Аликс, куда она заносила свои размышления и высказывания Григория.
"Любовь большое страдание, оно не может кушать, не может спать. Она смешана с грехом пополам.
Все-таки лучше любить.
В любви человек ошибается, но зато страдает и страданием искупает свои ошибки.
Если бы человек мог, любя, все время чувствовать Бога, была бы радость и сияние. А выходит не радость, а мука без конца.
А все-таки любовь!
Если любишь сильно любимые счастливы! Им сама природа и Бог дают счастье.
Надо Бога просить, чтобы Бог научил любить светлее, яснее, чтобы не мученье была любовь, а радость, хотя в начале и было замешательство, но конец, исход должна быть дружба и святыня".
И уже в открытую, чуть ли не плачем Ярославны: "Любовь чистая, ясная любовь яснее солнца! Солнце греет, а любовь ласкает. Боже, истины Творец, от любви Твоей, единым духом, все от Тебя создано, и я Твоя! Научи меня любить, тогда мне и раны в любви нипочем, и страдания будут приятны. Не оставь меня постылой, а дай мне ярко и ясно любить. Знаю, в любви есть страданье и мученье, и я, от любви рожденная, и от любящих своих дух мой отдаю в руци Твои..."
Европейская аристократка, связанная узами крови с большинством коронованных особ Европы, императрица всея Руси Александра Федоровна Аликс, Алики, как ее звали близкие, причащалась к тайнам космической любви, заглянув в пронзительные ("оморошные", как выражались критически настроенные современники) глаза сибирского мужика... Было от чего впасть в замешательство Западу, который все эти материалы читал и знал задолго до нас.
Двенадцать лет Распутин и последние Романовы были духовно неразлучны. Царевич и царевны тоже обожали его. Он называл царя и царицу "Папа" и "Мама", при встрече целовался троекратно с обоими, потом императрица прилюдно целовала ему руку хотя он не имел сана, а целовать руку полагалось только священникам.
Известно шокирующее письмо царской семье, написанное рукой Распутина, которое, как говорится, каждый понимает в меру своей испорченности. То ли это высокая святая простота, то ли особый цинизм. "И с Мамой вашей Боженька на кроватке ей весело, а нам больно, потому что мы смотрим не по-Божьему, а по-своему. А Мама лежит с ангелками, она и радуется, а нам горе. Папочка, не скучай! Маме приятно, а потом она долголетняя, еще маленько то совершенно здоровая".
Вероятно, по своей идеологии Распутин был не столько наследником старинных сект, сколько первым российским хиппи XX века. Сплошные "земляничные поляны", "твори любовь, а не войну", "все, что тебе нужно, это любовь"...
Иногда его именуют "старцем", но возраст тут ни при чем: старцами в православной традиции называют духовно просветленных монахов, которые уже могут учить других и совершать чудеса исцеления. Что же касается возраста, то погиб Распутин в неполные 49 лет, то есть далеко не стариком.
В день гибели на Распутине была рубашка, собственноручно расшитая императрицей: синие васильки да золотые колосья...
"ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ ВНУТРЬ ВАС ЕСТЬ"
"Святыня есть только одна радость. Проще себя держать, когда все узнаешь понемножку. В простоте явления всего. Не молился, не грешил как камень. Не станешь учиться никого не научишь. Как станешь у всех учиться, настоящим станешь учителем. Никого не учи, только сам учись".
"Все в любовь, любовь и пуля не возьмет. Пути Божий неисповедимы, кажется дурно, а выходит свято. Узнаешь себя, когда умрешь, а кто при жизни себя хочет узнать, тот глуп".
"Действительно, нужно всегда себя проверять, я с этим согласен, только в середину точки зрения, а не до крайностей. Потому что человек любит искренней душою, а враг хитрый по этому поводу и представит картину: "Ты еще не учился любить, недостоин, грешник, любят не так, а ты люби одного Бога, ходи с поникшей головой, не радуйся!" Нет, Бог веселый от рая не отказал, а наипаче их возлюбил, только веселиться нужно во Господа".
"А вы, некоторые, пережили, как древние жены, да, вам больно, вас любящие не понимали. И тех жен не понимали, время пришло, убедились. А потом все и поняли. Да будет написано в песнях и псалмах. Когда века пройдут и о нас скажут, да нас уж нет потом, потом..."
Это опять записи Распутина, к счастью, не пропавшие для истории.Действительно, песни уже написаны. И даже псалмы писать пытались. Вспоминаются слова одного исследователя о Жанне д'Арк: "Самое удивительное в этой истории то, что она произошла на самом деле". Интересно, что история юной лотарингской крестьянки, вершившей судьбы королевств и казненной по обвинению в ереси и колдовстве, чем-то перекликается с историей Распутина. Однако католики все-таки причислили Жанну к лику святых, хотя и с большим запозданием в 1920 году. С Распутиным все обстоит гораздо сложнее и запутаннее.
Секс-гуру? Да что было, то было. Но между тем Григорий был противником бытового разврата, говорил, что "муж от Бога, а друг от увлеченья, а увлеченья все от Сатаны. Мол, любишь, мол, пожалеть хочешь, но сам несовершенный, вот и получается мученье для обоих..."
Сам же Григорий полагал, что получил особое откровение от Божьей Матери, которое, судя по всему, предписывало ему видеть в каждой женщине Ее частицу. "Ах, как надо осторожно: изо всех прелестей это вам и прелесть, а любить надо, если их не полюбишь, то несовершенный человек, не имеет славы духа... Так нужно быть совершенным, чтобы молодые девы, старые, взрослые, в преклонных летах не находились в струпьях или разных болезнях, так любить, как своих родных маленьких детей; приветство во Христе, зло и рана не приблизятся вовек, и всякий яд не повредит спасающему. Этот дар приходит не в один год, а дожидаются много лет идеала любви".
Он предугадывал будущее, исцелял больных, мог заранее предсказать смерть человека или указать на вора все это было в нем еще с детства, в странном крестьянском мальчике не от мира сего. Но настоящее прозрение началось с 14 лет, когда Григорий услышал в храме евангельские слова о том, что "Царствие Божие внутрь вас есть". Потрясенный этими словами, он убежал тогда подальше в лес и понял, что почувствовал Царство Божье в самом себе...
Так кем же Распутин был на самом деле? Не святым. Но и не чертом. Все сложнее. Глубоко верующим человеком? Да. Искренне желающим добра всем людям и своему народу? Безусловно. Но при этом прирожденным сильным стихийным колдуном, экстрасенсом, как сказали бы теперь, да еще и развившим свой дар при помощи духовных практик...
Силы стихийного первозданного Эроса абсолютно аморальны. В том смысле, в котором не имеет морали гравитация или ядерная энергия. Можно попытаться использовать эту мощь во имя любви и всеобщего блага, однако в духовном плане это, по-видимому, равнозначно попытке протянуть руку к энергии ядерного синтеза. И даже на том самом заповедном Востоке, где издревле признается, что энергия секса может быть дорогой духа, истинные тайны тантры держатся за семью печатями. До них и по сей день не могут докопаться даже самые дотошные исследователи. Наверное, это правильно.
Приходится признать: все-таки в этом случае Церковь была права. Распутинская миссия любви, по-видимому, просто не могла спасти Россию от надвигавшегося мрака и не могла послужить делу обновления веры. И, кто знает, не поспособствовала ли она заодно (в мистическом плане) и пробуждению темных сил ненависти, волны которой вскоре после гибели Распутина захлестнули страну?
23.05.2005
Источник: Секретные материалы (Санкт-Петербург)