ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Чем черт не шутит"

Светлана Логвинова :: 01 июня 2005

Оформитель пионерских лагерей ударился в бесовщину

Двор малаховской церкви Первоверховных апостолов Петра и Павла украшают скульптуры... рогато-хвостатых чертей и сисястых ведьм ню в человеческий рост. Прямо оторопь берет: а в храм ли ты попал? Ваяет чертовщину из дерева и воздвигает у храма "местный Церетели" – художник Виталий Першин. Прихожане в ужасе от такого соседства, не говоря уже об отцах церкви. Они пачками пишут жалобные коллективные письма в инстанции, возглашают анафемы и воссылают молитвы. Но нечистым хоть бы хны – кажется, только дай волю, пустятся в пляс, размахивая хвостами под колокольный звон. Собственно, на то они и бесы...

Если он с Воландом задумает вернуться в следующий раз, одними пожарами дело не обойдется.

А может, уже вернулся?..

Можете не верить, но вот вам крест – на этих словах, пока мы сидели и мирно беседовали с художником на лавочке, во двор зашел черный как смоль деревенский кот и, не обращая на нас никакого внимания, вальяжно направился к только что привезенной скульптуре ангела. Внимательно ее обнюхав, кот поднял хвост и по-хозяйски пометил "новенькую". Затем чинно потоптался на крыльце дома, повернулся и так же неспешно вышел за ограду, пока Виталий Иванович упивался своими измышлениями о роли мистики в его судьбе.

Рука со сложенными в горстку пальцами невольно потянулась ко лбу...

***

Справка "МК"

Увлечение бесовской тематикой на самом деле легко можно приписать всей нашей литературе. Большого труда стоит найти автора, который ни разу бы не упомянул хоть какую-нибудь нечисть.Бесы, водяные, кикиморы, русалки, встающие из могилы покойники часто становились непременными персонажами произведений. Достаточно вспомнить лишь некоторые из них: "Бесы" Федора Достоевского, "Вий" Николая Гоголя, "Бесы" и "Сказка о попе и работнике его Балде" Александра Пушкина, "Черт" Марины Цветаевой, "Последний черт" Константина Паустовского, "Черт" Михаила Зощенко и т.д.

***

У черта на куличиках

Пеняя на кота Бегемота, которого создал года четыре назад, Першин далек от лукавства. В самом деле, до его появления в коллекции минорных нот в жизни творца было на порядок меньше. В свое время он даже подавал большие надежды, когда, закончив Строгановку, работал в институте технической эстетики. Там-то и развился у него неподдельный интерес к пластическим формам, которые он поначалу воплощал в самых безобидных вещах – оформлял пионерские лагеря на бескрайних просторах бывшего СССР.

- Сейчас эту профессию называют ландшафтный дизайнер, ну а тогда я именовался попроще – художник среды обитания. Работал в Казахстане, Узбекистане, на Алтае. Создавал такие волшебные проекты, с которыми сегодняшнее благоустройство не сравнить. Например, в городе Тахиаташ, что в Каракалпакии, по моему проекту на месте пустыни сделан искусственный водоем. Он украшен кораблем в натуральную величину, палуба которого служит игровой площадкой и вышкой для прыжков в воду. Дети, купаясь в таком бассейне, визжат от восторга! Года три назад я был там – все сохранилось в прекраснейшем состоянии.

В советское время работа ландшафтного дизайнера еще не пользовалась таким спросом, как сейчас, поэтому успешные труды Першина остались практически не замеченными. Самый громкий его титул – заслуженный работник культуры Каракалпакии. Остальные звания появились у него преимущественно по личной инициативе: член Союза художников России и Международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО, участник международных и всесоюзных выставок, член попечительского совета п. Малаховки по восстановлению летнего театра и благоустройства территории Малаховского парка.

Кстати, в Малаховке и соседнем Краскове к творчеству скульптора раньше относились очень даже внимательно. Дозволяли оформлять сгоревший театр, Дом культуры, парк, устраивать выставки. В конце 70-х Першину даже разрешили взять в аренду под мастерскую деревянную лачужку рядом с полуразрушенной церковью. Расчет был на то, что новосел поможет реставрировать храм. Не тут-то было! Бес попутал художника, и тот начал строгать чертей, оскверняя приход. И нашла коса на камень...

В тихом омуте черти водятся

Надо отдать должное, на первых порах художник все же помогал в реконструкции храма Апостолов Петра и Павла. На целый год пустил на постой в свою арендованную хибарку резчиков, делавших новый иконостас. Церковные служащие во главе с отцом Александром к соседу долгое время тоже относились достаточно лояльно. Не возражали против его присутствия и тогда, когда весь храм уже был обнесен высокой оградой, а мастерская оказалась не поодаль, а прямо на его территории. Но когда в церковном дворе стали плодиться бесы, православные не выдержали.

- Приезжают к нам высокопоставленные отцы церкви, – негодует женщина из хора, – и чуть в обморок не падают: за оградой дьявольские рожи торчат, Где ж это видано, чтобы в святом месте нечисть множить?!

У Першина на этот счет свое мнение:

- Территорией храм полностью обеспечен. К архитектурному ансамблю сие сооружение никакого отношения не имеет. А то, что моя мастерская была домом церковного сторожа, еще доказать надо. Бумаги чуть ли не XIX века, которые они мне под нос суют, ничего уже не значат. Я, между прочим, этот участок не самозахватом взял, а мне его предоставили в аренду по закону, как члену Союза художников России. И прежде чем меня выгонять, надо предоставить аналогичное помещение,

Уже несколько лет продолжаются взаимные бодания церковной общины и ваятеля. Ни молитвы, ни коллективные письменные и устные обращения не возымели на злого гения никакого действия. "Девочки, ну что же вы, Пушкина али Булгакова совсем не читали?" – напрасно взывает к просвещенности разъяренных бабулек Першин. И однажды у прихожан лопнуло терпение.

В ночь с 26 на 27 марта 2003 года в отгороженный дворик мастерской проникли неизвестные. Они сдернули с забора и стен декоративные панно, плакаты, звездные пространственные системы, повалили скульптурные композиции. Все это богатство, подготовленное Першиным для благоустройства малаховского парка, было переброшено через забор и... безжалостно сожжено в печи сторожки церкви.

- За два дня до этого, – вспоминает Першин, – в присутствии отца Александра дама, шикарно одетая, мне заявила, что "если я со своими картинками немедленно не вытряхнусь из хаты, она вызовет ОМОН". Я возразил ей, что вытряхивать меня можно только в присутствии судебного исполнителя. И вскоре недосчитался работ на 90 тысяч рублей.

По горячим следам потерпевший даже написал письма прокурору Люберецкого района, г-ну Грызлову, Патриарху всея Руси и самому Путину. И церковная, и светская власть остались безучастны к акту уничтожения художественных произведений. Стоит ли говорить, что похитителей милиция так и не нашла. С той поры в мастерской Першина денно и нощно дежурят специально нанятые им сторожа. Ребята изрядно поддают, зато к бесовскому выводку относятся очень дружелюбно. "Мы к мельканию чертей перед глазами люди привыкшие", – признаются они.

***

Справка "МК"

Демоном церковники еще в I веке н.э. стали называть того самого козлоногого рогатого Пана. Вместе с ним безобидные ранее фавны, лесные боги и нимфы в устах догматов стали ведьмами и злыми духами. Все это явилось следствием безжалостной борьбы христианской церкви с язычеством. На первых порах церковь боролась не столько с верой в злых духов, сколько с их культом, потому что язычники поклонялись всем божествам – и добрым, и злым. Духовенство категорически запретило служение сатане. Всякая попытка обратиться к нему стала считаться богоотступничеством. Тем, кто ослушался, грозило сожжение на костре или другая малоприятная смерть. В XIII веке подобное мышление приобрело род массовой истерии – инквизиция торжествовала. Православная церковь тоже всячески поддерживала в народе веру в дьявола, чертей, колдунов. Видные церковные деятели и сейчас нередко выступают с декларациями о реальном их существовании.

Не так страшен черт, как его малюют?

***

Уж не знаю, кого винить – то ли чертей, в отместку за своего создателя решивших поглумиться над святынями, то ли Бога, который все видит и наказать может, только недавно вся эта фантасмагория получила неожиданное развитие. Сам храм пострадал от незваных ночных гостей. Вернее, одного гостя, успевшего прославиться на весь столичный регион. В ночь с 9 на 10 мая в храм Петра и Павла забрался наркоман. И не какой-нибудь, а тот самый, который намедни обокрал и поджег малаховскую синагогу. Сработала сигнализация, но приехавшая милиция никого не обнаружила, А парень нашел в запасах отца Александра кагор для причащения и весь его выпил. Затем залез за алтарь и там... уснул. А проснувшись, устроил церковным служащим настоящий дебош. Здесь и милиция подоспела, отреагировавшая на второй вызов сигнализации.

О происшествии все в округе слышали, но распространяться на сей счет опасаются. Комментировать – и подавно. Даже сарафанное радио работает на пониженной громкости – скупые слухи передают друг другу исключительно шепотом. "Когда бесы шалят, лучше держать язык за зубами", – застращала нас местная всезнайка почтенного возраста.

...А Першин тем временем продолжает строгать чертей, драконов, кикимор и прочих жителей Лукоморья. Более того – вынашивает планы устроить под боком у церкви музей изящных искусств. Даже вывеску уже повесил. И объявление, где призывает всех единомышленников присоединяться, то бишь приносить свои творения к нему во двор. Желающих пока не нашлось, но художник не теряет надежды:

- Есть художники, которым не нужны залы. Только небо и земля. Мы сможем ставить здесь эксперименты в области пластики. В конце концов, почему светская культура не может мирно соседствовать с культурой религиозной?

И хотя в журналистской этике наложено табу на подобные вопросы, мы не удержались и все-таки спросили у бесописца:

- Вы верующий человек?

- Во что верующий? – неожиданно отреагировал тот. – Я знаю, что есть некий Всевышний, который создал наш мир. Как его называть – Богом, Отцом, неважно. Я верю только в того, кто мной руководит.

Мы уезжали, до конца так и не поняв, кто же все-таки руководит рукой сельского художника...

01.06.2005

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама