Протоиерей Александр Солдатенков, бывший клирик Тульской епархии, с недавнего времени является сотрудником сектора ВДВ Синодального Отдела. В числе других пастырей, он окормляет Воздушно-десантные войска знаменитую "крылатую пехоту".
- Батюшка, как Вы попали на Балканы?
- В 1999 году, когда российский контингент вошел в Косово, мы все переживали за братский сербский народ. Сам я служил в Туле, на приходе храма "Нечаянная Радость". Мы с детишками из воскресной школы готовили посылки в Сербию. Но мне хотелось самому побывать на месте событий, принять в них участие.
Вскоре из Москвы в епархию пришла бумага с просьбой назначить священника для военных, прибывших в Боснию из России. Направили меня. Многие не понимали, зачем приходскому священнику нужно на Балканы. Как раз в это время в Москве, на Каширском шоссе был взорван дом. Поэтому мое согласие на поездку кое-кого вогнало в шок. Но быть русским это особое состояние души. Царство небесное нашему владыке Сера-пиону, он это понял и благословил меня.
- Что произвело на Вас наибольшее впечатление?
- Я находился в командировке полгода, с октября до конца марта. Первые впечатления были ужасны. Всюду разрушенные, разграбленные селения. Албанские дети и молодые парни не пропускали российские колонны, забрасывали их камнями. Я и сам попадал под такие "обстрелы".
Нигде больше я не видел столько монастырей, столько храмов. Святыни древние, XII-XIV века. А фрески какие! Святыни повсюду разрушались. Но они сохранились в тех местах, где русские подразделения взяли под охрану храмы и монастыри.
Пробыв, в Сербии около полугода, я задумался: как же крепка вера православная! Например, священник едет через албанское село. Это ведь то же самое, что русскому пробраться через Чечню. В Грачаницах, где были монастырь и семинария, храм остался, в нем служил сербский священник. Вот так он и ездил.
-Расскажите какой-нибудь случай, который Вам запомнился.
- В Призрене, центре епархии, стоял храм. Он был обстрелян, выбиты стекла. Мы пришли стоят немцы-миротворцы. Говорю: "Я православный священник. Мне нужно пройти". А они отвечают: "Мы вас не пустим". "Как не пустите? Мы переводчика взяли". Тогда вышел священник: "Пропустите, это русские, из Москвы". И мы вошли. На службе стояли сербы, примерно двадцать человек, двое мужчин, остальные женщины. Все стояли и плакали. Я спросил: "Где ваши мужчины?" "В подвалах сидят". Жены не выпускали мужей, потому что их поубивали бы. Если на пути идущего серба окажется толпа албанцев он из нее не выйдет. Останется лежать на земле. Конечно, будут говорить, что заведено уголовное дело однако никаких дел не заводили. Сколько раз так было!
Милостию Божией я оставался цел. Старался быть поосторожнее. На Господа уповать надо, но и голову иметь на плечах тоже. Рисковать значит давать пищу диаволу.
Вот, едем через селение на БТРе, и я со всеми. Русский священник, представитель Московской Патриархии. На мне подрясник. Мне говорят: "Батюшка, ложитесь на дно. Если увидят они и нас камнями забросают". И я скрывался. Зачем подводить людей?
Первые месяцы было очень тяжело. Служили в палатке. Были морозы до 20-25 градусов. Нам говорили: "Зачем вы приехали, привезли нам холода?" У сербов дома высокие, красивые, двухэтажные. Однако ни воды, ни отопления нет. Сидят все в одной комнате и греются вокруг мазутной печи.
- Как сербы относились к русским?
- В первую мою поездку они заявляли: "Вы нам не нужны! Дайте нам "С-300" , мы сами во всем разберемся!" Вся Европа слала им гуманитарную помощь: продукты, палатки, деньги, одежду. Я собирал сухие пайки они их даже не брали.
Во вторую поездку отношение к нам было уже другое, как небо и земля. Теперь сербы говорили: "Мы без вас ничто.
Возьмите нас к себе. Мы согласны быть в составе России".
- Что же на них так повлияло?
- Наше отношение к людям. Любовь Божия. Для нас будь ты хоть китаец ты брат всем.
А они этого не видели. Страны-миротворцы сначала давали гуманитарную помощь, снимали по телевидению, а потом сказали: "Все, хватит! Кормитесь сами". А как "сами" , если поля, которые сербы обрабатывают, заминированы? Чтобы ремонтировать или заправлять технику надо проезжать через албанские деревни. А оттуда можно не вернуться.
Представьте, на перекрестке дорог стоит толпа из пятидесяти-ста албанских парней. Весь день стоят, курят, пьют кофе. Вечером к ним приезжают некие люди и выдают каждому по 50 марок. В Киеве было то же самое, и деньги такие же -150 евро. Эта возня явно имела целью разъединение людей в Косово.
- А как наш контингент относился к вам?
- Поначалу ко мне были настроены отрицательно. Не понимали, для чего с ними находится священник. Правда, там была не такая тяжелая война, это все-таки не Чечня. Но наши так же несли службу, охраняли блок-посты, ночью нас так же обстреливали. И снайперы убивали наших солдат.
- С чего Вы начали?
- Познакомился с командованием и стал служить. Меня никто не контролировал. Я был вдалеке от России. Но я сразу поставил себя в жесткие рамки. Служил утром и вечером. Я служил не только в храме-палатке, но и ездил. Сам напрашивался. Когда вместе не так страшно. Проводил беседы. Спрашивал, есть ли желающие принять таинство крещения. Утром крестил. И когда поняли, что я пришел не с хитростью, не с лукавством потянулись ко мне.
-С какими проблемами Вы сталкивались?
- Вдалеке от семьи некоторые забывали о своих близких. Начинали себя терять как мужей, сыновей. Пить и по-другому грешить. Опускались до того, что ходили в албанское село, где были "красные фонари". Там жили девушки из Украины, из Молдавии. С этим мы боролись. Когда видишь, что офицер близок к тому, чтобы переступить порог греховный беседуешь с ним, иногда просто заходишь, будишь его в семь утра: "Пойдем на службу!" Ведешь его он ругается. Одним словом, чувствуешь, когда человек приближается к опасности, стараешься его подхватить.
Были, конечно, такие, кому ни Церковь, ни Бог не нужны.
- А с ними как?
- Они же не сами такие. Это в них говорил бес, гордыня. Он, может быть, и хочет придти в церковь, да гордыня не дает. Тут священнику нужно терпеть, нести крест.
- Вспомните самый радостный момент из Вашей пастырской практики.
- В ночь на 1 января, на Илью Муромца, в половине первого я устроил службу. Весь народ, 500 человек, пришли в храм. А ведь это была обыкновенная палатка куда там было поместиться? Так они заходили, ставили свечи, и уходили. Это не забудется никогда.
Такое же было у меня однажды в Чечне. Мы приехали, поздравили солдат, поговорили. Я сказал: "Кто желает креститься, причаститься приходите завтра, в 6 утра". Представляете утром выхожу, не видно ничего, темень. Вдруг вбегает солдат: "Батюшка, Вас ждут!" 60 человек пришли креститься, 60-причащаться! Это была такая радость, как будто солнце взошло.
- Слышала, Вы на свои средства отправили целый самолет духовной литературы?
- Когда я приехал в первый раз, у меня была кассета с записью хора казаков. В Слатине, на аэродроме, я был в офицерской столовой. Я ее поставил, чтобы послушали. И как слушали! Я еще освятил эту столовую, и солдатскую, да и все подразделения. Меня командиры сами просили: "Батюшка, освятите! А то у нас плохо". Но сейчас не об этом. Когда я вернулся в Россию, переговорил с Владыкой. Он дал команду, чтобы храмы, по мере возможности, пожертвовали духовную литературу. Мы собрали очень много всего, кроме книг крестики, бумажные иконочки. Я свои средства тоже вложил. Словом, когда грузили в самолет оказалось, что мы заняли семнадцать посадочных мест.
- И все это пригодилось?
- Еще бы! И офицеры, и солдаты так были рады.
- А теперь, отец Александр, попробуем подвести итог. Какие уроки Вы извлекли из пребывания на Балканах? Какие выводы мы, русские, православные, должны сделать для себя?
- В Священном Писании сказано: время разбрасывать камни и время собирать их. Сейчас мы собираем камни и пожинаем плоды тех деревьев, которые мы посадили. Доброе древо дает добрый плод.
Православный человек всегда патриот. Чтобы быть православным патриотом надо не лоб себе разбивать по известной поговорке. Надо исполнять заповеди Божьи. Если человек исполняет их и жизнь полагает "за други своя" он патриот. На этом зиждется любое православное государство.
- Как вы оцениваете задачи священника в современной армии?
- Мы переходим на контрактную систему в армии. На Западе ее используют давно. У них как? Я встречался с солдатами, они говорили: "Я свои восемь часов отработал и свободен. Но есть контактный телефон, по которому меня можно вызвать". А у нас? Представьте, они только-только закончили срочную службу, где жили в казарме, и опять то же самое! Да и в духовном плане мы пока не обеспечены. Здесь свои трудности. Одно дело молодой парень, которого только оторвали от матери. Другое когда ему 25, у него семья, профессия. Для нас, священников, которые служат в войсках, работа с такими людьми это большая, серьезная школа.
Когда приходишь к военнослужащим сначала отношение настороженное. Потом тебе начинают доверять. Священник ни в коем случае не должен принадлежать к военному ведомству. Авторитет его должен держаться не на должности или числе звездочек на погонах. Он зарабатывает авторитет своим личным опытом, личным примером.
Недавно я был на блок-посту, меня позвали на стрельбище. А я уже лет двадцать не стрелял, со времен военной службы. И что же? Мне потом сказали: "У нас и офицеры так не стреляют!" А я стоял и молился: "Господи, не дай мне опозориться!" Так что, если на Православие нападут мы будем готовы дать отпор, как в свое время Пересвет и Ослябя. Я, конечно, священник, и не имею права брать в руки оружие. Мы, пастыри, должны быть в первых рядах сражающихся и напоминать, что Господь ведет нас.
01.06.2005
Источник: Красная звезда