ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Консерватизм и православие"

Андрей Сидоренко :: 02 июня 2005

Краеугольные камни самобытной духовности русского народа

Уже много лет в политических кругах ведутся разговоры о необходимости создать русскую национальную государственную идею. Результаты таких разговоров и поисков, к сожалению, неутешительны, никто пока еще не смог представить на суд общественности что-либо основательное. Удивляют при этом непонятная пассивность и бесплодность в этих вопросах политических партий.

Между тем общество находится в мировоззренческом хаосе. Массы людей дезориентированы по основным проблемам социальной жизни. Никто вразумительно не объясняет, что представляет собой сегодня Россия, каковы ее великие цели, куда и к чему она движется, какое ее ожидает будущее. По моему глубокому убеждению, есть две причины такого состояния. Во-первых, страну продолжают держать в руках силы, которые не желают раскрывать народу правду и поэтому не заинтересованы в продвижении страны к прогрессу. Естественно, не нужна им и конструктивная национальная идея. Эти силы схватили жирные куски и заботятся только в приумножении своих богатств. В этом состоит главная угроза национальной безопасности России. Во-вторых, проблема формулирования русской национальной идеи действительно является весьма сложной и поэтому не нашлось пока людей, которые взяли бы на себя труд решить ее.

В апреле 2005 года в партии "Единая Россия" была разыграна какая-то странная политическая буффонада, суть которой состояла в том, что образовались две группы "единороссов", которые пришли к выводу: надо создать в партии два крыла – правое и левое. Закончилось все проведением съезда партии, на котором было заявлено, что "Единой России" не нужны никакие крылья, она медведь, а медведь, как известно, существо не крылатое. Кто-то даже позлословил на этот счет: "Мы не левые и не правые, мы – валенки". Ну Бог с ними, с "крыльями". И все же должен сказать, что в выступлениях одного из лидеров предполагавшегося "левого крыла" Андрея Исаева содержалась весьма интересная, я бы даже сказал, конструктивная мысль о том, что в качестве идеологии это крыло берет идеологию "социального консерватизма". В чем суть этой идеологии, Исаев не раскрыл, однако она привлекла к себе внимание.

Идея русского консерватизма не является чьим-то нынешним изобретением. Это исконно российская идеология, о которой в XVIII-XIX веках поднимали вопрос многие мыслители. И сегодня она, безусловно, востребована. Более того, она, как показывают результаты моих исследований, может быть положена в основу искомой русской национальной идеи в наше время. Есть все основания утверждать, что именно русский консерватизм в сочетании с религиозным мировоззрением является основой русской национальной идеи, фундаментом, на котором собираются ее смыслообразующие конструкции.

Под консерватизмом принято понимать идейное течение, главным принципом которого в самом общем виде является следование исторически сложившимся и утвердившимся многовековой практикой основополагающим национальным традициям и ценностям страны. Говорю "в самом общем виде", потому что консерватизм как идеология жизнеустройства и жизнедеятельности общества и государства непременно включает в себя также и другие прогрессивные принципы и идеи, вытекающие из мирового общественного процесса, из общих закономерностей научно-технического прогресса, которые обогащают основополагающие принципы страны, плодотворно влияют на них. Они являются теми опорами, на базе которых совершенствуется то, что в обществе и государстве в ходе исторического развития твердо установилось, многократно проверено и оправдало себя. Не случайно консерватизм называют еще и традиционализмом, а традиции, как известно, неистребимы. Именно они и есть основа консерватизма.

Стержневыми идеями русского консерватизма являются сохранение и совершенствование государственности и патриотизма, воспитание у народа созидательной любви к своему Отечеству.

Русские исследователи консерватизма утверждают, что отличительная черта российской государственности состоит в том, что она объявляется общенародным делом. Поэтому задача государства, его правителей состоит в том, чтобы приблизить свой народ к государству, сделать его государственным народом. Кто-то из мыслителей сказал: "Государственный народ – это такое множество разумных существ, которое объединено общим отношением к тому, что оно любит. Следовательно, чтобы решить, каковым является народ, следует уразуметь, что он любит". Русский консерватизм исходит из того, что сильным является государство, народ которого теснейшим образом связан с ним, понимает и любит его идеалы, считает их своими, отстаивает их, борется за них вместе с государством и под его водительством. Из этой традиции русского консерватизма давно в России сформировался один из ведущих идеалов русской национальной идеи – "народность". Народ на Руси всегда поддерживал государство, желал, чтобы оно было сильным, надежным, эффективным. В этой связи уместно напомнить слова великого русского философа Ивана Ильина: "Судьбы государств определяются качеством ведущего слоя... Такова судьба всех народов: они расплачиваются за недостатки ведущего слоя". Как здорово сказано, как точно отражает сказанное то, что произошло с Советским Союзом и происходит сегодня с Россией. Жестоко расплатились народы за подлости своего руководящего слоя. Им бы, после того что сотворили с державой, Богу молиться, а они трубят во все глотки: "Караул, Путин уходит с нашего "демократического" поля, устанавливает авторитарную власть". Да ведь еще и западных "благодетелей" просят помешать ему возрождать страну, не губить столь вожделенную для них "демократию".

Для любого консерватизма, для русского в том числе, может быть, прежде всего характерны признание, сохранение и укрепление сильного государства, провозглашение и утверждение приоритета национальных и государственных интересов над интересами личности, признание и сохранение незыблемыми ценностями религию, Церковь, нравственность, семью, армию, школу, самобытную национальную культуру.

Русскому консерватизму присущ ряд специфических черт, которые отличают его от консерватизма любой другой цивилизации и страны, определяют, окрашивают особыми цветами самобытность российского общества и государства, формируют специфический характер русского и других коренных народов России. Главной особенностью русского консерватизма, русских национальных ценностей, накладывающей отпечаток на всю жизнедеятельность русского общества и государства, является приоритет духовного начала над материальным. Именно на фундаменте русской духовности сформировалась наша русско-славянская цивилизация и этот фундамент всегда был и остается тем фактором, который сохраняет и будет сохранять ее незыблемость. Соответственно и консерватор – "это человек духа, человек религиозный, тот, кто разглядывает историю не просто сквозь призму ума, но разума и верующей души, и считает многое, что было в жизни предков, незыблемым или по крайней мере стоящим для научения" (В. Личутин. От пропасти к себе. "Завтра", N 52, 2003 г.). Это признавали многие русские мыслители. "Уверуйте в дух народный и от него единого ждите спасения и будете спасены", – страстно и многократно говорил в своих произведениях Ф. М. Достоевский. Любые смутные времена и напасти в нашей стране преодолевались исключительно силой духовности.Некоторые авторы полагают, что эта особенность сформировалась вследствие воздействия сложных климатических, географических и геополитических факторов на жизнь русского и других коренных народов России. Безусловно, продолжительное формирование русского этноса в условиях холодной, огромной по территориальному пространству и малонаселенной страны, окруженной многочисленными и сильными врагами, с которыми приходилось постоянно воевать не на жизнь, а на смерть, наложило свой отпечаток на все стороны жизни наших народов, в том числе привило им тягу к духовности. В то же время изучение истории показывает, что особую тягу нашего народа к духовности привили и обстоятельства другого, более высокого порядка. Многими российскими мыслителями убедительно доказано, что русский этнос изначально, еще в далекой древности формировался исключительно на духовной основе как народ особого склада. Еще в дохристианские времена славянские племена, из которых складывался русский этнос, исповедовали ведическую религию, поклонялись единому Богу, совершали массовые религиозные обряды божественного одухотворения. Ряд ученых России в процессе проведенных исследований получили доказательства того, что за 3,5 тысячи лет до н. э. славянские племена имели пророков, которые несли им Благую весть Всевышнего, вследствие чего сама русско-славянская цивилизация формировалась именно на духовной основе, на основе святости. Можно полагать поэтому, что население русско-славянских племен еще в те далекие времена были "христианами без Христа", опередившими время. Пришествие Иисуса Христа на Землю по-новому одухотворило Русь. Один из первых и самых верных учеников Иисуса Христа – апостол Андрей Первозванный выполнил миссию освящения Руси. Он прошел со своими сподвижниками через Крым, далее вдоль Днепра до места, где впоследствии был построен Киев, поднялся до древнерусского города Новограда, после чего возвратился на нынешнее побережье Турции, где был схвачен язычниками и казнен. На всем своем пути по русской земле Андрей Первозванный освящал ее Духом Святым и ставил кресты. И одним из главных элементов русской национальной идеи, которую принес на нашу землю Андрей Первозванный, является идея "Святой Руси". Здесь я хотел бы обратить внимание на одно исключительной важности верование, идущее из самых древнейших времен до наших дней. Странствовавший апостол Андрей, подойдя к тому месту, где впоследствии возник город Киев, увидел свет над холмом, поставил на нем крест и освятил это место, провозгласив: "Отсюда пойдет Святая Земля Нового Иерусалима". Через века на том же месте появляются легендарные основатели Киева – Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь. Кий увидел тот же свет и основал на этом месте город. Оттуда, так же, как и от Новограда и Новгорода, пошла и есть Русь. Это – к вопросу об истории Руси.

Принятие христианства на Руси в 988 году еще в большей степени возвысило значение духовного фактора в жизни русского народа, а Православие стало краеугольным камнем русской духовности. Оно для Руси не просто надстройка над неким древним мыслительным богатством, а первое, чистое из чистейших, всеобъемлющее мировоззрение, заполнившее собой "чистое пространство русской души и давшее ей ответы на все вопросы" (М. Назаров. Тайна России. М., 1999г.). Православие для русских стало не только церковной догмой, оно пронизало своими нравственными ценностями весь их быт, культуру, образ жизни. Именно Православие сформировало истинную российскую государственность и русскую цивилизацию.И сегодня важно не только Русскую Православную Церковь возрождать, но и всю нашу духовность на основе православных духовных и нравственных ценностей.

Равноценной по значению идее "Святая Русь" является идея "Москва – Третий Рим", которую приняло русское государство после падения Константинополя. Возложение на Россию и принятие ею идеи "Москва – Третий Рим" было чрезвычайно трудным процессом. Он проходил в тяжелой борьбе с Римско-католической церковью и ее сторонниками в Константинопольском патриархате. С принятием этой идеи Россия возложила на себя ответственнейшую миссию удерживающей мир от зла державы. И нам всем следует хорошо помнить, что именно с того времени и Пресвятая Богородица взяла под свой покров Святую Русь. Россия сознательно взяла на себя миссию "Третьего Рима", понимая всю ее ответственность. Она и герб с двуглавым орлом переняла от Византии: его в 1490 году привезла со своими регалиями в Москву Софья Палеолог и передала Великому князю Иоанну III как знак преемственности от Византийского царства. С того времени сформировалась на Руси в ее самобытном понимании и идея "Москва – Третий Рим". И не старец Елеазаровского монастыря Филофей придумал ее. За нее боролись, ее настойчиво утверждали Иоанн III, Василий III и Иоанн IV. Об этом есть много ценнейших источников. Достаточно прочитать "Историю Русской Православной Церкви", написанную последним оберпрокурором Синода А. Карташевым. Здесь надо учитывать, что письменное изложение важных событий в Древней Руси часто отставало от них. Так произошло и с освящением и принятием Русью идеи "Москва – Третий Рим". Ее действительно наиболее полно исторически изложил только в XVI веке старец Елеазаровского монастыря Филарет. В письме дьяку Мисюрю Мунехину (1523-1524) он пишет: "Яко вся христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царьство нашего государя, по пророчьским книгам то есть Роме некое царство. Два убо Рима падоша, а трети стоит, а четвертому не бытии". И как утверждает М. Назаров, "нам уже некому будет передавать эстафету православного царства: не будет России – не будет и остального мира, наступит конец истории" (М. Назаров. Тайна России. М., 1999г., стр. 485).

Принятие на себя Святого Духа и возложение на Русь святой миссии удерживающей Державы ставит Россию в ряду всех государств мира в особое положение, в положение охранительницы истинного Православия, в положение защитницы народов мира от зла, порабощения, угнетения и истребления. И эту тяжелейшую миссию Россия на протяжении всей ее истории действительно выполняла.

02.06.2005

Источник: Россия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама