Старообрядцы отметили столетие указа о веротерпимости
В середине мая российские староверы отпраздновали знаменательную дату 100-летие распечатания алтарей. Значение этого события выходит далеко за конфессиональные рамки. Ведь, по сути, это юбилей провозглашения в России свободы совести.
Долгие века государство не жаловало сторонников протопопа Аввакума. Бывали, правда, времена, когда по экономическим или политическим причинам властям было выгодно не замечать старообрядцев, и те бурно развивались (по некоторым данным, именно тогда, около трети населения отошло от никонианской церкви). Но только эти причины отпадали или становились менее существенными, начиналось "закручивание гаек" Так, Александр II запретил старообрядческим священникам проводить службы, посему во всех церквах опечатали алтари. Распечатание произошло лишь в 1905 году, когда Николай II издал указ "Об укреплении начал веротерпимости"
Указ предоставил всем конфессиям (протестантам, католикам и т.д.) право юридического лица, благодаря чему религиозное поле России резко увеличилось. Согласно манифесту, переход из православия в другую конфессию или религию уже не влек за собой никаких вредных последствий относительно личных и гражданских прав. Интересно, что манифест способствовал оздоровлению и самого "господствующего вероисповедания" Именно с этого момента Русская православная церковь начинает путь к Поместному собору, к восстановлению патриаршества. И вскоре появляется знаменитая записка 32 священников о необходимости внутрицерковных реформ.
12 лет свободы с 1905-го по 1917-й называют золотым веком старообрядчества. Это был короткий, но очень плодотворный период, когда староверы смогли активно включиться в социальную, политическую и экономическую жизнь. До сих пор слагаются легенды об огромном влиянии и благотворительной деятельности Рябушинских, Морозовых, гучковых, Шибаевых и многих других. Старообрядческая церковь ежегодно празднует дарование свободы вероисповедания. Это происходит через две недели после Пасхи, в День святых жен-мироносиц в Рогожской слободе. Сюда, в Москву, съезжаются гости из ближнего и дальнего зарубежья. Совершаются особенно торжественное богослужение и крестный ход.
В этом году проходят и особые праздничные мероприятия открытие выставок "Москва старообрядческая", "Тайна старой веры" в Историческом музее, концерт в Покровском кафедральном соборе. К этому стоит добавить создание видеофильма, посвященного круглой дате, выпуск альбома о святынях Рогожской слободы, словаря "Старообрядчество в России"
Заметим, что Правительство Москвы оказало существенную помощь в подготовке к юбилею и в благоустройстве территории. Произошло это после визита столичного мэра в исторический центр старообрядцев. Осмотрев церковный комплекс, Юрий Лужков провел закрытое заседание с главой Русской православной старообрядческой церкви митрополитом Андрианом (Четверговым) и со своими подчиненными. По мнению мэра, Рогожская слобода располагает необходимыми архитектурными и художественными достоинствами, чтобы в будущем превратиться в красивейший уголок столицы и привлекать туристов. На реконструкцию, по словам Лужкова, потребуется 12-15 миллионов долларов.
Планы, что говорить, радикальные: восстановить приходские здания и храм Рождества Христова, вернуть старообрядцам часть их бывшей территории, выкопать пруд, построить часовню, сделать главный вход огромные ворота в древнерусском стиле. Постройки оборудуют подсветкой, чтобы ансамбль эффектно смотрелся со стороны Третьего транспортного кольца. Градоначальник даже пообещал переименовать улицу Войтовича в Старообрядческую.
Конечно, не все верующие с восторгом встретили инициативы столичного градоначальника. Поговаривают; что часть восстановленных домов мэрия наверняка захочет взять себе в собственность. Что после "лужковской реставрации" памятники могут превратиться в новодел. Вспоминают при этом, что московские власти приватизировали две старообрядческие церкви, в одной из которых Тихвинской сейчас находится ресторан. Но с другой стороны, своих сил на реставрацию у старообрядцев явно не хватает, и, значит, альтернативы лужковскому подновлению нет.
Современные старообрядцы не отличаются особой пассионарностью, хотя РПСЦ в целом развивается: сегодня у нее в России около 300 приходов и около миллиона прихожан. В известной мере, староверы являют собой живой упрек Русской православной церкви, в которой господствует авторитаризм. В отличие от Московской патриархии у старообрядцев сильно развита внутрицерковная демократия. К примеру, инициатива назначения священника на приход у них исходит от общины. Но не только дела внутренние волнуют старообрядцев. И те усилия, которые они вложили в раскрутку общественно значимой даты, заслуживают самых добрых слов.
02.06.2005
Источник: Культура