У православной и патриотической общественности два заклятых врага Чубайс и Фурсенко. Два князя тьмы. Главный энергетик оставил нас без света "Родина" и коммунисты требуют его отставки. Министр, ответственный за народное просвещение, противится преподаванию в школах православия и движение "За веру и отечество" призывает прогнать безбожника взашей, а РПЦ устами своего представителя назвала эту идею правильной, хотя и открестилась от авторства.
Ученье свет, а неученье тьма. Техногенная катастрофа может подтолкнуть к выводу, что Фурсенко, ответственный за подготовку кадров, сам того не желая, подвел главного энергетика под удар. Но и Чубайс реформами подкосил систему, которую пытается вытянуть министр. Замкнутый круг. Практически веерное отключение.
Цивилизация становится все более зависимой от технических систем, ею порожденных. И от специалистов, создающих и обслуживающих эти системы. Сила общества делает его уязвимым, достоинства оборачиваются бумерангом. В древние времена Демокрит говорил: "Твоя победа твое же падение". Гарантий абсолютной технической надежности не существует в принципе. В теории катастроф выведено соотношение, к которому надо стремиться, чтобы техническая система считалась безопасной: вероятность аварии не должна превышать один шанс на миллион. После Чернобыля на атомных станциях это соотношение намного улучшили. Несмотря на мизерный параметр, технофобия, боязнь технических систем, не оставляет общество.
Как бы технофобия ни душила нас, от технического прогресса общество не откажется, жить в шалаши не уйдет. Опаснее всего автомобиль, но это самый любимый механизм. Чтобы технические аварии случались реже, а последствия были минимальны, необходимо не только уметь их предотвращать, но и выходить из аварии максимально быстро. Москве потребовалось несколько часов. Два года назад Нью-Йорку, где масштабы аварии были значительно больше, три дня. Ущерб оценили в 0,5 миллиарда, а в Москве сразу назвали 1,5 миллиарда. Чубайса надо бить побольнее это вопрос идейный.
Коммунисты всегда увязывали политику со светом. Первым, задолго до Ленина с его электрификацией, это сделал итальянец Кампанелла, который в XVII веке выдумал "Город Солнца". Исходя из прав исторической собственности, можно сказать, что Чубайс, главный могильщик коммунизма, вступил на исконные территории заклятого противника и погорел. Фактически сел на электрический стул.
В нашей аварии виновато не только ветхое оборудование, но и низкая квалификация персонала, прозевавшего искрение на подстанции в Чагине. Но станет ли меньше техногенных катастроф, если в школах ввести православие? В разных государствах и в разные исторические периоды власть неизменно стремилась опереться на религию в тех случаях, когда нуждалась в сплоченности вокруг центра, в создании диктаторских режимов. Наполеон, Николай I, Муссолини ("На Бога мне плевать, но он мне нужен"), Сталин, даже безбожник Гитлер, который заключил конкордат с Ватиканом, получившим государственность от того же Муссолини... Но в информационную эпоху в развитых странах религия в государственных заведениях стала анахронизмом. Когда случается техногенная катастрофа, религия способна помочь только в одном молиться о жертвах.
Если говорить серьезно, без лозунгов, то ясно, что без реформирования энергетики, которой занимается Чубайс, и без модернизации образования и науки, за что взялся Фурсенко, нам не собрать инвестиций для развития отрасли, не подготовить специалистов, которые смогут развивать надежные технические системы. И это по-настоящему патриотическое и богоугодное дело. Даже если им занимаются два князя тьмы.
02.06.2005
Источник: Известия