ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Александр Невский – антизападник или прагматик?"

Алексей Макаркин :: 02 июня 2005

785 лет назад родился Александр Невский – один из самых известных русских князей, вызывающий самые противоречивые оценки историков. Князь, которого почитал Петр I, видевший в Александре своего предшественника в деле борьбы со шведами за выход к Балтике. Князь, в честь которого были названы ордена царской России и СССР.

Одни считают, что отказавшись от союза с Западом в пользу сотрудничества с Ордой, Александр сохранил национальную и религиозную идентичность России. Другие, напротив, полагают, что этот выбор изолировал Россию от западной культуры, что сыграло роковую роль в ее истории. На самом деле, Александр вряд ли задумывался над проблемой глобального геополитического выбора. Его задачей было спасение российской государственности, все политические действия князя были ей подчинены и носили сугубо прагматичный характер. А образ Александра-"антизападника" в значительной степени навеян восприятием сталинского фильма с актером Черкасовым в главной роли.

Когда говорят об Александре как противнике Запада, обычно приводят два аргумента. Первый – две победы тогда еще молодого князя над шведами (Невская битва 1240 года) и немецкими крестоносцами (Чудская битва 1242 года). Но с крестоносцами воевали, к примеру, практически все литовские князья – от Миндовга до Витовта, и никто их "антизападниками" не называет. Более того, славянскими войсками в Грюнвальдской битве, нанесшей смертельный удар Тевтонскому ордену, командовал польский король Владислав-Ягайло, ставший до этого инициатором подчинения Литвы Святому престолу. То есть патентованный "западник".

Второй аргумент выглядит более основательным – Александр, будучи уже великим князем, отказался от военно-политического союза, предложенного Папой Иннокентием IV и направленного против Золотой Орды. Но никто из великих современников Александра – лидеров соседних с Русью государств, не следовал послушно за Папой; все они отстаивали собственные национальные интересы – так, как они их понимали. Миндовг сначала принял католичество и получил от Папы королевскую корону, а затем вернулся в язычество. А Даниил Галицкий, властитель Юго-Западной Руси, хотя и также стал королем с санкции Папы, но до конца своего правления маневрировал между Западом и Ордой – то заключал союз с Литвой против Орды, то вынужденно посылал войска на помощь Орде, воевавшей с Польшей и той же Литвой. К тому же Даниилу было проще, чем Александру, действовать таким образом: его земли граничили с западными странами, откуда галицкий король мог получить поддержку. Для Александра же такое балансирование означало бы немедленное столкновение с Ордой в ситуации, когда Запад, даже если бы захотел, не успел прийти на помощь. Крах Византийской империи в 1453 году является наглядным тому примером.

Таким образом, перед великим князем стоял выбор – или уничтожение Руси после героической, но обреченной борьбы, или признание себя вассалом Орды и последовательное соблюдение договоренностей с монгольским ханом. Александр выбрал непопулярный, прагматический, но исторически оправданный путь подчинения и выживания – тот самый, по которому пошли его прямые потомки, московские князья.

А что до "антизападничества"? Александр, как и многие его современники, был человеком широких взглядов. Так, он по просьбе Папы разрешил строительство в Пскове католического храма для немецких купцов. Торговые связи Руси с ганзейскими городами при нем существенно расширились – незадолго до своей кончины великий князь подписал договор, согласно которому число охраняемых властью торговых дорог для немецких купцов увеличилось втрое. В Новгороде немцам были дополнительно представлены три резиденции – "двора". Торговым людям с Запада гарантировались личная безопасность и права собственности. Все это никак не похоже на выстраивание "железного занавеса", стремление изолировать свою страну от чуждого влияния.

В то же время Александр умел налаживать диалог с самыми разными правителями Золотой Орды – язычником Бату-ханом, христианином-несторианином Сартаком (утверждают, что с ним русского князя связывали узы дружбы и даже побратимства), мусульманином Берке – слухи об отравлении последним Александра ничем не подтверждаются и носят апокрифический характер. Позднее потомки Александра – его внук Иван Калита и правнук Симеон Гордый – продолжили его курс на выстраивание отношений с исламскими правителями Орды – ханами Узбеком и Джанибеком.

И при этом Александр был глубоко верующим православным христианином. Он активно поощрял строительство храмов, основал Александро-Борисоглебский монастырь, расширял права церковного суда, поддерживал иерархов и клириков. Православие Александра при этом не было только его личным делом – церковь в годы его правления была единственным общепризнанным русским институтом, сохранявшим свое единство на фоне феодальной раздробленности. И именно она могла стать консолидирующим центром для возрождения разоренной монголами страны. Не случайно церковь после смерти Александра высоко оценила его заслуги, причислив его к лику святых. Не столько как воителя (и, тем более, "антизападника"), сколько как святого благоверного князя-созидателя.

Источник: РИА Новости

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама