20 лет прожил в эмиграции сын гениального русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича Максим. Как же велика была его тяга к родной земле, если, прожив благополучно, в комфорте, в столь желанном для многих западном мире, творчески вполне там состоявшийся, признанный и успешно концертирующий дирижер, он вернулся в 1996 году на Родину.
С Максимом ШОСТАКОВИЧЕМ и его женой Мариной беседует наш корреспондент Наталия ЛАРИНА.
- Вы, Максим Дмитриевич, в свое время эмигрировали, не смогли жить в СССР. А вот отец ваш, Дмитрий Дмитриевич, со страной, несмотря ни на что, не расстался!
- Параллели проводить не надо. Мы с отцом находились в совершенно разных ситуациях. Отец знал, что сочинять музыку он может только на родине. Все остальное второстепенно... Уехав, или бежав, он в те времена уже не мог бы вернуться. У меня не было таких проблем.
- В первые годы жизни на Западе ностальгия вас не одолевала?
- Родное Комарове мне снилось. Но соскучиться до такой степени, чтобы все бросить и вернуться в Комарове, нет, такого не было.
- А почему же все-таки вернулись на родину?
- Советская система, которая заставила нас в свое время покинуть страну, рухнула. Но только поэтому я, возможно, и не рискнул бы сниматься с насиженного места. Уж очень устали мы от бесконечной перемены мест. Решились же потому, что дочь Машенька доросла до школы, подрастал и сын Максимка. Отдай мы их в американскую школу, дети стали бы американцами, и мы, люди российские, потеряли бы с ними общий язык в прямом и переносном смысле. А мы с женой хотели, чтобы они были не только русскоговорящими, но и с русской православной ментальностью. Вот эта причина возвращения в Россию главная.
- В России отдали их, конечно, в элитную школу?
- Ничего подобного. В самую обыкновенную, которую сами же и организовали при храме святой Екатерины в Петербурге для детей из православных семей. Директорствует в ней моя жена Марина. Вот она вам о школе и расскажет.
- Почему мы пустились в такое трудное плавание, как создание собственной школы? подключилась к разговору Марина. Да потому, что у нас с Максимом не было иллюзий, что найдем школу, куда бы со спокойной душой могли отдать детей. И не потому, что школы плохие, учителя не те. Конечно же, нет. Мы увидели, что сегодня идет мощное вторжение в школьное образование чуждых русскому менталитету разных "прогрессивных" веяний. Что-то вроде того, о чем сообщила газета "Труд" от 4 марта 2004 года. В начальной школе N 53 города Тольятти проходят уроки, на которых детей просвещают относительно интимной жизни, а для лучшего усвоения темы раздают соответствующий иллюстративный материал. Нас обескуражила постыдная возня вокруг предмета "Основы православной культуры": вводить не вводить? нужен не нужен? Да как же его не вводить? Ведь православие лежит в основе тысячелетней культуры России. Кстати, в нашей школе это самый любимый предмет. Мы детей воспитываем на национальных, культурных, религиозных традициях. Наш принцип не допустить ничего, что подтачивает детскую душу, наносит урон ее чистоте и целостности. Уровень обучения у нас высокий наши ученики успешно участвуют в городских и даже международных конкурсах. К сожалению, мы не можем принять детей всех тех родителей, которые перепуганы тем, что творится в школьном обучении, и желают уберечь свое потомство от этого. Их много.
- А как, Максим Дмитриевич, вы пришли к вере?
- Так я, собственно, с детства жил в православной атмосфере. Отец мой был верующим. Таким и оставался в советские времена. Без веры он не написал бы свою музыку. У изголовья его, как помню, всегда стояло распятие. У нас с сестрой Галей была набожная няня, звали ее Паша. Помню, какое сильное впечатление на меня произвела "Седьмая симфония" отца. Я однажды во сне слышал, как издалека тревожно звучит барабан, приближаясь, звучит все громче и громче. Я в ужасе проснулся, побежал к няне, она меня перекрестила, прочла молитвы, и я успокоился. Но воцерковлен я не был. Пробудила дремавший во мне дух религиозной веры Марина. Знакомы мы с ней были давно, еще в доперестроечной России. Встретились случайно в Иерусалиме, у Гроба Господня. Поженились в Америке. Стали ходить в маленькую церквушку святителя Николая. Построил ее наш знаменитый земляк Игорь Иванович Сикорский, конструктор самолетов и вертолетов. А потом перебрались в Джорданвиль, поближе к православному монастырю.
- А если бы вы пришли в храм значительно раньше, уехали бы из России?
- Трудно сказать. Жизнь в Союзе для меня казалась невыносимой. Но кто знает, если бы я был тогда воцерковленным, понял бы, наверное, что Господь послал такую жизнь по грехам нашим, надо смиренно нести свой крест. А ты как думаешь, Марина?
- Желания покинуть Россию у меня не было никогда, я поехала в Америку за мужем. Но мне бы хотелось вопрос ваш немного переиначить. Если бы на Западе мы с Максимом не открыли для себя православие, православную Россию, вряд ли мы вернулись бы сюда. Наше возвращение, можно так сказать, это наше покаяние, наша любовь к родине.
- Как же мне греет душу такой ваш патриотический настрой, Максим и Марина. Ведь сегодня по любому случаю цитируют слова Толстого, что патриотизм прибежище для негодяев.
- Но ведь цитируют неправильно. Это определение Толстого относится к ситуации, когда патриотизмом прикрываются в самых неблаговидных целях. И о самом патриотизме здесь ничего плохого не сказано. Про нас с Мариной могу сказать во всеуслышание: мы вернулись из Америки, потому что мы действительно патриоты России. И мне сегодня здесь хорошо, я свободный человек и могу здесь свободно осуществлять свое предназначение по всему миру исполнять произведения своего гениального отца. Я хочу жить в России.
Марина горячо поддержала мужа:
- И теперь, что бы в нашей стране ни происходило, мы будем здесь до конца и разделим судьбу своего народа.
- Вы поездили по всему миру, знаете жизнь во многих странах.Можете сказать, что отличает русских людей от других народов? Что это за русский менталитет такой? - Он прежде всего в соборности. На Западе фундамент жизни индивидуализм, который подпитывается и религией, а конкретнее протестантизмом. Мы же преодолеваем вместе и страдаем вместе, помогаем вместе и побеждаем вместе. Американцы, да и европейцы, не связаны так с родной землей, как русские, они ездят по всему миру и ассимилируются легко. Для нас же много значит, где рос, где твои предки похоронены. Даже есть пословица: "Где родился, там и пригодился".
- А я хотела бы еще вот что добавить, говорит Марина. Американцы во многом обмануты. Если помнить, что мы на этой земле живем для того, чтобы спастись, душу свою спасти, то они, бедняги, от этого понимания оч-чень далеки. Они живут во всем по мирским законам. Довольство их это самообман. Они хотят легко и быстро умереть, мечтая о кнопочке, на которую в любой момент можно нажать, заранее подписывая документ о том, кто, когда и как это сделает... Русский же человек твердо знает, что кончина будет нелегка, во всей своей правде. Американец мечтает о мгновенной смерти, русский следует вере своей: не дай Бог уйти "неготовым" , не успеть покаяться и причаститься. "Да не похитит меня смерть неготового" , говорится в молитве. Мы легче переносим невзгоды, терпим и смиряемся. А если подытожить все сказанное, суть русской души православие. И тревожит нас с Максимом то, что сейчас, как бы исподволь, но очень целенаправленно, менталитет этот корежится: на русскую почву переносится американский дух, но то, что для американцев естественно, на русской почве уродливо. Если мы откажемся, пусть даже неосознанно, от предначертанного Богом пути, от характера нашей нации, у России нет будущего. Русской душе ни в коем случае нельзя претерпевать эти уродливые для нее изменения. Об этом ясно и точно сказал Лев Гумилев. Многие русские люди, давно живущие на Западе, забыли, что такое храм. Но он все равно живет в них генетически от дедов-прадедов. И очищает, помогая вернуться к своим корням. Те, кто совсем оторвался от почвы, внутренне оторвался, они, как правило, гибнут. И наше счастье, что мы все-таки под этот купол благодати попали. У многих народов благодать вытравлена секулярностью, и они остались ни с чем. Да, в России много греха, много гнусностей, много грязи. Но известно, там, где грех, преизобилует благодать. Вот это религиозное напряжение в России велико, как нигде.
- Как верно говорит моя жена! Я чувствую и думаю точно так же, заметил Максим Дмитриевич.
- Да просто от избытка сердца говорят уста. Именно это я пытаюсь вдохнуть в наших детей.
- Я счастлив, поддержал Максим высокую ноту разговора, что мои дети читают утреннее и вечернее молитвенные правила, молятся, поют в церковном хоре.
- Максим Дмитриевич, а почему вы обосновались в Санкт-Петербурге, а не в Москве, где жили до эмиграции?
- Георгий Свиридов вспоминал, как однажды мой отец сказал ему: "Молодой человек, ходите по этому городу (Ленинграду), здесь камни учат". Попытка остановиться в Москве была. Но вернулись все-таки в Петербург, не приехали, а именно вернулись. В музыке отца очень много Ленинграда-Петербурга. Здесь в филармонии впервые прозвучала его Ленинградская симфония. Где же нам и растить детей, как не в Петербурге?
- А почему выбрали именно этот дом? - Марина пошла смотреть первый же предложенный нам вариант. Входит во двор и видит памятник Дмитрию Дмитриевичу. Конечно же, больше мы ничего не искали. Это был Промысл Божий. Рядом Большая Пушкарская улица, где мы с отцом жили. Так что именно в этой квартире я на месте, на своем месте.
- Кстати, я что-то не видела нигде памятников великому композитору. .
- А их, кроме как во дворе нашего дома, нигде и нет. Если не считать замечательный скульптурный портрет отца, подаренный Эрнстом Неизвестным Кеннеди-центру в Вашингтоне.
Нашу беседу прервали дети: "Папа, учительница музыки идет". Рояль стоял в гостиной, где мы беседовали.
- Наверное, надо нам перейти в другую комнату?
- Нет-нет, сказал Максим Дмитриевич, дети занимаются не здесь, этот концертный рояль отцовский. Он такой же путешественник, как и мы. Мы его перевезли из Москвы, реставрировали, и теперь он в полном порядке.
- За этим роялем сочинял сам Шостакович ?!
- Нет, отец сочинял музыку без рояля, он сидел за столом и писал ноты. Да и вообще, он не сочинял музыку в прямом смысле этого слова, он слышал ее внутренним слухом и фиксировал услышанное на бумаге. Однажды отец написал в письме другу, что ночью ему была послана вся часть квартета, он встал и записал ее. - Ваша сестра Галина вспоминает, что уже в детстве вы словно бы определились со своей профессией: в Куйбышеве ходили на репетиции отца, выбегали на сцену и начинали дирижировать, так что вас насильно приходилось уводить за кулисы.
- В самом раннем детстве я мечтал стать лесником. Мой двоюродный дядюшка был заядлым охотником, рыбаком и меня приобщал к этим занятиям. Я объездил с ним чуть ли не всю страну. Он мне привил любовь к родной природе, и до сих пор отдых в лесу я предпочитаю всем роскошным курортам. А вообще-то сестра моя права. Вспоминаю весну 1946 года. Отец взял меня на репетицию, которую я запомнил на всю жизнь. За пультом стоял Евгений Александрович Мравинский. Я смотрел на него с восхищением. И вот тогда, именно тогда, твердо решил: буду дирижером! Ну а когда подрос, поступил в Центральную музыкальную школу по классу фортепьяно к легендарной Елене Ховен, В Консерваторию я хотел сразу поступать на дирижерский факультет, но по совету отца продолжил занятия по классу фортепьяно у Якова Флиера и только на четвертом курсе перешел на дирижерский факультет.
Если отец окружил меня аурой своего гения, то Яков Флиер, Геннадий Рождественский, Александр Гаук, Николай Рабинович ввели меня в святая святых дирижерской профессии.
- А дети ваши тоже выбрали себе музыку как профессию?
- Старший сын, ему сейчас 42 года, занимается электронной музыкой. Дочери Машеньке 11 лет, она занимается балетом, замечательно рисует и, конечно же, учится музыке. В день рождения своего дедушки играла со мной и оркестром в филармонии. Сын Максимка, ему сейчас восемь лет, вместе с Машенькой участвует в концертах для тех, кто пережил блокаду. Дети участвуют в моих концертах, а я в их школьных спектаклях играю различные роли.
- В заключение, Максим Дмитриевич, я хотела бы вас спросить, что называется, о наболевшем: как вы видите будущее нашей страны?
Инициативу перехватила Марина:
- Я, к сожалению, не вижу в ближайшие годы значительного улучшения материального благополучия для народа. Это очень долгая перспектива. Но чем дольше живу, тем больше убеждаюсь, что Россия незыблема. Есть у нас то, чего в такой степени нет ни у одного народа: потенциал духовной мощи. Одолеть ее невозможно. Лето мы с детьми проводим в Ивановской области в деревне. Так вот одна местная старушка сказала Максиму: "Говорят, что демократия это когда все можно. А по мне лучше, когда хуже, когда ничего нельзя".
- Да это просто философ! Надо подумать над этими словами.
- Вот и подумаем. Есть два зла на свете: ничего нельзя и все можно. Мы с Максимом выбираем из двух зол меньшее, точно, как ивановская бабушка. В запрете значительно больше чистого и здорового, чем в ситуации, когда все дозволено.
09.05.2005
Источник: Наука и религия