ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Теория абсолютности"

Сергей Земляной :: 07 июня 2005

С началом III тысячелетия в сознание международного сообщества властительно ворвалось то, что прежде скрупулезно вытеснялось на его периферию: а именно факт, что религия не только продолжает оказывать влияние на мировую политику, но что в известном смысле это влияние в последние годы заметно усилилось. Это относится конкретно к определенной религиозной формации, которая на политологическом жаргоне стала обозначаться как "фундаментализм". Пелену с глаз современников на сей счет совлекли в особенности два действенных феномена с колоссальным глобальным резонансом.

Речь идет прежде всего о вторжении США в Ирак и развернутой в связи с этим пропагандистской кампании: в их свете как-то вдруг стало очевидно, сколь большую роль в идеологическом обеспечении интервенции играли мотивы протестантского фундаментализма с его проповедью окончательного устроения всех мирских дел в некоем подобии мировой империи. Миссия такой великой христианской державы, как США, интерпретируется в смысле приближения Второго Пришествия путем воссоздания библейского обетованного Израиля (не путать с реально существующим на политической карте государством) и достижения его победы над всеми врагами – от советского коммунизма до исламского радикализма.

Курсовую стоимость протестантского фундаментализма резко повышает растущее воздействие на ход мировых событий исламского фактора, специально в обличье так называемого "исламского фундаментализма" с его идеей "мирового халифата".

Развитие событий в мире сделало безнадежно устарелым ходовое, кочующее по справочникам и энциклопедиям, определение и понимание фундаментализма как консервативного (реакционного) течения в протестантизме, прежде всего американском, заостренного против рационализма и модернизма, отвергающего любую критику Библии и, напротив того, проповедующего непогрешимость Священного Писания как фундамента христианства.

Вообще пафос попечения о фундаменте, возвращения к основам характерен отнюдь не только для религий; этим пафосом, к примеру, был всецело проникнут Ренессанс со знаменитым кличем гуманистов "Ad fontes!" – буквально: назад, к основам. На затруднение, связанное с применениями категорий "прогресс" и "реакция" к той все еще проблематической современности, которая наступает после Модерна, в свое время (1924) указал Николай Бердяев в эссе с симптоматическим названием "Новое средневековье": "Нам суждено жить в историческое время смены эпох. Старый мир новой истории кончается и разлагается, и нарождается неведомый еще новый мир. И замечательно, что этот конец старого мира и нарождение нового одним представляется "революцией", другим же представляется "реакцией". "Революционность" и "реакционность" так сейчас перепутались, что потерялась всякая отчетливость в употреблении этих терминов. Эпоху нашу, – заявлял Бердяев, – я условно обозначаю как конец новой истории и начало нового средневековья". Антимодернизм свойствен этой концепции эпохи не в меньшей, если не в большей, степени, чем помянутому протестантскому фундаментализму.

В общем и целом антимодернистский императив свойствен многим умственным течениям, в особенности консервативного толка, XX в. Можно упомянуть в данном контексте таких знаменитых английских интеллектуалов, как Кристофер Г. Доусон и Гилберт К. Честертон, вспомнить о деятелях германской "консервативной революции" – Мартине Хайдеггере, Эрнсте Юнгере, Карле Шмитте, Гансе Фрайере, Арнольде Гелене; не говоря уже о богатой громкими именами – Этьен Жильсон, Жак Маритен, Мартин Грабнер, Карл Ранер и другие – влиятельнейшей философской школе неотомизма. Попечение о фундаменте (не только веры) является своего рода эпохальным веянием.

В отношении таких сложных феноменов, как нынешний фундаментализм, не применимы понятия "прогресс" и "реакция" в их обычной абстрактности. Если причастные фундаменталистским верованиям Буш-младший и его команда выступают в качестве самых радикальных реформаторов мироустройства и поборников демократии, то это что: реакция или прогресс? В данной связи мне представляется намного более перспективным подход немецкого религиоведа Питера Шредера который в работе "Религиозный фундаментализм" предложил, на мой вкус, более адекватное современности толкование этого термина: "Понятие фундаментализма лишь недавно приобрело четкое значение, выходящее за пределы его религиозного и не религиозного толкования. Оно используется ныне для обозначения структур, характеризующихся произвольной закрытостью систем мышления и действия по отношению к критике и альтернативным вариантам. Фундаментализм стал синонимом как теоретической ориентации, так и практических организационных форм всестороннего культурного и политического антимодернизма". В настоящее время разразился новый тур нескончаемой дискуссии о том, обязательно ли фундаментализм имеет религиозную природу. Независимо от ее результата – или безрезультатности – можно выдвинуть тезис, что все мировые религии и все христианские конфессии знают внутри себя нечто вроде собственного фундаментализма. Фундаменталистский характер могут носить также светские идеологии: актуальным сюжетом для России является, в частности, фундаментальный либерализм.

В типологическом смысле фундаментализм является ответным движением, противостоящим Просвещению и плюрализму, неуверенности и открытости. Взамен он предлагает надежность и несокрушимость абсолютных фундаментов. В сравнении с ними все прочее становится зыбким и относительным. Кто не желает воздать должное абсолютным фундаментам, тот не заслуживает, чтобы уважались его девиантные аргументы, предлагаемые альтернативы, интересы и права. Такова жесткая логика любого фундаментализма. Опираясь на работу Умберто Эко "Пять эссе на темы этики", попытаюсь обозначить еще некоторые характерные черты фундаментализма. Для фундаментализма любой религиозно-политической окраски характерен прежде всего культ традиции, причем традиционализм, как правило, поражен порчей синкретизма, то есть сочетания несочетаемого. "Из этого вытекает, что нет места развитию знания. Истина уже провозглашена раз и навсегда; остается только истолковывать ее темные словеса", – пишет Эко. Далее, фундаментализму обыкновенно сопутствуют иррационализм, подозрительность к современной науке и культуре, обвинения в адрес интеллектуального сообщества за отход от вековечных ценностей. Иррационализм же крепко связан с проповедью действия ради действия, агрессивным активизмом и экспансионизмом: думание – немужественное дело. Всякий фундаментализм стремится закрыться от критики: несогласие есть предательство. Поэтому фундаментализм любого толка страдает ненавистью ко всему инородному, легко переходит в ксенофобию, психологически восприимчив к идее заговора, по возможности международного. Нередко фундаментализму присущ своеобразный "популистский элитаризм": рядовые американцы (русские, арабы, евреи etc.) составляют лучший народ в мире. Фундаментализм всех сортов неизменно говорит на собственном новоязе, позволяющем без труда отделить "наших" от чужих. Наконец, от фундаментализма неотделимо насаждение идеи самопожертвования его поборников ради некой Сверхцели.

***

ЦИТАТА

"Понятие фундаментализма лишь недавно приобрело четкое значение, выходящее за пределы его религиозного и не религиозного толкования. Оно используется ныне для обозначения структур, характеризующихся произвольной закрытостью систем мышления и невосприимчивостью по отношению к критике и альтернативным вариантам".

Питер Шредер

06.06.2005

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама