Христиане занимают огромное пространство на планете, и преодоление распрей между ними усилит христианский мир в этом согласны и православные, и католические иерархи и богословы.
"Папа Бенедикт XVI мудрый и сильный человек, интеллектуал высочайшей пробы, способный к содержательному диалогу с Православной Церковью. Он готов преодолевать трудности в православно-католических отношениях" , так резюмировал свою встречу с новым главой Римско-Католической Церкви председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
Средства массовой информации отмечают в связи с избранием нового Папы, что в свое время кардинал Йозеф Ратцингер внес свою лепту в охлаждение отношений двух Церквей. Будучи префектом Конгрегации вероучения, он запретил называть Русскую Православную Церковь "Церковью-сестрой". Тогда это стало одной из преград для встречи Папы Иоанна Павла II и Патриарха Алексия II. Теперь же Бенедикт XVI обещает не пожалеть сил для диалога с другими конфессиями.
Итальянские эксперты по Ватикану считают, что новый Папа помирит православных и католиков: ортодоксальность, консервативность, несгибаемые взгляды это как раз то, что поможет диалогу митрополитов и кардиналов.
Западноевропейские эксперты высказываются в том роде, что полноценному диалогу все-таки мешала этническая принадлежность Папы Иоанна Павла II и его ближайших соратников, что скепсис в отношении католического духовенства в России усиливался тем, что Папа и большинство российских католиков поляки, "чьи симпатии к России и ее народу традиционно невелики" (германский еженедельник "Шпигель"). В то время как в германских католических епархиях после Второй мировой войны преобладает трепетное отношение к России, они хотят загладить те беды, которые принесли ей немецкие танки увы! с крестами на башнях.
"Верить в то, что Москву и Ватикан примирит национальность понтифика, по меньшей мере наивно" ,
- прокомментировал такие суждения дьякон Андрей Кураев.
Считается, что во времена понтификата Иоанна Павла II ключевой причиной отчуждения было то, что католические миссионеры вели с православным духовенством борьбу за прихожан. Однако известно: Иоанн Павел II не раз говорил, что он против миссионерской деятельности среди православных христиан. Папа Бенедикт XVI подтвердил эту позицию. Так был ли конфликт? В чем яблоко раздора?
По этой проблеме в последнее время в ряде средств массовой информации не раз высказывался заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Вот его точка зрения.
В 1960-1970-е годы наши отношения с Католической Церковью были практически безоблачными, потому что нечего было делить и потому, конечно, что с обеих сторон были энтузиасты сближения наших Церквей. Шел интенсивный обмен делегациями, начался регулярный богословский диалог между Католической Церковью с одной стороны и всеми Православными Церквами с другой. Но когда распался СССР, некоторые католические иерархи вновь решили, что настало время захватить эту территорию, где, по их мнению, возник духовный вакуум. В середине 1990-х годов католические миссионеры, особенно из Польши, хлынули в Россию и в некоторые другие страны СНГ и вели себя так, как будто здесь никогда не было Православной Церкви, как будто здесь живут люди, которые неправильно мыслят о Боге и о своей жизни, и вот теперь приехали они чтобы дать этим "дикарям" свет Евангелия.Бывало, миссионеры приезжали в наши университеты и говорили молодежи: "Ваша Православная Церковь мертва, истинная вера у нас, у католиков, приезжайте в наши летние лагеря, отправляйтесь в паломнические поездки к нашим святыням и вы станете истинными христианами". В эту миссию было вложено очень много средств. Однако массового обращения в католичество не произошло, и умные католические миссионеры это поняли, наступила определенная пора отрезвления. И все же остаются люди, которые считают, что можно и нужно сделать Россию католической страной.
А ведь все это делалось вопреки логике современного католического богословия и вопреки всем официальным заявлениям Ватикана. Там считают нашу Церковь такой же истинной, как и Римская, считают, что она в равной мере может приводить людей к вечной жизни, к спасению. Но так полагают просвещенные кардиналы в Ватикане. А к нам приезжают не слишком просвещенные монахини из той или иной восточноевропейской страны и говорят людям: вот мы создали приют, наша религия хорошая, светлая, а ваша темная, плохая. И за последние двадцать лет отношения ухудшились не столько на уровне церковных иерархов, сколько на уровне паствы.
С Папой Иоанном Павлом II у нас выявилось много схожих позиций, свидетельствовал протоиерей Всеволод Чаплин. Например, в том, что международные отношения должны быть справедливыми. Папа высказывался против ввода американских войск в Ирак. Последние пятнадцать лет своего понтификата он определенно выражал свое отрицательное отношение к доминирующей в современном мире политической и экономической системе, при которой богатые страны становятся еще богаче, а бедные еще беднее.
С новым Папой начнется новый период в отношениях между православными и католиками. Хочется надеяться, что это будут отношения сотрудничества, а не конкуренции. Преимущество этого пути очевидно для многих людей Католической Церкви.
***
Современный католический мир это 1 миллиард католиков, 1 миллион священников, 1, 1 миллиона членов монашеских орденов (из них две трети женщины).
По подсчетам Московской Патриархии, сегодня в Российской Федерации примерно 700 тысяч католиков в основном это живущие в России немцы, поляки, прибалты. Однако Ватикан называет более высокую цифру 1, 3 миллиона.
09.05.2005
Источник: Наука и религия