1 июня 2005 года Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, в который входят главы крупнейших конфессий, представленных в России, в очередной раз подтвердил готовность "оказывать российскому государству поддержку в решительном противодействии любым проявлениям нетерпимости, национального и религиозного экстремизма".
Эта поддержка, по мнению некоторых членов совета, государству очень скоро может понадобиться. Отмечаются попытки организовать волнения верующих, "раскачав" межрелигиозную ситуацию в стране, предупредил замглавы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
Глава администрации президента Дмитрий Медведев с ним согласился. Подобные действия, по мнению Медведева, квалифицируются не иначе, как "специальный заказ". Раскачка идет, и "по мере приближения к очередному политическому сезону это нагнетание страстей будет происходить во все большей и большей степени", прогнозирует глава администрации.
Действительно: новый политический сезон не за горами. Для действующей власти он несет с собой огромную проблему – проблему сохранения этой самой власти. Желательно, с соблюдением хотя бы внешних признаков демократической процедуры: как показала серия разноцветных революций, это не всегда удается. На столь тревожном фоне особое значение приобретает необходимость консолидации общества вокруг "государства", а не оппозиции – если мало-мальски серьезная вдруг все-таки нарисуется. И церковь призвана сыграть в этом процессе соответствующую роль. По традиции, впитавшей уваровскую формулу: "православие, самодержавие, народность", наставлять верующих на верноподданический путь – чуть ли не прямая обязанность пастырей. За скобками остались факты: в 1905 1906 годах "раскачка лодки" началась как раз с организации аналогов нынешнего Всемирного русского собора Союза русского народа и Союза архангела Михаила, а также подконтрольного собору аналога Союза православных граждан "Черной сотни".
Одна только проблема: религий у нас много, а вертикаль одна. И хотя по Конституции все равны, некоторые все-таки равнее других: РПЦ давно фактически превратилась в официальную государственную церковь. Именно православный календарь определяет меню в кремлевской столовой, а патриарх Алексий II свободно располагает услугами Федеральной службы охраны. Именно РПЦ наиболее успешна в возвращении национализированного имущества и наиболее активно несет "традиционные нравственные ценности" даже туда, куда конкурентам путь заказан – например, в общеобразовательные школы.
Правда, до сих пор духовно-нравственное воспитание оставалось факультативным предметом, однако РПЦ настойчиво продвигает идею введения "закона Божия" в программу средних школ. "Если мы сможем утвердить в системе образования интересную, если хотите, модную, яркую роль религии, нам не страшны будут ни экстремисты, ни скинхеды", – доказывал вчера отец Всеволод Чаплин. "Дать школьные знания о религии, которых придерживается семья школьника, – прямая обязанность государства", – был солидарен с ним митрополит Калужский и Боровский Климент. Глава муфтиев России Равиль Гайнутдин был вынужден осторожно напомнить собравшимся об опасности разделения учащихся по конфессиональному признаку: в регионах со смешанным вероисповеданием это может привести к непредсказуемым результатам.
Мусульманам сейчас вообще нелегко: им постоянно приходится бороться с культивируемым в обществе стереотипом "исламской угрозы". "Изобретенный современными политтехнологами термин "исламская угроза" является не только совершенно некорректным, но и вносит элемент недоверия к мусульманам в российском обществе, а также между Россией и мусульманским миром, в целом", отмечалось недавно на проходившем в Москве "круглом столе" "Исламская угроза: миф или реальность". Государство вроде бы, наконец, осознало необходимость поддержки "благонадежного" ислама (хотя бы для того, чтобы создать некий противовес идеям воинствующего джихада), но все-таки проблема "социального неравенства" верующих разных конфессий стоит чрезвычайно остро.
Тенденцию к дискриминации большинства религиозных объединений недавно отметила и руководитель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева: "То, как сейчас развиваются события, свидетельствует о том, что власть если не дирижирует ими, то, во всяком случае, активно поддерживает дискриминацию, – подчеркнула она. – Это касается всех религиозных объединений, кроме Русской Православной Церкви. Отмечу, что даже Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" вопреки Конституции России делит вероисповедания, которые существуют в современной России, на традиционные и нетрадиционные". Но даже "традиционный" иудаизм, например, недавно подвергся резким нападкам со стороны представителей государства – стоит вспомнить скандальное обращение нескольких депутатов Госдумы в прокуратуру с просьбой расследовать экстремистскую деятельность еврейских религиозных организаций в связи с крамолой, обнаруженной в традиционных иудейских текстах.
Таким образом, практика взаимодействия государства с религиозными организациями в значительной степени противоречит провозглашенным им же лозунгам общественной консолидации. Остается только догадываться, насколько осознанна такая политика. Совершенно очевидно, ставка делается, прежде всего, на РПЦ. Насколько оправданна такая ставка – время покажет.
Источник: Ислам-инфо