ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"От солдата до маршала"

Патриарх Алексий II отмечает 15-летие своей интронизации

Михаил Поздняев :: 10 июня 2005

Тяжела ты, шапка патриарха…

В Москве проходят торжества, посвященные 15-й годовщине патриаршего служения Алексия II. В ряде биографий подчеркивается, что он оказался "в нужное время на нужном месте": мол, если бы не перестройка и не распад СССР, Московская патриархия не занимала бы в нашем обществе столь завидного положения. Но справедливо будет вспомнить и другую крылатую фразу: "Плох тот солдат, который не носит в своем ранце жезл маршала"...

Кульминацией торжеств должны стать концерт и прием в храме Христа Спасителя, на которые приглашены сливки общества, включая и президента. Протокол есть протокол. Но патриарх счел нужным осуществить и "личную программу" проведения юбилея. Утром 10 июня он в сослужении сотни архиереев совершит молебен у мощей патриарха Тихона в Донском монастыре. Затем иерархи направятся в Успенский собор Кремля, где покоятся тела девяти патриархов, и совершат по ним поминальную службу. Позже Его Святейшество посетит Троице-Сергиеву лавру, чтобы помолиться у могил своих предшественников Алексия I и Пимена.

Эта "личная программа" и объяснима, и символична. Святитель Тихон (Белавин) был избран на патриарший престол жребием на Поместном соборе, проходившем в дни революции 1917-го. При Алексии I (Симанском) и Пимене (Извекове), назначенных патриархами (первый – Сталиным, второй – брежневским Политбюро), Алексей Михайлович Ридигер сделал карьеру, достойную отражения в учебниках политологии. Одержав победу на выборах патриарха в июне 1990-го, он как бы завершил трагическую главу истории русской церкви в ХХ веке.

Головокружительная карьера

Родившийся в феврале 1929 года в Таллине потомок древнего курляндского рода с детства прислуживал в церкви протоиерею Иоанну Богоявленскому, впоследствии епископу Таллинскому и Эстонскому Исидору. Да и родной отец Алексея, приняв священство в год начала войны, двадцать лет являлся одним из наиболее почитаемых в Эстонии пастырей. Так что духовная карьера Алексею Ридигеру на роду была написана. В 1947-м он поступил в Ленинградскую семинарию, а затем в академию; в 1950-м рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви в Йыхви; в 1957-м стал настоятелем Успенского собора в Тарту и благочинным Тартуского округа.

В родной Эстонии он мог и скончать век, но в 1961-м неожиданно постригается в монашество и вскоре делается епископом Таллинским и Эстонским и по совместительству управляющим Рижской епархией. Посвящение в епископы совершал председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Никодим (Ротов). Не прошло и года, как епископ Алексий назначается заместителем Никодима, а затем возводится в сан архиепископа и становится управделами Патриархии. Еще через год он – председатель Учебного комитета РПЦ. В 1968-м, в неполные сорок – митрополит. За семь лет молодой провинциальный священник занимает ряд ключевых постов в руководстве РПЦ – ничего подобного в новейшей церковной истории мы не встречаем.

Эпоха застоя

Но следом за стремительным взлетом наступает период, когда на пути владыки Алексия "из солдат в маршалы" встал враг почище всех уполномоченных по делам религий, которых он обводил вокруг пальца, – само Время. Тягаться с ним, застойным и глухим, было попросту глупо. Ну, не его это Время – и все... Насчет "нужного места в нужное время" он и сам не раз высказывался – в том смысле, что "в каждый период Господь посылает необходимых деятелей". Вот его характеристика периода патриаршества Пимена (1971–1990 годы): "Если бы на его месте оказался кто-нибудь другой, сколько бы дров он мог наломать. А Святейший Пимен с присущей ему осторожностью, консервативностью и даже опасением перед какими-либо новациями многое сумел сохранить в нашей Церкви".

[%3217%]С последним утверждением – насчет сохранения – и сегодня можно поспорить, и тогда, в 70-х, спорили. Например, Александр Солженицын. "Какими доводами можно убедить себя, – спрашивал он патриарха Пимена в своем знаменитом "Великопостном письме", – что планомерное разрушение духа и тела Церкви под руководством атеистов есть наилучшее сохранение ее? Сохранение – для кого? Ведь уже не для Христа. Сохранение – чем? Ложью? Но после лжи – какими руками совершать евхаристию?"

Многие на самом верху РПЦ в глубине души тогда соглашались с Нобелевским лауреатом. В реальности же делали все, чтобы заболачивание церковной жизни продолжалось как можно дольше: болото – лучше, чем гонения.

Но Время сделало крутой поворот: умерли Брежнев, Андропов и Черненко, все чаще хворал Пимен, в Совет по делам религий на смену партийным людоедам пришли вегетарианцы. В декабре 1985 года митрополит Алексий совершает поступок, ставший поворотным в его судьбе, – посылает письмо Михаилу Горбачеву.

Стремительное падение

Письмо это нимало не походило на солженицынское. Ровный тон. Лексика – скорее канцелярская. Америки митрополит генсеку не открывал, в дискуссии не втягивал. "Моя позиция, – вспоминал об этом письме годы спустя патриарх, – и тогда, и сегодня заключается в том, что Церковь должна быть реально отделена от государства... Но я осознавал, что у Церкви и государства есть и общие задачи, ибо исторически Русская Церковь всегда была со своим народом в радостях и испытаниях... И в связи с этим я поставил самый насущный и кардинальный вопрос о пересмотре старого законодательства о религиозных объединениях".

Горбачев митрополита или в самом деле не понял, или счел его письмо провокацией – и разослал депешу для ознакомления членам Политбюро ЦК. Ответом на письмо было распоряжение отстранить владыку Алексия от управления делами Патриархии, что и было исполнено Синодом. После кончины митрополита Ленинградского Антония (Мельникова) экс-управделами занял осиротевшую кафедру. Он также был отстранен от руководства Пенсионным фондом и Учебным комитетом.

Это было падение с головокружительной высоты. Но теперь уже Время работало на него. Питерские батюшки сегодня с улыбкой вспоминают, с чего опальный митрополит начал пребывание на брегах Невы – потребовал от городских властей для себя резиденции: "Он им просто сказал, что не подобает главе епархии и его управлению ютиться в комнатах Духовной академии. Советская власть выделила особняк на Каменном острове. С этого, по сути, начался переломный момент в отношениях церкви и государства".

И снова взлет

С этого ли особняка, не с этого – но белые клобуки все чаще мелькали в светских собраниях. Митрополит Алексий был избран на I съезд народных депутатов от одной из новорожденных общественных организаций – Фонда здоровья и милосердия. В Кремлевском дворце тем знойным летом 1989-го сидели по соседству с ним обезножевший, внесенный в зал на кресле патриарх Пимен (от Фонда мира) и митрополит Питирим (от Фонда культуры). Патриарх после первого дня съезда отправился в больницу, и уже тогда кое-кто предсказывал, что очень скоро именно между оставшимися в зале двумя митрополитами-депутатами развернется борьба за высшую церковную власть.

Об избрании предстоятеля РПЦ в июне 1990-го ходит немало сплетен. Якобы Раиса Максимовна радела за владыку Питирима (Нечаева). Якобы уполномоченные по делам религий на местах вызывали архиереев перед отъездом на Собор и агитировали, наоборот, за владыку Алексия. Говорят еще, будто в последний момент что-то разладилось в интриге митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко), местоблюстителя Патриаршего престола, целый месяц безраздельно правившего Церковью.

Как бы там ни было, но голосование проходило в три тура. В первых двух никто из кандидатов не набрал желанных 50%. В бюллетене последнего тура голосования остались два имени – митрополитов Алексия и Владимира (Сабодана). Оба занимали пост управделами (первый в 1964–1986 годах, второй с 1987 года), оба в равной мере были знакомы соборянам – епископату, клиру и мирянам. Но если владыка Владимир обладал в тот момент реальным административным ресурсом, у владыки Алексия пик карьеры оставался в 70-х, и единственной гирькой, способной склонить чашу весов в его пользу, было то самое письмо Горбачеву, которого никто не читал, но о котором знали все.

В десять часов вечера 10 июня открылось последнее заседание Поместного Собора. Митрополит Сурожский Антоний (Блум), самый авторитетный архиерей, которому помешал тогда стать патриархом лишь паспорт гражданина Франции, огласил окончательный результат: всего голосовавших – 317, действительных бюллетеней – 309, недействительных – 8; за владыку Алексия – 166 голосов, за владыку Владимира – 143 голоса.

В своем первом выступлении в новом качестве владыка Алексий сказал: "Жизнь моя, которая была от юности посвящена служению Церкви Христовой, подходит к вечеру, но освященный Собор возлагает на меня подвиг первосвятительского служения. Я приемлю это избрание, но прошу... боголюбивую паству всероссийскую своими молитвами помогать мне и укреплять меня в предстоящем служении. Много вопросов встает сегодня перед Церковью, перед обществом и перед каждым из нас. И в их решении нужен соборный разум, нужно совместное решение и обсуждение их на соборах".

С того дня минуло 15 лет. Сегодня авторитет патриарха Алексия II бесспорен до абсолютизма. Сколько угодно можно критиковать церковную политику, слова и дела отдельных иерархов и пастырей, но патриарх в глазах общества непогрешим. И, думается, в этом как раз состоит сегодня главная проблема патриарха: соборного разума, соборного принципа в жизни Церкви, даже на самых верхних этажах, как и 15 лет назад, маловато. С тех пор, кстати, Поместный Собор больше ни разу не созывался. Это не значит, что рядовым пастырям и мирянам нечего сказать своему начальству. Церковная жизнь основана, конечно же, на специфических основах послушания. Но плох тот солдат, который не носит в ранце жезла маршала. И кому, как не Его Святейшеству, это известно...

ХОЗЯЙСТВО ПАТРИАРХА

В Русской Православной церкви насчитывается 132 епархии (для сравнения, в 1989 г. было 67). Церковью управляют 169 архиереев. В подчинении Московского Патриархата 652 монастыря. Общее количество приходов – 26 590 (в 1989 г. было 6893). Кроме того, у РПЦ 5 духовных академий, 3 богословских института, 31 семинария, 39 духовных училищ, 4696 воскресных школ. В Москве, правящим архиереем которой является Алексий II, 711 храмов, 1589 клириков (1116 священников и 473 диакона).

У патриарха есть палаты в Кремле и при кафедральных соборах, резиденции в Чистом переулке, в Свято-Даниловом монастыре, в Троице-Сергиевой лавре и в поселке Переделкино (там Алексий II постоянно проживает).

10.06.2005

Источник: Новые Известия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама