В связи с письмом Заместителя Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Епископа Егорьевского Марка Представителю Святого Престола в Российской Федерации Архиепископу Антонио Меннини от 7 июня 2005 г. о моем замечании относительно преподавания религии в школе, сделанном на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации 1 июня 2005 г. и появившимися в связи с этим в средствах массовой информации комментариями считаю необходимым дать следующие разъяснения.
Заседание, как известно, было посвящено взаимодействию органов государственной власти и религиозных объединений в укреплении веротерпимости, общественного согласия и в совершенствовании межконфессионального диалога. После того, как выступили приглашенные лица – представители как религиозных организаций, так и государственной власти – председательствующий предоставил слово всем желающим.
Мои замечания касались вопросов необходимости укрепления диалога с последователями ислама, проблем возврата ранее конфискованной и позднее приватизированной церковной собственности, практики разной интерпретации Закона о правовом положении иностранных граждан в различных субъектах Российской Федерации, внесения изменений в Закон о свободе совести и о религиозных объединениях, а также проблемы преподавания религии в школе (о чем говорили многие выступавшие передо мной).
К сожалению, мое краткое замечание о преподавании религии в школе после публикации в прессе вызвало неоднозначную реакцию.
Католическая Церковь, равно как и другие конфессии и религии, обеспокоена духовно-нравственным состоянием российского общества и вполне разделяет позицию Русской Православной Церкви по этому вопросу. Сомнений нет и быть не может: мы все должны приложить максимум усилий для преодоления негативных последствий богоборческого режима, а также усиливающейся секуляризации общества и нравственного релятивизма. В связи с этим особая роль отводится религиозному обучению и воспитанию молодежи, в том числе и в средней школе. Наша Церковь уделяет этой проблеме особое внимание. В католических странах, как правило, религия преподается в школах.
Бесспорно, преподавание религии в школе имеет многие достоинства. Прежде всего это связано с тем, что религиозное обучение охватывает большое число детей. Я признаю абсолютное право каждой конфессии и религии в соответствии с законодательством самостоятельно решать этот вопрос.
Исходя из самых лучших побуждений, на заседании я отметил, что есть разный опыт преподавания религии исключительно в государственных и муниципальных учебных заведениях.
Дело в том, что при подготовке к таинствам и к жизни в соответствии с христианским вероучением изучение религии в школе не всегда является эффективным. Особенно это характерно для стран, переживших гонения на Церковь. Многие дети оказываются оторванными от приходской жизни, редко участвуют в богослужениях, а их религиозные знания зачастую носят абстрактный характер и не укоренены в христианской практике. Поэтому во многих местах преподавание религии в школе дополняется катехизацией в приходах, и Церковь несет за это прямую ответственность.
В связи с вышесказанным, мое краткое замечание никоим образом нельзя рассматривать в категориях противостояния с другими конфессиями и религиями, в частности, с Русской Православной Церковью, на которой лежит главная забота о духовно-нравственном возрождении российского общества. Мои слова, сказанные на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, были продиктованы исключительно заботой о благе Отечества и высказаны с глубоким уважением к участникам заседания, ко всем конфессиям и религиям России.