Не спрашивайте, где находятся в воскресное утро американцы. Они стоят, сидят (или даже полулежат и танцуют) в одной из бесчисленных церквей 50 штатов. В США верующими себя провозглашают 94% населения. Это втрое больше, чем в породившей основную массу американцев Европе. Не ищите на купюрах других стран кредо типа "Мы верим в Бога". Такое откровение есть только на долларе. Наиболее краткую характеристику Америки дает, пожалуй, американский историк Сеймур Мартин Липсет: "Наиболее религиозная". Америку справедливо называли "дитем Реформации". Она была основана как общество протестантов, и на протяжении двух столетий в сердцевине созидания американской культуры были протестанты.
В своем наставлении "Информация для тех, кто решил переехать в Америку" Бенджамин Франклин в 1782 году писал: "Атеизм здесь неизвестен; неверие редкость, и оно окружает себя тайной; каждый может жить здесь до преклонных лет и не встретить ни атеиста, ни неверующего". Европейский наблюдатель Ф. Шафф в XIX столетии писал, что в Америке "каждое явление имеет протестантское основание". Религия всегда играла огромную роль в стране. Религиозное "великое пробуждение" 1740-х годов сыграло исключительную роль в подготовке американской революции.
В течение 70 лет после войны за независимость Америка стала еще более строго религиозной страной. Религиозное "возрождение" 1801 года дало невиданный старт методистской и баптистской сектам, лишенным внутренней иерархии, и своего рода "духовному республиканизму". Баптисты, методисты, Ученики св. веры Христовой довольно быстро обогнали по численности даже старые церкви и секты. (При этом именно американские миссионеры заложили основание американской внешней политики). У конгрегационалистов, которые в 1745 году имели больше священников, чем какая-либо другая конфессия в стране, к 1845 году их было уже в 10 раз меньше, чем у методистов. В ходе дальнейшей конфессиональной эволюции (второе религиозное возрождение) евангелисты, как пишет йельский историк Гарри Стаут, "стали продолжением национализма на религиозных основаниях". И в речах таких государственных деятелей, как президент Линкольн, мы слышим призывы к Богу ради поддержки Союза штатов.
Следующее религиозное возрождение пришлось на XX век, являясь одной из основ прогрессивных реформ Т. Рузвельта, В. Вильсона, Ф. Рузвельта. Сторонники гражданских прав вовсю цитировали Библию. При президенте Эйзенхауэре слова: "В Бога мы верим" стали официальным лозунгом Соединенных Штатов. В Капитолии была открыта молельная комната. В официальных клятвенных текстах начало "По воле Божьей" стало обязательным.
В Америке сегодня в 6 раз больше (пропорционально) верующих, чем, скажем, во Франции. Если же определить Бога как некий "универсальный дух", то в Соединенных Штатах верующими оказываются 94% всего населения цифра просто невероятная для современного мира. Атеистами или агностиками здесь открыто называет себя лишь один процент населения. И это, напомним, в стране, где церковь решительно отделена от государства и первая поправка к Конституции звучит так: "Конгресс не имеет права принимать законы, поощряющие исправление религии".
В целом, как формулирует У. Миллер, религия в Америке определяет едва ли не все. "Либеральный протестантизм и политический либерализм, демократическая религия и демократическая форма правления, американская система ценностей и христианская вера проникли друг в друга и оказывают огромное воздействие друг на друга". Особенностью этого общенационального явления стала массовая убежденность в возможности очевидного для всех выделения и противопоставления добра и зла. В том числе и в формировании национального характера. Ничего подобного нет ни в одной другой стране мира.
Преобладающие ныне в США неоконсерваторы консолидируются в общей вере в то, что Америка выше других в моральной сфере и ближе других к Богу. А как иначе послать фермера из Айдахо или Небраски освобождать мир от саддамов хусейнов? Еще Честертон называл Америку "нацией с душой церкви". Современные американцы говорят это без тени сомнения или иронии. Они косо смотрят, скажем, на Англию с ее официальным англиканством; Америка полагает, что вместила в себя все оттенки иудеохристианства. Библия для американца гораздо более значима, чем Писание на других континентах, она не только источник моральных ценностей, но источник энергичной самореализации. И своего рода "окно в мир". Американцы абсолютно серьезно верят, что могут реализовать свободу, равенство и демократию повсеместно, даже в таких отдаленных во всех смыслах странах, как Афганистан.
Можно ли посягнуть на столь поразительную веру? Библейские корни американизма делают всякую критику этой страны своего рода святотатством. Даже внешне лишенные библейского вида документы американской истории начиная с вышедшей в эпоху Просвещения Декларации американской независимости являют уверенный в себе американизм с его дидактической обращенностью ко всему миру. А уж творения более ранних "отцов-основателей", таких как Уинтроп ("Америка это город на холме"), звучат чистым провозглашением американизма, ведущего через Джефферсона и Адамса к Линкольну, Трумэну, Рейгану. Эта форма современного радикального республиканизма, этот вид американизма, который американцы без колебаний называют "Богом данным", кажется им более чем естественным. Президент Джордж Буш-мл. многократно утверждал, что американские принципы "даны Богом". Это не риторическое украшение, президент верит в это. И не прав тот, кто думает, что современная Америка вызрела из секулярных просвещенческих взглядов Томаса Джефферсона. Джордж Буш верит в то, что говорит.
В начале XXI века 39% американцев назвали себя "возродившимися христианами". Это большинство баптистов, примерно треть методистов и более четверти лютеран и пресвитериан в стране. Важно отметить, что основной рост идет в рядах тех, кого следовало бы отнести к консервативным христианам, евангелических протестантов, которые определяют себя как "заново рожденные христиане", мормонов (рост за десятилетие на 19, 3%), консервативных евангелических Христианских Церквей, церквей Христа (рост на 18, 5%), южных баптистов (17% роста). Характерным признаком является формирование так называемой "Христианской коалиции" преподобного Пэта Робертсона, объединившей 1, 7 млн. человек. Более 2 млн. вошли в "Фокус на семье", в Ассоциацию американской семьи, в "Женщины, беспокоящиеся об Америке" (крупнейшая женская организация в стране с 600 тыс. членов).
В новой трансформации Америки, где 94% населения объявили себя верующими, протестантизм и евангелизм занимают самые выдающиеся места. Евангелисты особенно активны среди быстрее всех растущей группы населения испаноязычных католиков. Так протестантский мир пытается изменить католический испанидад. Студенты-евангелисты занимают видные места среди элиты, учащейся в наиболее престижных университетах. Скажем, в Гарвардском университете между 1996 и 2000 годами число евангелистов удвоилось с 500 до 1000 человек.
В 7 тысячах магазинов религиозной книги продаются 3 млн. книг. 130 издательств специализируется на религиозной литературе (17 млн. книг продается в год). В стране как грибы растут радио- и телестанции 1300 религиозных радиостанций и 163 телевизионные станции. Созданы широкие сети магазинов религиозной направленности, построено 600 мегацерквей вместительностью до 20 тысяч человек. Такие организации, как "Христианская коалиция", устремились в американскую политику, чрезвычайно влияя на выборы всех уровней. Напомним, что в 2000 году Джордж Буш получил голоса 84% белых евангелических протестантов это не менее 40% всех, кто за него голосовал. Евангелисты стали основной силой Республиканской партии. На вопрос, кто является наиболее существенным, с его точки зрения, политическим философом, нынешний президент США ответил: "Христос, потому что он изменил мое сердце". Через 10 дней после прихода к власти Буш-младший выдвинул программу федеральной поддержки участия религиозных групп в общественной деятельности, включая центр религиозной поддержки при Белом доме.
Это явление вызывает оторопь даже среди самых близких союзников Америки в Западной Европе, где французы гордятся своей культурой, англичане считают себя "прирожденными лидерами", а немцы вообще не верят, что их можно превзойти. Не будем говорить об остальном мире. Это противоречие между "секулярной верой" Америки в себя и полупрезрительной усмешкой Западной Европы, удивленно поднятыми бровями всего остального мира возникло примерно столетие назад. И этот феномен оказался устойчивым по настоящую пору. Более того, в последние годы явление приобрело невиданную прежде остроту.
Творец всего сущего непременный персонаж речей Джорджа Буша. Нет числа его прокламациям, что "Бог на нашей стороне", "Бог с нами", "мы с Богом не можем потерпеть поражение" и т. п. Не слишком ли легкое обращение? Не слишком ли обжитым Богом стал скромный техасский Кроуфорд? Вспомним, что посреди поразительной битвы Гражданской войны полтораста лет назад Абрахам Линкольн рискнул только однажды помянуть Господа. "В глубине своей души я скромно надеюсь, что, приложив праведные усилия, мы сможем оказаться на стороне Бога". Величайший из американских президентов лишь скромно надеялся.
* В журнале "Главная тема" этот фрагмент статьи "Американская политическая система" опубликован под заголовком "Американская религиозность".
04.06.2005
Источник: Белгородская правда