"С высокого обрыва у стен Свенского монастыря неогляден весенний разлив в пойме Десны; несмотря на хмурое, в быстрых тучах небо, на всем вокруг тревожная нежность: цветут подснежники, изумрудная зелень первой травы в прогретых солнцем местам, и яркой весенней синевы вода, и дуб-великан с залеченным в нижней частя стволам Ему пять веков, этому удивительному дереву; веем своим обликом, с распластавшимися в легком воздухе сучьями, с изуродованным цементными заплатами стволом, мощно внедрившимся в землю, старое дерево тоже чувствует тепло земли, и что-то в нем неуловимо меняется с каждым днем и часом; опять в корнях, пронизавших толщу земли, в иссеченной временем коре, в чутких вершинных ветвях мучительными толчками пробуждается жизнь опять уходят небытие и мрак, и от этого творения природы трудно оторваться". Эти строки принадлежат известному советскому писателю. Герою Социалистического Труда, лауреату Государственных премий СССР и РСФСР, председателю Российского фонда культуры Петру Лукичу Проскурину, уроженцу Брянщины.
Могучее дерево у стен Свенского монастыря, о котором так взволнованно и проникновенно написал П.Л.Проскурин, называют дубом Петра.
Достоверно известно, что Петр I находился в Брянске 22-24 октября 1708 года. Приезд царя был вызван продвижением армии шведского короля Карла XII к Стародубу и далее на Украину. Он осмотрел верфь, где по его приказу сооружали галеры, городские укрепления, запасы оружия, а вот был ли он в Свенском монастыре, неизвестно. 24 октября Петр I отправился в Погребки у Новгорода-Северского, где стояли основные силы русской армии. Там к нему явился гонец от А.Д.Меншикова, сообщивший об измене гетмана Украины Мазепы. Церковная же легенда утверждает, что это произошло тогда, когда Петр I находился в Свенском монастыре.
Предания гласят, что великий преобразователь России отдыхал в тени исполинского дуба рядом с монастырской стеной. Говорят также, что, готовя измену, коварный Мазепа решил отвлечь Петра от военных забот и послал к нему лодкой по Десне красавицу Ганну. Петр и Ганна полюбили друг друга, а чтобы их разлучить, монахи Свенского монастыря заточили девушку в подземелье, а затем утопили в лесном озере, вода которого стала черной, а само оно получило название Черное озеро...
Дуб-великан, немой свидетель исторических событий, и сегодня крепко стоит на вершине громадного холма, являясь уникальным памятником природы.
Дуб Петра осматривали специалисты, залечили раны ствола, зацементировали дупло, установили вокруг ограду, обновили знак особой заповедности дерева. И сейчас зеленеет он на крутом берегу Десны, напоминая о былом. У этого замечательного памятника природы не бывает равнодушных. Посетивший Свенский монастырь П.Л.Проскурин увидел в нем символ героической истории родной земли: "Какая-то сладкая жуть кружит в сердце под дубом перед Полтавской битвой, определившей многое в судьбах России, в судьбах Европы, сидел Петр Великий, а вот сейчас пришли и сидят трое светлоглазых парнишек в форме профессионально-технического училища, сидят, поглядывают то на дуб, то на разлив Десны, то на съемочную группу из Волгограда, снимающую на Брянщине документальный фильм "Земля Пересвета". Сейчас киногруппа у стен Свенского монастыря с высоты обрыва снимает тревожное, меняющееся, в быстрых текущих тучах небо над Десной небо Куликовской битвы. А еще ранее, за сто лет до того как из желудя проклюнулся росток, положивший начало знаменитому дубу, на этой земле оставил свой след брянский боярин Пересвет, ушедший в свой час, как это не раз бывало, в монахи и обессмертивший свое имя на поле Куликовом в поединке с татарским богатырем Челубеем".
С дубом, правда, уже с другим, связана церковная легенда и об основании Свенского монастыря.
...Шел 1288 год. Князь Роман Михайлович Брянский страдал от тяжелой болезни. В теле еще была сила, руки пока держали меч, а глаза ослабели. Князь стал слепнуть. Тогда в княжеских хоромах вспомнили о чудотворной иконе Богоматери из Киево-Печерского монастыря, якобы не раз исцеляющей от болезней.
Киевские монахи просьбу Романа Брянского уважили. По Десне к Брянску отправилась ладья, а в ней два монаха с чудотворной иконой. Но при впадении реки Свени в Десну произошло удивительное событие: "...стала ладья на едином месте среди реки". А икона скоро пропала. Князь Роман обнаружил ее на противоположном берегу. Она висела на дубе.
Князь произнес молитву и сразу стал лучше видеть. Пораженный свершившимся чудом Роман Михайлович взял топор и сам стал рубить мощные деревья для закладки нового храма.
Дуб находится и в центре герба древнего русского города Стародуба. Старый герб Стародуба "дуб с гнездом орлим" дошел до нас с 1620 года, а в 1781 году он украсил триумфальную арку Новгорода-Северского вместе с гербами других городов брянского края: Мглина, Суража, Почепа. В XVIII веке высочайшим указом для Стародуба был утвержден окончательный вариант основного городского символа: "Старый дуб в серебряном поле".
Есть дуб-богатырь и в поселке Пчела Брасовского района. Он выделяется сильно развитой кроной, толстым стволом. Человек, стоящий у подножия этого зеленого великана, кажется карликом. Его обступают
многочисленные потомки молодые дубки и уже зрелые деревья. Зеленый долгожитель не склонил головы перед натиском стихийных сил, устоял, перенес ураганные ветры, удары молний и защитил тех, кто был обязан ему своим рождением.
В трех километрах от Злынки стоит еще один дуб-великан. Народная легенда утверждает, что его посадил лесник Кирьян. С тех пор зовут это высокое кряжистое дерево Кирьяновым дубом. Его возраст 450-500 лет. Не раз посягали на жизнь зеленого великана молнии. Но проходило несколько лет, и обожженные ветви оживали вновь, а раны зарубцовывались. Сколько путников укрыл за долгую жизнь под своей тенью этот дуб, сколько событий он видел! Сейчас дуб-долгожитель взят под государственную охрану, за ним присматривают работники Злынковского лесхоза.
В десяти с половиной километрах от Стародуба раскинулся живописный елионский лес. У незаметной лесной тропинки, ведущей к Малой Елионке, словно часовой застыл громадный дуб, а точнее слившиеся в одно четыре дерева с общим корнем. Об удивительном памятнике природы, взятом под государственную охрану, сложено немало легенд. В одной из них рассказывается, что дерево посадил в первой четверти XIX века житель этих мест Архип.
У Архипа было четыре сына: Денис, Даниил, Давид и Демьян. Когда началась Отечественная война 1812 года, отец благословил сыновей на ратный подвиг, на защиту родной земли от иноземных захватчиков. Сыновья Архипа выполнили свой священный долг, разбили врага, но сами сложили головы на поле брани. Денис и Давид погибли под Смоленском, а Даниил и Демьян в Бородинском сражении.
Тяжело переживал потерю своих сыновей Архип. Печальные, грустные мысли одолевали его, когда он уходил в лес. Однажды у небольшого лесного озера, сейчас высохшего, присел Архип на пенек и услышал голос леса. В легком шуме листвы, побеспокоенной ветром, ясно и отчетливо прозвучали слова: "Не печалься, человек. Сыновьями гордиться надо они грудью заслонили Родину-мать".
В память о сыновьях-героях решил тогда Архип посадить на лесной дороге, что ведет от Елионки к Стародубу, четыре желудя. Они прижились. Шли годы, а молодые дубки набирали силу. У братьев, защитников Родины, были один отец и одна мать. Так и дубы, посаженные Архипом, объединились, образовали один родительский корень.
***
Гляжу на дуб уединенный. Я мыслю: патриарх лесов Переживает мой век забвенный, Как пережил он век отцов.
А.С.Пушкин
***
Престольный праздник в честь Свенаской (Печорской) иконы Божией Матери отметили брянцы у стен Свенского Успенского монастыря в понедельник, 16 мая
Свенская икона Божией Матери написана преподобным Алипием, иконописцем Киево-Печерского монастыря. Впоследствии этот образ прославился многочисленными чудесами.
Праздничное богослужение провел епископ Брянский и Севский Феофилакт. По его благословению прихожане и священнослужители организовали крестный ход. Верующие с образами и хоругвями обошли Свенский монастырь.
У Свенского Успенского монастыря есть еще один престольный праздник, который приходится на 30 августа. В этот день православные христиане совершают большой крестный ход от стен монастыря до Петропавловского собора, совершая остановки для молитв у часовни на набережной, у Воскресенского, Горне-Никольского и других городских соборов.
19.05.2005
Источник: Наш город-Брянск