11 февраля в Государственном центре современного искусства в Москве состоялась лекция французского социолога, профессора социологии Университета Бордо, научного руководителя Высшей школы социальных исследований Франсуа Дюбе на тему "Какое место должна занимать религия в школе". Организаторами выступили Французский культурный центр в Москве, Французский Университетский колледж в Москве и журнал "Неприкосновенный запас", сообщает корреспондент портала "Религия и СМИ".
Франсуа Дюбе затронул проблемы преподавания религии в школах Франция. Им было отмечено, что движение за отделение Церкви от государства, а как следствие – и от школы никогда не носило антирелигиозного характера. По своей сути это было антиклерикальное движение.
Сегодня во Франции 17 % школ являются католическими. При этом программы частных школ и школ государственных одинаковы. Французские школы не разделяются на религиозные и светские, скорее они разделяются по своему статусу – на частные и государственные.
В современном французском обществе обсуждаются две наиболее значимые проблемы: мусульманский вопрос и вопрос религиозной культуры.
Так называемая проблема "мусульманского платка у девочек" в целом затрагивает вопрос об отношении общества к новой для Франции мусульманской культуре, проникающей в страну вместе с эмиграцией из восточных государств. В стране насчитывается 2 млн. мусульман, которые ищут свое место во французском обществе.
(По данным World Christian Encyclopedia во Франции насчитывается около 4 млн. мусульман, что составляет 7% населения страны, христиан – 41 млн. человек, или 70% населения, которое составляет 59 млн. человек – справка портала "Религия и СМИ").
Во Франции существует два рода мусульманских движений, считает Дюбе. Большинство французских мусульман являются людьми светской культуры. Они считают ислам своей личной религиозной практикой, которую не навязывают обществу. Французов страшит другое явление – деятельность радикальных исламских групп в среди молодёжи, которые, однако, имеют как правило маргинальный характер.
По мнению Франсуа Дюбе, второй значимой проблемой для французского общества является исчезновение из светской школы религиозной культуры. Молодое поколение французов уже не имеет основополагающих представлений об элементарных религиозных понятиях. Французское общество в значительной степени дехристианизируется не только в религиозном, но и в культурном смысле.
Эта проблема ставит вопрос о необходимости преподавания в светской школе истории религий – предмета, который должен сообщать ученику сведения обо всех религиях.
Вместе с тем, введение такого предмета вряд ли поддержит Католическая Церковь, поскольку, выступая за передачу традиции, она считает, что без Бога культурная традиция становится только одной в ряду других.
Перед современным французским обществом стоит вопрос об отношении к религиозному наследию. Основанием для решения этого вопроса должен служить принцип уважения всех религий. При этом ни одна религия не должна стремиться к доминированию в обществе, считает Дюбе.
Светскость, которая должна присутствовать в школе, не может быть эквивалентна атеизму, считает французский профессор социологии. Школа не должна вести атеистическую пропаганду, так же как не должна проповедовать религию.
Предлагаем вниманию посетителей портала "Религия и СМИ" статью французского кардинала Поля Пупара "Зачем нужно сегодня христианское образование в школе?", в которой выражена церковная позиция по обсуждаемой проблеме. Статья была написана более двадцати лет назад, но, судя по всему, не утратила актуальности и для нынешней Франции.