ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Посланник древней Антиохии"

Религия должна служить человеку, а не наоборот, считает епископ Нифон

Александр Петров :: 14 июня 2005

Отношения между Русской Православной и Антиохийской Церквами всегда были очень теплыми и доверительными. Несмотря на все исторические перипетии, такими они остались и сейчас. О том, как живет подворье Антиохийской Церкви в самом центре столицы, рассказал корреспонденту "НГ-религий" епископ Филиппопольский Нифон (Сайкали), настоятель Антиохийского подворья в Москве.

- Ваше Преосвященство, не могли бы вы немного рассказать об истории Антиохийской Православной Церкви...

- История нашей Церкви началась вместе с историей христианства. Она была основана апостолами Петром и Павлом еще до появления Римской Церкви. Ее название происходит от имени древней столицы Сирии – города Антиохии. Антиохийская Церковь считается одной из самых древних Поместных Православных Церквей.

Именно в Антиохии последователи Иисуса Христа стали называться христианами. Поэтому Антиохию называют колыбелью христианства. Здесь раньше находилась "столица" Церкви, престол ее Патриарха. Именно отсюда апостол Петр, первый епископ Антиохийской Церкви, приехал в Рим.

Безусловно, за всю свою историю Церковь пережила многое. С середины VII века Антиохия попала под власть арабов-мусульман, которые всячески притесняли христиан. Одним из наиболее трагических событий нашей истории стало истребление турками в 1860 г. почти всего христианского населения Сирии. Тогда погибли более 30 тыс. человек! Почти все наши церкви были разрушены и разорены. Замечу, что без поддержки России и Русской Православной Церкви от Антиохийской Церкви ничего бы не осталось.

Церкви приходилось бороться и с внутренними негативными тенденциями. Под давлением Католической Церкви часть православных, понадеявшись на защиту Европы, попросила защиты от турецкого преследований и перешла в католичество. Во многом этот внутрицерковный раскол был связан и с политическим ослаблением России в конце XIX века, что привело к появлению Греко-Католической Церкви в Антиохии.

- А какие сейчас у вашей Церкви отношения с греко-католиками?

- Раньше они были достаточно напряженными, вплоть до Второго Ватиканского Собора, так как Ватикан изо всех сил пытался привлечь к себе христиан Ближнего Востока. Но сейчас на дворе уже XXI век, и не поддерживать отношения было бы просто глупо. Так что теперь мы чувствуем себя партнерами.

- Христиан каких стран окормляет Антиохийский Патриархат?

- Православных верующих Сирии, Ливана, Ирака и Кувейта, иными словами, все православное население стран Ближнего Востока. Кроме того, множество верующих проживают в других странах. Только в США у

нас почти 250 храмов. Много приходов в Аргентине, Бразилии, Чили и Австралии. Есть митрополия в Западной Европе, куда входят Франция, Англия, Германия и Швейцария. Наша паства – это более 5 миллионов верующих по всему миру.

- Когда-то Антиохия первенствовала в христианском богословии, была местом проведения церковных Соборов. Сохраняется ли сегодня богословская традиция?

- Антиохийская богословская школа – самая древняя на православном Востоке, сохраняющаяся и по сей день. В нашей Церкви по-прежнему много выдающихся мыслителей. Это и митрополит Георгий (Ходор), и сам Антиохийский Патриарх Игнатий. Сейчас при Антиохийском Патриархате работают Богословский институт и целый ряд церковных школ.

- Как складываются отношения Антиохийской Церкви с правительствами исламских государств, на территории которых она осуществляет свое служение?

- Со времен Оттоманской империи Антиохийская Церковь имеет ряд привилегий. И в этом большая заслуга Русской Церкви и России. Но ислам – основная религия Ближнего Востока. Поэтому наша Церковь существует по законам тех стран, в которых живут ее представители.

К примеру, в Ливане положение христиан определено Конституцией. И личные отношения межу Патриархом и президентом Ливана никак не влияют на положение христиан в этой стране. В соответствии с законом президент Ливана должен быть христианином. По Конституции в парламенте этой страны должны быть представлены как мусульмане, так и христиане.

Мы всегда следуем церковному уставу, который действует в странах, где находится Антиохийская Церковь, поэтому государство не вмешивается в наши дела. Мы одновременно контролируем и то, что касается гражданского права верующих (рождение, бракосочетание и т.д.). Кроме того, в каждой епархии есть церковные суды, и правительство всегда исполняет их решения. Оно также признает решения Церкви в том, что касается назначений новых архиереев.

- Как вы оцениваете положение христиан на Ближнем Востоке?

- Все христианские общины ближневосточных государств признаны Конституцией этих стран. К тому же христиане и мусульмане уже столетиями живут бок о бок, мы привыкли к этому и с уважением относимся друг к другу. Религия должна служить человеку, а не наоборот, и неважно, ислам это, христианство или другие религии.

Однако становятся заметными некоторые негативные тенденции в отношениях мусульман к христианам. Мне кажется, что сейчас идет политизация ислама. Это очень опасно, так как может привести к дестабилизации общей обстановки в регионе. Но я считаю, что на Ближнем Востоке никогда не будет войны между мусульманами и христианами.

- Как изменилось положение христиан в Ираке после оккупации этой страны войсками "миротворцев"?

- Я не могу сказать, что мусульманское население Ирака стало хуже относиться к христианам. Войны между христианами и мусульманами нет! Но есть фундаменталисты, специально провоцирующие мусульман на экстремистские действия против христиан, и большинство из них находятся сегодня в Ираке.

- Можно ли говорить о посреднической или дипломатической функции Антиохийской Церкви на Ближнем Востоке?

- Наша Церковь действительно играет важную дипломатическую роль в этом регионе. Я думаю, что она очень подходит для Церкви, выступающей посредником между народами и между лидерами различных государств.

- Расскажите, пожалуйста, об истории подворья Антиохийской Церкви в Москве...

- Представительство Антиохийского Патриархата было открыто в Москве в 1848 г. Оно было создано Московским митрополитом Филаретом (Дроздовым), чтобы оказать материальную помощь Антиохийской Церкви. В то время наша Церковь подверглась гонениям со стороны турок. В 1927 г. власти закрыли подворье. А в 1948 г. с разрешения Сталина и по благословению Патриарха Алексия I его открыли вновь. Сейчас Антиохийская Церковь не нуждается в материальной помощи. Однако подворье осталось в качестве моста, связующего нас с Русской Церковью.

- Из кого состоит ваша московская паства?

- Прежде всего из православных верующих москвичей – это около 350 семей. Также мы окормляем и арабскую общину, которая насчитывает около 40 семей. Но христианская арабская община появилась лишь лет 8-10 назад, до этого вся паства была русская.

- Что вас лично связывает с Россией?

- Первый раз я приехал в Россию в 1959 году, чтобы учиться в Московской Духовной академии. А в том, что я избрал местом своего служения именно Москву, огромную роль сыграл мой наставник митрополит Нифон (Саба), который был особо расположен к России. Я ощущаю, что русский народ – это также и мой народ.

Думаю, что сейчас нельзя рассчитывать на российскую политическую поддержку любой Церкви за границей, в том числе и Православной, так как православие в России по Конституции не является единственной государственной религией, как это было в XIX веке. Однако я уверен, что, как и раньше, Россия будет выступать на стороне правды, защищая любые народы от несправедливости.Германия и Швейцария. Наша паства – это более 5 миллионов верующих по всему миру.

- Когда-то Антиохия первенствовала в христианском богословии, была местом проведения церковных Соборов. Сохраняется ли сегодня богословская традиция?

- Антиохийская богословская школа – самая древняя на православном Востоке, сохраняющаяся и по сей день. В нашей Церкви по-прежнему много выдающихся мыслителей. Это и митрополит Георгий (Ходор), и сам Антиохийский Патриарх Игнатий. Сейчас при Антиохийском Патриархате работают Богословский институт и целый ряд церковных школ.

- Как складываются отношения Антиохийской Церкви с правительствами исламских государств, на территории которых она осуществляет свое служение?

- Со времен Оттоманской империи Антиохийская Церковь имеет ряд привилегий. И в этом большая заслуга Русской Церкви и России. Но ислам – основная религия Ближнего Востока. Поэтому наша Церковь существует по законам тех стран, в которых живут ее представители.

К примеру, в Ливане положение христиан определено Конституцией. И личные отношения межу Патриархом и президентом Ливана никак не влияют на положение христиан в этой стране. В соответствии с законом президент Ливана должен быть христианином. По Конституции в парламенте этой страны должны быть представлены как мусульмане, так и христиане.

Мы всегда следуем церковному уставу, который действует в странах, где находится Антиохийская Церковь, поэтому государство не вмешивается в наши дела. Мы одновременно контролируем и то, что касается гражданского права верующих (рождение, бракосочетание и т.д.). Кроме того, в каждой епархии есть церковные суды, и правительство всегда исполняет их решения. Оно также признает решения Церкви в том, что касается назначений новых архиереев.

- Как вы оцениваете положение христиан на Ближнем Востоке?

- Все христианские общины ближневосточных государств признаны Конституцией этих стран. К тому же христиане и мусульмане уже столетиями живут бок о бок, мы привыкли к этому и с уважением относимся друг к другу. Религия должна служить человеку, а не наоборот, и неважно, ислам это, христианство или другие религии.

Однако становятся заметными некоторые негативные тенденции в отношениях мусульман к христианам. Мне кажется, что сейчас идет политизация ислама. Это очень опасно, так как может привести к дестабилизации общей обстановки в регионе. Но я считаю, что на Ближнем Востоке никогда не будет войны между мусульманами и христианами.

- Как изменилось положение христиан в Ираке после оккупации этой страны войсками "миротворцев"?

- Я не могу сказать, что мусульманское население Ирака стало хуже относиться к христианам. Войны между христианами и мусульманами нет! Но есть фундаменталисты, специально провоцирующие мусульман на экстремистские действия против христиан, и большинство из них находятся сегодня в Ираке.

- Можно ли говорить о посреднической или дипломатической функции Антиохийской Церкви на Ближнем Востоке?

- Наша Церковь действительно играет важную дипломатическую роль в этом регионе. Я думаю, что она очень подходит для Церкви, выступающей посредником между народами и между лидерами различных государств.

- Расскажите, пожалуйста, об истории подворья Антиохийской Церкви в Москве...

- Представительство Антиохийского Патриархата было открыто в Москве в 1848 г. Оно было создано Московским митрополитом Филаретом (Дроздовым), чтобы оказать материальную помощь Антиохийской Церкви. В то время наша Церковь подверглась гонениям со стороны турок. В 1927 г. власти закрыли подворье. А в 1948 г. с разрешения Сталина и по благословению Патриарха Алексия I его открыли вновь. Сейчас Антиохийская Церковь не нуждается в материальной помощи. Однако подворье осталось в качестве моста, связующего нас с Русской Церковью.

- Из кого состоит ваша московская паства?

- Прежде всего из православных верующих москвичей – это около 350 семей. Также мы окормляем и арабскую общину, которая насчитывает около 40 семей. Но христианская арабская община появилась лишь лет 8-10 назад, до этого вся паства была русская.

- Что вас лично связывает с Россией?

- Первый раз я приехал в Россию в 1959 году, чтобы учиться в Московской Духовной академии. А в том, что я избрал местом своего служения именно Москву, огромную роль сыграл мой наставник митрополит Нифон (Саба), который был особо расположен к России. Я ощущаю, что русский народ – это также и мой народ.

Думаю, что сейчас нельзя рассчитывать на российскую политическую поддержку любой Церкви за границей, в том числе и Православной, так как православие в России по Конституции не является единственной государственной религией, как это было в XIX веке. Однако я уверен, что, как и раньше, Россия будет выступать на стороне правды, защищая любые народы от несправедливости.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама