Печатаете" по благословению благочинного церквей Таганрогского округа, настоятеля Свято-Никольского прихода г. Таганрога протоиерея Александра Клюнкова.
Слова апостола Павла, что во Христе нет разделения на мужчину и женщину — "нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе", дают ключ к истинному пониманию положения человека в церкви. Да, с точки зрения вечности нет разделения, но нет и унификации. Отсутствие унификации предполагает, что мужчины и женщины, образуя единый человеческий род, предназначены в своем земном поприще к различным родам служения Богу. Открытое женщине недоступно мужчине. И наоборот. Мужчина, как правило, не ведет домашнее хозяйство — в любом случае, это не коренное свойство мужского характера. А женщина не может быть священником, точнее, священницей, хотя даже слова такого в русском языке нет.
Особое понимание священства отличает православие от других христианских конфессий. В протестантизме священник — пастор, епископ — это лектор, говорящий с церковной кафедры и занимающийся церковно-административной работой. И в этом случае действительно встает вопрос: почему же, имея административные способности или дар слова, женщина не может этим заниматься? Но православие понимает священство иначе. Каждое таинство совершается Христом Спасителем, и священник является лишь Его представителем, свидетелем того, что совершает Господь. Слово Божие воплотилось и восприняло человеческую природу не как дочь Божия, а как сын Божий. Почему? Мы не знаем. Но мы оставляем за Богом свободу действовать так, как Он считает лучшим для нашего спасения. И в этом нет уничижения женщины. В этом есть тайна домостроительства нашего спасения.
Перед женщиной же также открыты многочисленные возможности церковного служения. Это и участие в богослужебном пении и чтении, и иконописание как одно из высших проявлений духовной жизни христианина, и даже составление литургических песнопений. Скажем, песнопевческие труды византийской монахини Кассии вошли в сокровищницу церкви. Так что мнимое или видимое отодвигание женщин на второй план в церковной жизни это, по сути дела, предубеждение, которое складывается из ее неверного понимания.
Поэтому нельзя сказать, что в православии явный приоритет отдается мужчине, а женщине — второстепенное место. Бессмысленность этого упрека раскрывается в той бесконечной любви к Пресвятой Богородице и в том Ее почитании, которые существуют в православной церкви и которые указывают подлинный путь ко спасению. Одну из женщин, живших на этой земле, церковь именует высшим изо всех творений, созданных Отцом нашим Небесным, "Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим", то есть ставит выше всех чиноначалии ангельских сил, свойства которых превышают человеческие свойства неизмеримо.
Так о каком же неравенстве между мужчиной и женщиной в православной церкви может идти речь?
13.05.2005
Источник: Таганрогская правда