Анатолий Лысенко, многие годы возглавлявший молодежную редакцию Гостелерадио СССР, стоявший у истоков программы "Взгляд", а также двух российских федеральных телеканалов – "России" и ТВЦ, в настоящее время заведует кафедрой деловой и политической журналистики одноименного отделения Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ). О сути журналистики, задачах, стоящих сегодня перед теми, кто работает в СМИ, и особенностях обучения этому ремеслу в ГУ-ВШЭ он рассказал корреспонденту Страны.Ru Николаю Белкину.
- Когда-то очень давно мне довелось брать интервью у Василия Ивановича Берга – академика, адмирала, легендарного человека, основателя отечественной кибернетики. Он спросил меня, чем я занимаюсь, и я ответил – журналистикой. Он возразил, мол, что это за профессия, ведь написать статью должен быть в состоянии каждый интеллигентный человек. Потом, когда выяснилось, что я по образованию инженер, нам стало легче разговаривать.
Сегодня перед журналистом стоит очень много новых и сложных задач. Потому что основной темой журналистики стал сегодня даже не человек, а, скорее, дело: политика и бизнес. Это основа практически всей существующей сегодня журналистики. Так или иначе, что бы человек ни писал, это касается либо политики, либо бизнеса. Сложность в том, что, к сожалению, эту крепость по нашей извечной привычке мы берем наскоком – "подумаешь, ну что там бизнес". Может, поэтому у нас и бизнес такой.
Сравните, как пишут о бизнесе на Западе, – когда читаешь их статьи или книги, понимаешь, что это люди, в тонкостях понимающие механизм его действия.
К сожалению, среди журналистов и в прошлое время, и сейчас, были люди, которые могли описать процесс производства так: "Льется что-то огненное и стучит что-то железное". Это не значит, что журналист должен в тонкостях знать технологический процесс, взаимодействие конструктивных деталей. Но проанализировать это нужно уметь.
Недавно, когда я читал многочисленные статьи, в которых журналисты пытались рассуждать о последней аварии в энергосистеме Москвы, хотелось плакать от их беспомощности – было видно, что люди понимают энергетику на уровне штепселя, в том смысле, что "штепсель – это то, куда не надо совать пальцы". И они брались писать о проблемах энергетики и техногенных катастроф.
Поэтому сегодня в подготовке журналистов, как мне кажется, главное – доподлинное знание политики и бизнеса. А для этого нужно отлично знать социологию, политологию, экономику, чтобы понять сложность механизмов, истинную причину событий и, самое главное, чтобы не позволить вешать себе лапшу на уши. Потому что зачастую журналист сегодня становится, мягко говоря, жертвой пиара или источником, через который происходит "слив" недостоверной или тенденциозной информации.
Когда мы, создавая в ГУ-ВШЭ отделение деловой и политической журналистики, думали о том, как именно надо учить студентов, мы пришли к выводу, что, кроме основных, связанных с журналистикой, предметов – литературы, истории, русского языка, – нужны более широкие знания. Отделение деловой и политической журналистики ГУ-ВШЭ дает знания, но в то же время ставит перед студентом очень много сложных задач. Например, курс математики, который нужен, потому что без математики нельзя понять микро- и макроэкономику. Кроме этого, обширные курсы социологии и политологии. Выпускники подготовлены к тому, чтобы быть журналистами в сегодняшних условиях. Может быть, они не сумеют написать какой-нибудь красивый поэтический очерк о птичках, рыбках, природе. Но, несомненно, они смогут написать о чем угодно из политики и бизнеса, из того, что на 90% составляет информацию в сегодняшних газетах.
Для подготовки студентов мы подобрали людей, зарекомендовавших себя как классные журналисты и люди, разбирающиеся в деле. Например, Григорий Шевелев, долгие годы возглавлявший информационный департамент Гостелерадио СССР, курировавший в свое время программу "Взгляд", а ныне являющийся одним из руководителей радиостанции "Маяк". Или ведущая телеканала "Рен-ТВ" Ольга Романова, получившая в последний раз сразу две премии ТЭФИ. Классная экономическая журналистка, между прочим, кандидат экономических наук. Борис Калягин, который долгие годы писал о западной экономике. Это все люди, которые занимались реальной журналистикой. И наша задача, которую мы себе формулируем, – это научить студентов ремеслу. Они должны быть классными ремесленниками – не теоретиками, не поэтами, а ремесленниками, именно таких журналистов сейчас не хватает. Которые умеют делать свое дело так, чтобы не было видно ни швов, ни гвоздей.
Мы не готовим узких специалистов – отдельно газетчиков, отдельно телевизионщиков, и т.п. Ведь сейчас у журналиста гораздо больше свободы – сегодня он работает в газете, завтра переходит на телевидение или радио. Профессионалы перетекают из одной отрасли в другую, и надо, чтобы они умели работать везде. Они все равно будут сами специализироваться – жизнь, она специализирует. Именно жизнь, а не институт. Журналист должен знать обо всем понемногу, а затем уже, в процессе обучения на практике, постигать предметы более глубоко. Наше дело – научить ребенка ходить, а дальше он сам пойдет, его нельзя всю жизнь вести за руку. Пусть он сам ищет себе пути.
Специальное журналистское образование нужно такое, чтобы человек умел писать, но его знания не ограничивались тем, что он умеет грамотно выстроить фразу. Он должен быть просто очень образованным человеком. Ведь почти все удачливые журналисты не имели специального журналистского образования, но имели другое, профессиональное, что помогало им стать классными специалистами. Именно таких специалистов мы и стараемся готовить, давая студентам знания не только в области журналистики, но и политики, социологии, и других дисциплин.
Источник: Страна.Ru