ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Хиджаб как основание для дискриминации на Северном Кавказе"

Фатима Тлисова :: 17 июня 2005

Женщин в республике, традиционно считающейся мусульманской, могут окрестить исламскими радикалами только за ношение головного убора

Нальчик отличается от других городов Кавказа обилием зелени, красивыми ухоженными улицами и пышными садами. Каждый, кто оказывается в Нальчике, бывает откровенно удивлен красотой местных женщин и смелостью их нарядов. Практически никаких запретов и ограничений. На таком фоне женщина в исламских одеждах воспринимается как экзотика и источник угрозы.

Власти Кабардино-Балкарии, традиционно мусульманской республики на юге России, как это ни парадоксально звучит, жестко борются с распространением "исламской заразы".

Наличие внешних признаков принадлежности к исламу считается подозрительным и даже представляющим угрозу. На таком фоне хиджаб у женщин или борода у мужчин — уже основание для дискриминации на всех уровнях и общественного неприятия. Чаще всего страдают те немногие женщины, которые осмеливаются публично демонстрировать свою приверженность к исламу.

Отношения между властями и мусульманским населением настолько обострены, что лишь немногие из тех, кто на эту тему беседовал с IWPR, будь то чиновники или представители общественности, захотели назвать свое имя.

В прошлом году имело место несколько столкновений между силами безопасности Кабардино-Балкарии и боевиками. Было убито несколько человек. Власти обвиняют подпольную исламскую группу "Ярмук", имеющую связи с Чечней, в попытках дестабилизировать ситуацию в республике.

Одна из женщин, пострадавших из-за этих столкновений, — 22-летняя Марьяна, проживающая в пригороде Нальчика. Она мусульманка. Хиджаб в традиционном виде не носит, но ходит в платке и длинных одеждах.

Муж Марьяны погиб в начале этого года в перестрелке с местной милицией.Двумя годами раньше он некоторое время находился в Панкисском ущелье Грузии, известном в то время как пристанище исламских бойцов. Марьяна утверждает, что экстремистом он не был и никогда не бывал в Чечне.

Однако семью это не спасло. Марьяна сказала IWPR, что в ночь гибели мужа, когда она была одна в доме, к ней пришли милиционеры в камуфляжной форме и масках и обыскали весь дом и двор.

Марьяну забрали в СИЗО без объяснения причин и продержали за решеткой больше суток. Два раза за это время к ней в камеру заходили разные люди, не представляясь, спрашивали о муже: с кем общается, куда ездит, как часто отсутствует. Она отвечала, что не знает, так как муж не посвящает ее в свои дела.

О случившемся столкновении с милицией и смерти мужа Марьяна узнала только после того, как ее выпустили, в выпуске новостей телевидения.

С тех пор Марьяна живет одна. Говорит, что ее часто навещают из милиции. Интересуются: не приходил ли кто из знакомых мужа, иногда обыскивают дом. Марьяна боится, что когда-нибудь после такого посещения она исчезнет и никто не узнает, что с ней случилось, потому что от молодой женщины отказались все: родители, братья, соседи.

"Я никого не виню. Все боятся. За общение с вдовой "террориста" можно дорого заплатить. Хотя мужу никто не предъявлял обвинения, не задерживал и не судил. Никто до сих пор не говорил, что он кого-то убил или готовил теракт. Его просто застрелили", – говорит Марьяна.

Марьяна теперь живет в полной изоляции. Даже во время необходимых поездок в Нальчик в маршрутном такси она садится на самое дальнее сиденье, подальше от косых взглядов. Платок, повязанный на мусульманский манер, вызывает злобное шипение большинства пассажиров, а многие искренне боятся, считают, что любая мусульманка – потенциальная шахидка.

Такое отношение опустошительно действует на женщин. Жанна, которой почти пятьдесят лет, всю жизнь работала продавщицей. В последние два года она продавала хлеб в небольшом частном ларьке.

Летом прошлого года Жанна впервые пришла на работу в хиджабе. За три месяца, что она после этого удержалась на работе, хлебная лавка потеряла половину клиентов. Люди откровенно говорили, что не будут покупать хлеб у ваххабитки. В итоге Жанне пришлось уволиться по просьбе владельца магазина. Работодателя женщина не винит ни в чем.

"К нему много раз приходили из органов и говорили: убери ваххабитку или у тебя будут серьезные проблемы. Потом начались бесконечные ревизии, и тогда я сама подала заявление об уходе", – говорит она.

Студенты также испытывают трудности. Студенты-мусульмане Кабардино-Балкарского государственного университета недавно обращались к ректору с просьбой выделить кабинет для молельной комнаты. Студентам в просьбе отказали по причине того, что университет – светское учебное заведение. В Устав университета внесен пункт, не рекомендующий студенткам ношение одежды, указывающей на религиозную принадлежность, но до недавнего времени он не выполнялся.

Однако в апреле 2005 года в университете, ректор которого входит в состав правительственной Комиссии по борьбе с распространением религиозного экстремизма, были наказаны девять студенток, ежедневно собиравшихся на час после лекций в одной из аудиторий для изучения Корана. Комендант корпуса вызвал милицию, задержавшую группу, которая была доставлена в ближайшее отделение, где подверглась допросу и обыску. Причем подписывать они должны были пустые бланки протоколов. Выпустили их только через восемь часов.

На встречу с IWPR согласились прийти только шестеро из девяти при условии анонимности. Две девушки не носят платков или хиджаб. Никто из них не посмел рассказать о задержании родителям.

"У моей мамы больное сердце. Она не выдержит, если увидит меня в хиджабе. Наши родители боятся за нас. Они же видят, что жизнь мусульманина здесь ничего не стоит", – говорит одна из них.

Обстоятельства задержания девушки описывают в деталях, часто сбиваются на плач. Говорят, что плачут от унижения, которому их подвергли в милиции. Действия милиции они считают попыткой запугивания.

"Вера ведь не хобби. Мы не можем отказаться от ислама из-за того, что это опасно, – говорит еще одна студентка. — Если бы мы преследовали какие-то противоправные цели, мы не стали бы собираться днем в аудитории. Мы просто хотели вместе изучать Коран. Но это оказалось преступлением. Такими методами из нас выбивают всякое доверие к власти".

Все задержанные студентки учатся на "отлично". Следовательно, формальных поводов для нареканий у руководства факультетов нет. Тем не менее, все они были вызваны деканами на следующий день после задержания и получили предупреждение, что следующая подобная провинность закончится отчислением из университета.

Сотрудник отдела по борьбе с организованной преступностью МВД республики, согласившийся беседовать с IWPR, но отказавшийся назвать свое имя, никак не прокомментировал факты дискриминации мусульманок. Однако, по его мнению, любая женщина или молодая девушка, облаченная в хиджаб, должна немедленно стать объектом расследования.

"Как правило, женщина в ислам приходит не сама, а есть где-то рядом паровоз, который ее толкает к этому, часто принудительным образом. Наша задача – проверить тщательно ее окружение и выявить этот паровоз. Как правило, в семье оказывается муж или брат, к которому у милиции есть масса вопросов. Или выясняется, что девушка состоит в мусульманском браке с кем-либо из представителей радикального ислама, а это уже потенциальная "черная вдова", – утверждает он.

Любовь Алиева, помощник муфтия в Духовном управлении мусульман Кабардино-Балкарии, считает рассуждения силовика грубой ошибкой. Она — единственная согласилась открыто обсуждать эту проблему.

Алиева рассказывает, что знает много фактов дискриминации по религиозному признаку и что сама не раз подвергалась оскорблениям в общественном транспорте, когда другие пассажиры называли ее ваххабиткой и шахидкой.

"Если даже никто не оскорбит вслух, отчуждение ощущаешь постоянно. К примеру, садишься в автобус, и вокруг тебя сразу образуется пустое пространство. Все спешат отойти подальше", – говорит она.

По словам Алиевой, очень часты случаи увольнения с работы женщин, которые надевают хиджаб, но никто из них не хочет отстаивать свои права в нынешней атмосфере исламофобии и из страха привлечь внимание властей.

"Люди могут не иметь ничего против ислама вообще, но когда это входит в их жизнь, основная масса начинает отождествлять ислам с ломкой свободного уклада и устоев общества, с появлением серьезных моральных ограничений", — считает Алиева.

"И самое страшное – ислам стойко отождествляется с экстремизмом и терроризмом", – говорит она.

(Эта статья опубликована в новой информационной службе IWPR по правам женщин. В рамках этого проекта проводятся тренинги в помощь мусульманским журналисткам из неарабских стран. Регулярно публикуемые статьи см.: http://www.iwpr.net/womenindex1.html)

14.06.2005

Источник: Вести гор (Черкесск)

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама