Мнение редакции
Вчера в Москве прошел "круглый стол" на тему "Основы православной культуры: проблема выполнения социального заказа". Его организаторы Объединение православных избирателей и участники, среди которых были представители Московской патриархии и депутаты Госдумы от "Единой России" и партии "Родина", выступили с призывом создать в Государственной думе специальный комитет для продвижения учебника Аллы Бородиной, который так и называется: "Основы православной культуры". Тем самым в уже несколько лет то тлеющий, то разгорающийся костер споров о религиозном образовании в школах подброшена новая вязанка хвороста.
В мае 2002 года Координационный совет по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской патриархии принял решение рекомендовать для использования в общеобразовательном процессе упомянутый учебник. Официального статуса он так и не получил, однако в некоторых школах дошло до того, что усилиями учителей и директоров предмет из факультативного превратился в обязательный. Реакцией на внедрение основ православной культуры (ОПК) стала волна протестов со стороны как правозащитников, так и представителей иных религий и христианских конфессий.
Позиция РПЦ отличается двойственностью. С одной стороны, патриарх заявляет, что изучение ОПК должно вестись в школах на добровольной основе. С другой патриархия достаточно целеустремленно лоббирует школьный курс именно в рамках вызывающего разногласия учебника Бородиной. Радикальную позицию занимают различные околоцерковные и националистические группы, в том числе и имеющие представителей в парламенте. А глава Союза православных граждан Кирилл Фролов утверждает, что введение в российских школах ОПК это "ключевой вопрос национального самосознания и национальной безопасности", Десятилетия воинствующего атеизма оставили в образовании подавляющего большинства сограждан зияющие пробелы относительно такой важнейшей сферы человеческой жизни, как религия. Школьное образование может и должно наверстать упущенное для современных детей. При этом Россия остается светским государством, в ней нет государственной религии, и она является страной многоконфессиональной. Поэтому в государственных школах обучение основам знаний о религии должно носить экуменический характер. И уж совсем не дело Думы и православных активистов решать, по каким конкретным учебникам учить.
Наконец, свобода совести, как и право говорить на родном языке, относится к числу крайне чувствительных для граждан вопросов. Именно в силу этого от Православной церкви, имеющей наибольшее число адептов, требуется проявлять особую деликатность, в том числе и в вопросах образования. В нашем обществе, где немало проблем с межнациональными отношениями, обратное просто опасно. Граждане страны, включая школьников, должны получить основы знаний о религиях, а в какого Бога верить и по какому обряду молиться, пусть выбирают сами, без принуждения.
22.06.2005
Источник: Известия