Александр КОЙБАГАРОВ, президент Российской ассоциации буддистов школы "Карма Кагъю":
Есть организации, которые просто опасны для общества: та же секта Асахары в Японии или "Белое братство" на Украине. Внутри любой церкви может найтись какая-то группа, противопоставляющая себя основному течению. Но общество и государство должны следить за тем, чтобы люди, собирающиеся с религиозной или любой другой целью, подчинялись законам общества. Если цели или методы организации нарушают закон, она должна быть признана преступной.
А есть ли секты в буддизме?
В буддизме понятия "секта" нет, он изначально возник как религия, приветствующая максимальную свободу мнений и критику. Сам Будда, когда уходил, говорил: "Будьте светом сами себе и не верьте ничему из того, что сказано. Все проверяйте, все примеряйте к себе". Поэтому в буддизме нет противопоставления, в нем существует огромное количество школ и направлений, а сект быть не может, как нет и какого-то единственного канонического вероучения. Есть три великих Колесницы Хинаяна, Махаяна и Ваджраяна, есть национальные формы буддизма и внутри них множество более мелких подразделений. Буддизм говорит, что "для разных голов нужны разные шапки". В этом нет ничего крамольного, у каждого свой путь к просветлению.
Ну а некоторые другие восточные религии, например кришнаитов, нужно считать сектой?
Насколько я знаю, движение кришнаитов существует недавно, его основал Свами Прабхупада в начале ХХ века. Это своего рода упрощенный индуизм. Раньше считалось, что "невозможно индуисту пересечь океан", то есть индуизм был этнической религией только для родившихся в Индии. Кришнаитом может стать любой, то есть это движение претендует на прозелитизм. Можно ли считать кришнаитов сектой? Да, они странные, они раздражают своим поведением консервативное российское общество, вываливаются из культурных стереотипов, навязывают свою литературу... Но при этом у них достаточно строгий этический кодекс, не допускающий, например, убийства себя или других, как в опасных тоталитарных сектах.
Были случаи, когда сектанты приходили в буддизм или наоборот?
Мы никогда не спрашиваем человека, откуда он к нам пришел. Если его интересует буддизм, если он применяет наши практики, никто не станет требовать от него рассказа о своей личной истории. Многие приходят к нам, познакомившись перед этим с другими религиями или сектами, в том числе и с восточными: буддизм для людей ищущих. Главное, чтобы одна какая-нибудь религия, будь то христианство или буддизм, не имела права определять единолично, что является сектой, а что нет. В противном случае все несогласные немедленно окажуться записанными в сектанты...
22.06.2005
Источник: Час Пик (Санкт-Петербург)