Религия прочно вошла в жизнь постсоветской России. Право иметь собственные убеждения, разделять любые формы мировоззрения, не опасаясь преследования со стороны государства, а, наоборот, рассчитывать на его поддержку и защиту, является, пожалуй, одним из наиболее важных элементов любого демократического общества. Можно долго спорить, является ли нынешняя Россия по-настоящему демократической страной, однако наличие по меньшей мере одного симптома демократии, — реального религиозного плюрализма, — отрицать нельзя.
Перед обществом остро встал вопрос о том, как определить, где находятся границы демократии, как остановить распространение социально опасных идей, не допустив при этом скатывания самого российского общества к диктатуре. Несмотря на многолетние дискуссии, ответ на этот сложный вопрос не найден и предстоит совершить еще много проб и ошибок, прежде чем будет обнаружена та золотая середина, когда мы, оставаясь свободными гражданами, будем чувствовать защищенными свои жизни и души.
Эти вопросы мы пытаемся решить и в нашей республике. Совершенно очевидно, что помочь этому может адекватное представление о проблемах в религиозной сфере, как у чиновников, так и у широких слоев населения.
На сегодняшний день на территории Карачаево-Черкесской Республики действует 185 религиозных объединений. 143 из них зарегистрированы и имеют статус юридического лица. Остальные довольствуются статусом религиозной группы и не стремятся к государственной регистрации (это разрешено законом). Подавляющее большинство религиозных общин — мусульманские (117 объединений). Существует 20 организаций Русской Православной Церкви и несколько общин маргинальных православных течений — Истинно православной церкви и Русской Православной свободной церкви. Традиционно активны в нашей республике различные направления протестантизма — евангельских христиан-баптистов (13 общин), христиан веры евангельской — пятидесятников (11 общин), "Свидетелей Иеговы" (семь общин), адвентистов седьмого дня (три общины), евангельские христиане — последователи проповедника Вочмана Ни (одна община). Жители г. Черкесска и пос. Курджиново наверняка встречались с торжественным шествием вайшнавов — членов организации "Общество сознания Кришны". В 90-е годы в республике под видом оздоровительной практики получило распространение учение Рейки. В это же время образовалась небольшая община "Хранителей пламени" (их учение в чем-то близко религиозным концепциям Рериха и Блаватской). По некоторым проявлениям можно предположить, что в республике существуют и сатанинские общества. Недавно было образовано несколько религиозных общин по этноконфессиональному признаку — местные немцы образовали лютеранскую общину, евреи — иудейскую, армяне зарегистрировали Армянскую апостольскую церковь.
Весь комплекс проблем, возникающих в результате деятельности религиозных объединений, можно разделить на три блока: внутриконфессиональные, межконфессиональные и государственно-конфессиональные.
Внутриконфессиональные проблемы связаны с догматическими, организационными имущественными и другими противоречиями, возникающими внутри той или иной конфессии. Часто эти проблемы схожи с проблемами любой другой организации — вопросы о лидерстве, распределении финансов и т. п. Но иногда они принимают значительный масштаб. Яркий пример — религиозный экстремизм. Последователи этой идеологии опираются на протестные настроения части населения и ставят целью переустроить мир. Экстремисты активно используют религию (в нашем случае ислам) и, давая свою трактовку кораническим аятам или хадисам, вступают в жесткое идеологическое противостояние со сторонниками традиционного ислама. Понятно, что схоластические, на первый взгляд, оторванные от жизненных реалий богословские диспуты имеют далеко идущие последствия. Кого можно считать мусульманином, как совершать намаз, проводить обряды — уже эти вопросы могут стать поводом для конфликтов внутри общины. Превратная трактовка джихада, возведение террора в ранг святой обязанности для мусульманина — подобная антисоциальная идеология не только ставит экстремистов вне общества, но и бросает тень на всю мусульманскую общину. Зверства отдельных подонков, называющих себя мусульманами, вызывают недоверие ко всему исламу и его последователям.
Положение-мусульман в стране и в нашей республике осложняют и разногласия между российскими исламскими центрами. У мусульман нет единой организации, подобной Патриархии у православных. В настоящее время существует три основных центра: в Москве—Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР) во главе с Равилем Гайнуддином, в Уфе, — Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) во главе с Талгатом Таджуддином и на Кавказе — Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), которым сейчас руководит Исмаил-хаджи Бердиев.
Руководители ДУМЕР и ЦДУМ, пытаясь укрепить свои позиции на Кавказе, приняли участие в сложном и неоднозначном конфликте, связанном с попыткой раскола Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья. Более того, Р. Гайнуддин допустил в свое ближайшее окружение такую одиозную фигуру, как Мухаммад Биджиев (Биджи-улу). Теперь человек, организатор первых экстремистских религиозных групп в нашей республике, поставивший в свое время Карачаево-Черкесию на грань раскола, прикрываясь корочкой заместителя Р. Гайнуддина, пытается вновь затеять политические интриги. Декларируемые мотивы, как всегда, самые благие — строительство мечети, благотворительность, раздача духовной литературы. Все это уже было. И к чему привело — мы тоже помним.
Межконфессиональные проблемы возникают прежде всего там, где в той или иной форме присутствует "яблоко раздора": спорная территория, здание храма либо сами люди — потенциальные или действительные прихожане, ставшие объектом прозелитизма (деятельности по переманиванию верующих). Позитивное значение для сохранения стабильности в регионе имеет отсутствие трений между двумя крупнейшими конфессиями — исламом и православием. Обе религии, имеющие схожую судьбу в советском обществе и близкие проблемы в современной России, выступают, как правило, союзниками. В основном трения возникают из-за неприятия представителями традиционных религий миссионерской и проповеднической деятельности протестантских церквей (прежде всего "Свидетелей Иеговы"), "Общества Сознания Кришны", новых религиозных культов.
Достаточно глубокие, на наш взгляд, проблемы связаны с выстраиванием системы государственно-конфессиональных отношений.
Как ни парадоксально, в России до сих пор не выработана Концепция государственно-конфессиональных отношений. Никто толком не знает, как сейчас должны сосуществовать эти древнейшие социальные институты. Формально провозгласив по американскому образцу равноудаленность государства от религий, мы одновременно пытаемся найти замену коммунистической идеологии, используя духовное наследие крупных конфессий, прежде всего православия и ислама. Подобное стремление вполне понятно, учитывая то огромное влияние, которое оказали эти религии на историю и культуру российских народов. Однако в результате возникает реальное противоречие между конституционными декларациями и реальным положением вещей. Преференции крупным конфессиям со стороны властей часто переходят границы, которые подразумевает конституционный принцип отделения церкви от государства. В то же время эта помощь все равно явно недостаточна для того, чтобы решить проблемы, с которыми сталкиваются православие и ислам. С другой стороны, опасение вызвать неудовольствие со стороны крупных конфессий не позволяет властям эффективно сотрудничать с протестантскими объединениями, активно реализующими разнообразные социальные проекты. Фактически религиозные объединения оказываются вне правового поля, поскольку большинство вопросов решается не на основании статьи закона, а на основании некоей целесообразности, которая определяется в зависимости от конкретной ситуации.Сразу надо оговориться — не всегда надо винить чиновника, проблемы часто заключаются в несовершенстве закона.
Другая проблема — религиозное просвещение. Полезность использования потенциала религий для воспитания подрастающего поколения — очевидна. Однако, как и в каких формах? Предлагаемые исторические и культурологические курсы воспринимаются представителями духовенства негативно, поскольку вероисповедный аспект в этих курсах находится на втором плане, да и воспитательный момент в этих курсах минимален, поскольку они читаются уже старшим школьникам и студентам.
С другой стороны, обязательное обучение детей религии прямо противоречит российскому законодательству, а внеурочные занятия весьма затруднительны, поскольку преподаватель оказывается без зарплаты, а для детей эти занятия в условиях перегруженной школьной программы становятся дополнительным бременем. И, главное, в условиях поликонфессионального региона совместное обучение детей разных вероисповеданий невозможно, а разделение крайне нежелательно, поскольку будет способствовать углублению межэтнических противоречий.
Безусловно, приведенные примеры — лишь наиболее яркие из всего комплекса проблем, связанных с деятельностью религиозных объединений. Как видим, причин этих проблем много: это и несовершенное законодательство, и ошибки в его применении. Создание системы гармоничного взаимодействия между государством и религиозными объединениями —дело будущего. Очевидно одно — построение любых отношений подразумевает приложение усилий всех участников процесса. Думаю, что мы все должны стремиться к установлению действительно правового государства, в котором был бы обеспечен приоритет закона над любым частным или корпоративным интересом. Бережное сохранение культуры и духовности наших народов должно быть объявлено приоритетным направлением внутренней политики России. При этом важно, чтобы каждый человек, какой бы веры он ни придерживался, чувствовал себя свободным гражданином свободной страны, только в этом случае множественность народов и религий станет для России не вечной ахиллесовой пятой, а основой ее могущества и благополучия.
Евгений Кратов
Уполномоченный президента Карачаево-Черкесской Республики по связям с религиозными организациями, кандидат исторических наук
29.06.2005
Источник: Южный федеральный (Ростов-на-Дону)