Начались всероссийские торжества по случаю 625-летнего юбилея Куликовской битвы, который будет отмечаться 8 сентября. Однако уже раздались голоса против этого празднования.
Талгат Бареев, председатель Всетатарского общественного центра (ВТОЦ), заявил, что это некорректно: "Россия, таким образом, признает татар лишь пасынками и этим дает лишний повод национальному движению бороться за независимость Татарстана". Можно сразу отмести эти возражения, резонно заметив, что протест любой общественной организации бессилен переиначить исторические факты. Однако Бареев убежден, что факты эти уже искажены. По его мнению, "Куликовская битва основана на мифе, как и многое в российской истории". И в России вокруг этого мифа раздувается антитатарская истерия, что дает повод "татарам не любить эту страну".
Темная история XIII века
Так говорит Талгат Бареев, председатель ВТОЦ, журналист и математик. Впрочем, не только он. Например, сразу же после этого выступления его полный текст вывесил у себя сайт чеченских боевиков. В общем-то ничего удивительного: свои сепаратистские убеждения господин Бареев озвучивал неоднократно. Сегодня его голос органично вписывается в общий концерт осуждения России за все мыслимые и немыслимые исторические грехи, звучащий со всех сторон. Впрочем, есть в словах сепаратиста и некоторые положения, с которыми можно согласиться. Начать с того, что обычно это великое историческое событие преподносится исключительно как столкновение окрепшей Московской Руси с татарским миром. Поэтому прежде всего стоит прояснить крайне запутанную историческую коллизию, все еще именуемую в отечественной историографии "монголо-татарское иго".
Началась она в 1237-1241 годах, когда сравнительно небольшой конный корпус монголов, возглавляемый внуком Чингис-хана Бату (Батыем), прошел сквозь бывшую Киевскую Русь как горячий нож сквозь масло. Последняя фраза звучит полной ересью с точки зрения с детства внушенной всем нам интерпретации истории, однако она правдива. У Батыя действительно не могло быть "огромных орд", от силы 30-40 тысяч воинов для более многочисленного войска невозможно было бы прокормить в долгом походе достаточное количество лошадей. Если бы все русские удельные князья собрали войска, этот отряд был бы попросту раздавлен. Но такой возможности уже не было Киевская Русь перестала существовать как единое государство, гибла в княжеских междоусобицах, и фактически набег Батыя пришелся на несколько разных стран, часто враждующих друг с другом. Потому и сопротивление агрессору было оказано слабое лишь диверсия рязанского боярина Евпатия Коловрата и семинедельная оборона небольшого Козельска могут служить примерами массового героизма русских. Многие города, как, например, Углич, попросту открывали ворота перед монголами, снабжали их продовольствием и оставались неразграбленными.
Собственно говоря, Русь монголов не очень интересовала: главной целью их "великого западного похода" было уничтожить старых врагов половцев, которых поддерживали некоторые русские князья. Эту задачу Батый со своими военачальниками успешно выполнил, загнав остатки половцев в Венгрию и выйдя к Адриатическому морю. Больше в Европе монголам делать было нечего, их претензии на "мировое господство" были выдуманы позднейшими историками.
Но попутно рейд Батыя окончательно похоронил Киевскую Русь. Именно отсюда идет отсчет "ига". Что значит это слово, объяснить трудно. На Волге Батый создал свое государство Золотую Орду, в которую русские княжества территориально не входили. Монголы не оставили на Руси гарнизонов, не установили никакого оккупационного режима, сохранили прежнее правительство и веру. Все подчинение ограничилось выплатой дани, причем в течение 20 лет монголы не облагали податью северные княжества.
Разумеется, для Руси все случившееся было несчастьем на пути агрессоров оставались пепелища и трупы. Но могло быть гораздо хуже. Монголов интересовали только деньги на содержание войска. Выдав князьям ярлык, удостоверяющий их статус, позже ханы позволяли им самим собирать для Орды дань и править вполне самостоятельно. При этом не покушались на веру православие, которое только и держало тень единства размытой, исчезающей древнерусской системы.
Но с запада Руси грозила сила гораздо более опасная, победа которой была чревата полной этнической смертью. Для западноевропейских католиков православные были такими еретиками, "что Самого Бога тошнит". Именно европейцы намерены были распространить власть папы до пределов мира. В 1204 году крестоносцы захватили оплот православия Константинополь. Потом вторглись в Прибалтику, создав плацдарм для наступления на Русь. Их главной целью был Новгород. Тогда и появился на исторической сцене святой благоверный великий князь Александр Невский.
Почему он свят?
Не надо думать, что канонизация некая посмертная награда за заслуги перед Отечеством, в противном случае святцы приняли бы весьма странный вид... Да, он был благочестив, подолгу молился перед каждым сражением, но то же самое делали многие русские князья. Он разбил шведов на Неве (не без чудесных явлений) и немцев на Чудском озере, но все же этим был не в силах окончательно отвести от православной Руси угрозу латинского порабощения. И тогда он сделал то, что не одобрили многие его современники (да и потомки), обратился за помощью к татарам.
Святой благоверный князь Михаил Черниговский был прославлен церковью за то, что отказался выполнить в ставке Батыя некоторые принятые монголами обряды. Вряд ли они имели отношение к религии, но князь счел их кощунством и принял мученическую смерть. Но ведь Александр Невский эти обряды исполнил (впрочем, поклонился он не огню, а хану)... Канонизация этих двух князей, в политическом отношении бывших антиподами, свидетельствует о мудрой дальновидности церкви. Время показало политическую правоту Александра, но Михаил, наивно веривший в союз с Западом против Орды, призывавший на Лионском соборе к крестовому походу против татар, был столь же честен и предан вере. Достоянием истории стало их политическое противостояние. Достоянием церкви стало их благочестие. Ныне, перед лицом единого Бога, у них нет причин для раздора: "вечный звезд хоровод теперь их дом и народ".
Но тогда, в грозном XIII веке, в ужасе поражения и распада немногие понимали величие выбора князя Александра Ярославовича. Дважды новгородцы "указали путь" своему спасителю, то есть лишили княжеского престола, пользуясь при этом "демократической процедурой" веча. Его родной брат Андрей заключил мир с католиками и поднял восстание против монголов Александр выступил на стороне Батыя. В ставке великого хана в Каракоруме был отравлен его отец Ярослав. И несмотря на все это, Александр Ярославович не изменил своему выбору. В 1252 г. он приехал в ставку Батыя, побратался с его сыном Сартаком, став таким образом приемным сыном хана.Батыю тоже нужен был этот союз его отношения с великим ханом были весьма напряженными.
Спасти Русь можно было только таким путем. С одной стороны, союз с фактически отколовшейся от монгольского улуса Золотой Ордой делал русские земли независимыми от великого хана на Дальнем Востоке. С другой стороны, носители "латинства", как огня боявшиеся татар, так и не смогли подчинить себе всю территорию бывшей Киевской Руси. Два века в тайне от мира, в недрах великой Монгольской империи, расширялась и крепла Москва, сохранившая православную веру и этническую доминанту.
Современникам было сразу позволено увидеть, кем был князь Александр. 14 ноября 1263 года, возвращаясь из четвертой поездки в Сарай, он умер. Когда тело положили в гроб, в руку ему хотели вложить напутственную духовную грамоту. Тогда князь, как живой, сам взял грамоту из рук митрополита. Это был явный знак свыше. Уже у Дмитрия Донского была его икона, а мощи были явлены непосредственно перед Куликовской битвой.
Святость Александра в готовности "положить душу за други своя", оставить личные привязанности и амбиции ради блага Отечества. Но князь был не один, он принадлежал к первому поколению новых русских людей, которые стали рождаться в то время на территории разлагающейся Киевской Руси.
С татарами против "латинства"
Именно эти новые люди "пассионарии" Льва Гумилева, способные отринуть прочие интересы ради идеала, практически на пустом месте создали Московское государство. Этнически они первоначально были весьма разнородны. Москва принимала всех: православных литовцев, бежавших от окатоличивания, татар-язычников и христиан-несториан, которым стало неуютно в Орде с тех пор, как ханы приняли ислам и в приказном порядке заставляли это делать своих подданных (Московии это не касалось, что лишний раз говорит о том, что ханы признавали ее суверенитет). Татарам приходилось принимать православие, после чего оставалось только служить московскому князю. Они женились на русских девушках и основали многие русские дворянские роды Юсуповых, Урусовых, Годуновых... Так складывался новый этнос уже не русичи, а русские.
В свою очередь, и в Орде шли политические процессы, отражавшие ход этногенеза. За два-три поколения небольшое количество монголов растворились среди покоренных народов, которые скоро стали доминировать. Вследствие этого огромная империя начала распадаться на части. Случилось это и с Золотой Ордой: Причерноморьем овладел вельможа Мамай, не принадлежавший к роду Чингис-хана, причем опирался он на бывших врагов монголов половцев. Собственно, монголы к тому времени настолько слились с половцами, что стали с ними трудно различимы.
Законного хана, Тохтамыша, действительно поддерживала Москва. Однако времена союза с Ордой уходили в прошлое. Московское государство достаточно окрепло, и восточный союзник становился слишком обременительным, тем более что, приняв ислам, татарские ханы еще более отдалились от своего православного вассала. Но речь о "свержении ига" никак не шла. Сохранялась и даже усилилась опасность с Запада, причем ее проводники были теперь и в Орде. Одним из них был Мамай.
Его союзниками стали князь Литовский Ягайло и генуэзские купцы, на чьи деньги он навербовал войско из самых разнообразных народов осетин, черкесов, крымских караимов. Главной целью Мамая было свалить нарождающееся могущество Москвы, отдав ее под протекторат Литвы, и самому спокойно объединить Золотую Орду под своей властью. Генуэзцы рассчитывали на выгодные концессии в России, что превратило бы ее в торговую колонию. А главным рычагом подчинения Восточной Европы Западу была духовная экспансия католичества, подаваемая, как всегда, под благопристойным видом церковного объединения. Таким образом, русские ратники вышли на защиту "не просто территории, а принципа, на котором надо было строить быт и этику, мировоззрение и эстетику" (Л.Н. Гумилев). На поле Куликово вышли православные против "латинян", а не русские против татар. Это очевидно, если учесть, что собственно татар в войске Мамая было незначительное меньшинство, зато в войске Димитрия Донского они составляли многочисленную и самую боеспособную часть конницу, которая и решила исход битвы.
Рождение России
Об этом факте, кстати, напомнил и Патриарх всея Руси Алексий Второй в ходе торжеств по случаю юбилея Куликовской битвы, начавшихся в мае в Николо-Угрешском монастыре под Москвой. Патриарху и подобает говорить на эту тему ведь роль церкви в Куликовской победе огромна. Широко известно, что Сергий Радонежский, игумен Свято-Троицкой обители, чей духовный авторитет был в ту пору на Руси непререкаем, благословил князя Димитрия на войну с Мамаем и послал туда двух своих Пересвета и Ослябю. Однако почему именно преподобный был так настроен, известно менее. А ведь он благословил не войну с татарами, а сопротивление католической экспансии. Еще когда речь шла о предоставлении концессий генуэзцам, он предостерегал светские власти от каких-либо дел с католиками, в чем его поддержал митрополит Московский Алексий. Собственно, отказ великого князя генуэзцам и был одной из главных причин похода Мамая, который был должен итальянским друзьям большие деньги и был вынужден их отрабатывать.
О ходе битвы написано немало, но до сих пор в ней остается множество неясных моментов. Но наша тема конфессиональный и этнический смысл этого события. Ценой страшных потерь из 150 тысяч воинов в строю оставалось не более 30 тысяч совершилась первая победа новой России. "Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах", писал Лев Гумилев. Именно от этой победы берет начало Великая Россия, в которую неотъемлемой частью входит и татарский народ второй по численности после русских. "Куликовская битва... положила начало образованию Единой Руси", сказал по этому поводу патриарх Алексий. Главным побежденным тогда врагом была разрозненность и раздробленность. И это сохранилось в коллективной памяти народа. Это и празднуем.
А 6 ноября будем вспоминать героев в этот день святой благоверный князь Димитрий установил Димитриевскую родительскую субботу в память павших в этой страшной битве. "В этих службах никогда не говорится: "И да погибнут враги наши", говорит настоятель расположенного в центре Казани Богоявленского собора отец Олег Соколов, мы просто поминаем погибших воинов". Они пали за Россию.
***
В 625-летнюю годовщину битвы на Куликовом поле группа православных молодых людей решила повторить путь русских войск к месту сражения на велосипедах.
Инициатором акции стал велосипедный клуб "Самокатъ", который функционирует при храме Петра и Павла (студенческая церковь РГПУ им. Герцена). Проект был принят Синодом во время обсуждения празднования юбилея, более того, он входит в государственную программу празднования. Благословение получено от архиепископа Александра, председателя синодального отдела по молодежной работе, и от отца Артемия Скрипкина, настоятеля студенческого храма, председателя комитета по молодежной политике Санкт-Петербургской епархии.
В заявке на участие в пробеге были указаны 200 человек (фактически их ожидается около ста), пока что в списке участников только два клуба сам "Самокатъ" и петрозаводский клуб велотуристов "Колесо". Организаторы проекта надеются на то, что к ним присоединится московский клуб "Молодая Русь" и другие светские столичные велообщества.
Впрочем, сам маршрут через Москву не пролег, а огибает ее в Сергиевом Посаде. Две группы должны отправиться из Петербурга (менее подготовленные спортсмены) и Новгорода как ближайшей к нам княжеской вотчины (группа профессионалов). По мысли идейного вдохновителя и руководителя клуба "Самокатъ" Сергея Смирнова, это должен быть "звездный поход", когда группы выходят из разных точек и встречаются в центре.
"Наша задача сделать этот поход наиболее разнообразным. Не пройти самым коротким путем по московской трассе Е-95, а по второстепенным дорогам, по значимым духовным центрам, таким как Нило-Столбенский монастырь, Торжок", говорит он. Из Новгорода через Старую Руссу велопаломники (именно так называют себя участники клуба, поскольку их цель побывать в святых местах) двинутся на Тверь, где предполагается соединение с петербургской группой. Весь маршрут состоит из таких вот маленьких и больших крюков, поэтому в итоге получается путешествие в 1200 км и 15 дней.
После остановки в Твери начнется часть маршрута по Золотому кольцу: Дубна, Сергиев Посад, Александров, Переяславль-Залесский, затем крюк на Владимир и Суздаль (с посещением церкви Покрова на Нерли), после чего группа направится на Коломну (скорее всего, минуя Рязань).
Собственно, основные юбилейные торжества пройдут в сентябре, включая реконструкцию сражения. Велопробег же из практических соображений проще организовать летом, поэтому приурочили его к окончанию Епифаньевской ярмарки 13 августа в славном городе Епифани. "Сам путь по себе уже является для нас целью. На Куликовом поле всякому человеку интересно побывать, поскольку место святое, столько преданий о нем разных". Два дня участники пробега собираются провести на самом поле, впитывая дух места и истории.
А пока велопаломники черпают вдохновение в путеводителях и исторических книгах, смазывая спицы и ожидая желающих присоединиться к пробегу, а также посотрудничать в его организации.
Ксения Маершина
30.06.2005
Источник: Невское время (Санкт-Петербург)