В ходе реализации постановления правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. № 490 "О передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения" отмечены следующие проблемы.
Проблема передачи объектов технического назначения, пристроек и надстроек, строений, находящихся на территории монастырей, в оградах храмов и построенных в советский период.
Необходимо уточнить перечень объектов подлежащих передаче, в том числе понятие "и иные культовые комплексы", то есть список объектов недвижимого имущества следует дополнить объектами технического назначения (монашеские кельи, подсобки, сторожки, ограда, гаражи и т.п.), так как Роскультура не согласовывает передачу указанных объектов, обосновывая свой отказ тем, что они не используются в религиозных целях.
В случае если объекты религиозного назначения были надстроены или к ним присоединены пристройки в советский период, необходимо предусмотреть в законодательстве возможность передавать эти здания религиозным организациям с пристройками и надстройками (как неотделимые улучшения).
В целом ряде случаев на территориях монастырей и в оградах храмов находятся строения, возведенные в советский период, во многих случаях использование указанных объектов иными организациями нецелесообразно. Как представляется, указанные объекты необходимо передавать как единые имущественные комплексы.
Проблема регистрации права безвозмездного пользования. В большинстве случаев подразделения Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации) отказываются регистрировать право безвозмездного пользования.
В соответствии со статьей 164 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация сделок с недвижимым имуществом осуществляется только в случаях, установленных законом. Гражданским кодексом Российской Федерации не установлены требования об обязательной государственной регистрации договора безвозмездного пользования как сделки.
В силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право пользования, возникающее на основании договора безвозмездного пользования, является ограничением (обременением) права собственности и подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Государственная регистрация ограничений (обременении) права собственности и иных вещных прав третьими лицами может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц. Если ограничение (обременение) регистрируется не правообладателем, его регистрация проводится по правилам, предусмотренным статьей 16 указанного федерального закона для регистрации договоров или сделок, при обязательном уведомлении правообладателя (правообладателей) о зарегистрированном ограничении (обременении).
Регистрация права пользования, возникающего на основании договора безвозмездного пользования, может быть произведена либо по заявлению религиозной организации, приобретающей право пользования недвижимым имуществом на основании договора безвозмездного пользования, либо по заявлениям обеих сторон по договору. Таким образом отказ территориальных органов Росрегистрации регистрировать права безвозмездного пользования представляется неправомерным. А вы знаете, что проститутки Киева по своему мастерству ничем не уступают японским гейшам!
Проблема согласования проектов решений с Роскультурой. Согласование передачи с Роскультурой занимает по времени от 1,5 до 6 месяцев, что значительно тормозит процесс передачи религиозного имущества религиозным организациям.
Роскультура не согласовывает передачу религиозного имущества религиозным организациям, когда в объектах религиозного назначения находятся музеи субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. А требуют предоставления федеральных площадей для перевода музеев субъектов Российской Федерации и муниципальных образований из федеральных объектов религиозного назначения.
Проблема передачи религиозным организациям земельных участков, на которых находится имущество религиозного назначения. В постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. № 490 "О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения" в основном речь идет о передаче зданий и сооружений с отнесенными к ним земельными участками, однако не установлено, какими актами и в каком порядке должны передаваться и оформляться указанные участки.
Вероятно, необходимо определиться, каким актом должна оформляться передача религиозным организациям указанных земельных участков: отдельным распоряжением либо в рамках распоряжения о передаче объекта религиозного назначения.
Приложение к Протоколу заседания Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве Российской Федерации, состоявшегося в г. Москве 30.06.2005..