Недавно Президент Украины Виктор Ющенко во время выступления в Киеве на заседании круглого стола на тему: "С любовью и заботой к детям" поставил перед украинскими педагогами задачу: до конца августа создать спецкурс по религиозной этике. Глава государства популярно объяснил, что "речь идет о Боге, вере в той или иной форме: не ставится цель одностороннего освещения этого вопроса. Следует взять общие подходы всех церквей". Конечно, выполнение такой задачи превратится в еще один анекдот о "перехлесте" нынешней гуманитарной политики. Создается впечатление, что уважаемые экономисты, политики и т. д. уже урегулировали все свои профессиональные вопросы, а теперь решили на досуге высказать "пару мыслей" по вопросам других наук, в частности этики. Я не знаю, кто и как и в каком высшем учебном заведении изучал этику, даже марксистско-ленинскую, но даже из телевизионных или радиопрограмм человек должен бы знать, что этика "тоже наука". Причем среди гуманитарных наук одна из наиболее сложных. И за два-три месяца создать курс для детей не получится, или это будет... вздор. Во-первых, не понятно, почему нужно преподавать именно "религиозную" этику, а не философскую. Или просто в духе постмодернистского морализма. Во-вторых, какие могут быть общие подходы у церквей, которые конфликтуют или запрещают (или призывают к запрещению) другие церкви или религиозные движения, которых у нас достаточно. Что может быть общего у мормонов, бахаистов и кришнаитов? Нужно ли детям в школе во многоэтническом и демократическом государстве объяснять, что одни религии более религиозны по сравнению с другими, одни верующие плохие, а другие хорошие? Тысячи лет представители различных религий не способны решить эту проблему, а у нас, получается, задержка была только в приказе, теперь через два-три месяца все уладится. В-третьих, будут ли наряду с религиозной этикой, которая будет опираться на какое-то неизвестное идеалистическое единство, преподавать в тех же классах "обычную" этику? В-четвертых, если преподавать "обычную" этику, то какую именно. Люди с высшим образованием знают, что течений в секулярной этике много, а удельной украинской этики за последние 15 лет у нас никто не разработал. Потому что все этические направления в мире опираются на сумму каких-то исходных критериев, идей. Эти критерии и идеи у нас до сих пор не разработаны, потому что сегодня у нас в гуманитарной науке господствует еще большая коррупция, шарлатанство и бездарность, чем в сфере "строительства государства". И последнее: не нужно ли все эти "пустяки" сначала публично обсудить, а уже потом валить на детские головки всю эту кучу взрослой бессмыслицы? Потому что на детей у нас также должно распространяться право свободного выбора, гарантом чего также должен быть наш Президент.
01.07.2005
Источник: День (Киев)