В Петербурге восстанавливают "Буддийский рай" самый масштабный экспонат Музея истории религии: пять метров по горизонтали, больше трех в высоту. Этого "Рая" петербуржцы не видели в полном объеме уже полвека.
***
Здесь слово "рай" чтобы нам, иноверцам (в смысле небуддистам), было понятнее: не каждый знает, что такое Сукхавати, или Чистая земля Будды Амитабхи. "Чистых земель" (как бы "раев") несколько, у каждого будды своя, но в царство Амитабхи стремится любой порядочный буддист. Из той земли нет возврата на нашу грешную, там обитают праведники, чья муторная цепь перерождений завершилась. В той земле вы окажетесь, вылупившись из лотоса чистейшего цветка, растущего в грязи и своим примером показывающего, что и в скверных условиях может родиться что-то путное.
***
1904 год. Петербург. Русский князь с необычным именем-отчеством Эспер Эсперович Ухтомский, из Рюриковичей, востокофил (бывший и редактором "Санкт-Петербургских ведомостей", и главой правления Маньчжурской железной дороги), заказывает бурятским монахам-буддистам, искусным резчикам по дереву, макет буддийского рая. Потому что без Сукхавати мощная восточная коллекция Ухтомского была бы неполной.
1905 год. "Буддийский рай" готов и едет в Петербург. В вагонах в отдельных коробочках трясутся упакованные Будда, бодхисаттвы, небесные музыканты, деревья, праведники, лотосы...
"Буддийский рай" вместе с остальными предметами своей восточной коллекции Ухтомский передал Николаю II, которого еще в 1890 1891 годах сопровождал в поездке на Восток (Николай Александрович был тогда цесаревичем). Государь же подарил коллекцию Русскому музею; тот в свою очередь в 1933 году отдал большую часть восточного собрания, и в том числе "Буддийский рай", новорожденному Музею истории религии.
***
У "Буддийского рая" жизнь оказалась бурной: лишь в 1908 или 1909 году композиция из разрозненных цветов, деревьев, дворцов, фигур была собрана да и то не полностью. Вообще не рискнем утверждать, что в России "Буддийский рай" был хотя бы однажды восстановлен точно в том виде, в каком его "сконструировали" бурятские монахи. В Казанском соборе, где раньше располагался Музей истории религии, "Рай" предстал на 20 лет позже запланированного срока, в конце пятидесятых (война помешала), и только частично: огромному макету пришлось подлаживаться под помещения собора. Этот "Рай" и могли видеть посетители музея вплоть до конца 80-х годов.
***
Надо финнам сказать спасибо. Это у них больше 10 лет назад возникла идея выставки "Образ рая в религиях мира"; российский музей должен был представить со своей стороны "Буддийский рай", и именно подготовка к финской выставке побудила искать в запасниках все детали того, оригинального "Рая" Ухтомского. А деталей около семисот! Впечатлив финскую публику, засветившись в финских газетах (кстати, в тех газетах единственное на сегодня цветное запечатление этого "Рая" опять-таки собранного не полностью), спустя несколько месяцев царство Будды Амитабхи вернулось в Петербург... чтобы так и остаться в разобранном виде, в упаковках: музей готовился к переезду на Почтамтскую, 14.
***
2004 год. Петербургские СМИ сообщают: в конце 2005 года (то есть как бы к столетию экспоната) мы вновь увидим "Чистую землю Будды Амитабхи". Теперь, в середине 2005 года, уверенности в этом нет: на реставрацию и оборудование огромного помещения надо больше миллиона рублей и денег по-прежнему не хватает. Тем временем в мастерских музея идет реставрационная работа: музей намерен сконструировать в точности тот "Рай", который сто лет назад создали буддийские монахи для князя Ухтомского. Это, доложим вам, головоломка, ребус: напомним, деталей около семи сотен, надо отыскать, от какого лотоса стебель, от какого дворца решеточка. Из документов главные помощники цветная фотография в финской газете и увеличенное черно-белое фото 95-летней давности, сделанное по указанию сына Эспера Ухтомского, князя с не менее необычным, чем у отца, именем Дий Ухтомский. Но реставраторы говорят, что самое сложное даже не сборка райской конструкции: кто-то когда-то покрыл детали "Рая" дурным грязным лаком. Отчищать от него крайне трудно: можно вместе с грязью сусальное золото отскрести. Тут почти детектив: можно хвататься за голову и проклинать неизвестных, так "очернивших рай", но у некоторых реставраторов особое мнение не пытался ли кто-то таким образом, наоборот, спасти роскошный экспонат, чтобы тот в глаза не бросался? Вы сможете увидеть, каким был "Рай" до вмешательства реставраторов: на нескольких деталях специально оставят следы того ужасного лака для истории.
***
"Буддийский рай" этакий сборный огромный кукольный домик разноцветный, сияющий. Вызывает просто детский восторг если, конечно, не знать печальных моментов истории экспоната. Если не знать, что после революции Ухтомские не уехали из России; что Эспер Эсперович пережил сына Дия, умершего от чахотки в 18-м году; что бывший князь писал письма с просьбой устроить его на работу, чтобы прокормить внуков детей Дия... Что сам Эспер Эсперович умер в 21-м, а детей отправили в колонию... Что, например, сын Дия Эсперовича Ухтомского, Дмитрий Диевич, воспитанник колонии, ставший известным фотожурналистом и фотохудожником, слишком поздно узнал, какими людьми были его отец и дед. Хранитель фонда религий Востока Валентина Мазурина невероятно сложными путями отыскала в Москве правнучку Эспера Ухтомского в отличие от прадеда у правнучки оказалось обычное "фио": Морозова Наталья Дмитриевна. Наталья Дмитриевна физик и к тому же литератор. Обещала приехать в Петербург, когда вновь откроется "Буддийский рай" ее предка.
01.07.2005
Источник: Вечерний Петербург