Послесловие в зеркале прессы
Столько критики деяний Валерия Гергиева на родине не встречали со времен начала его бурной деятельности в Мариинском театре. Тогда под руководством питерского критика Кирилла Шевченко была организована целая критическая кампания в прессе, и именно тогда, когда Гергиева и не за что было критиковать. Театр динамично развивался, завоевывал авторитет в Европе и Америке. Но это, как обычно, многих раздражало. Гергиев нашел ход, как нейтрализовать негатив -была реформирована газета театра, и критики дружно стали в ней работать. Шевченко остался в одиночестве, правда, написал роман о Маринке в финале театр рушится. Вот уж поистине геростратов труд.
Что же происходит сейчас? Почему недостатки фестиваля и маэстро, которые были и на прошлом, и на позапрошлом фестивалях, и раньше, вдруг разом у всех журналистов вызвали шквал критики? Можно даже заподозрить заговор. Конечно, вряд ли это стадное чувство. Но журналистская солидарность очевидна. В чем причины? Только ли в том, о чем пишет критика? Может быть, в том, что Э. Бояков больше не является директором фестиваля? От Пасхального фестиваля "камня на камне" не оставили. Только вот вопрос: с чем сравнивать? Есть ли фестивали, способные конкурировать с Пасхальным? Трудно найти. Много ли оркестров "лучше" гергиевского? Ну 2-3, ну 5 на всю Россию. И то спорно. Много ли дирижеров, которых можно поставить в ряд с Гергиевым? Тех, кто и рядом не стоит, больше намного. Только вот и внимания критики они как-то не удостаиваются. Если с теми же требованиями подойти ко всем остальным оркестрам, дирижерам и фестивалям, то единицы удостоятся похвал или снисхождения. Но пусть все трепещут. И до них может дойти очередь. "МО"
ТЕМА НАШЕСТВИЯ Традиционный, уже четвертый по счету Московский Пасхальный фестиваль (...) (фестивалю придан статус федерального), конечно, будет посвящен 60-летию Победы, но "его звучание будет шире", пообещал на пресс-конференции Юрий Лужков. Он сообщил, что "это культурное событие вышло далеко за рамки Москвы концерты пройдут еще в 20 регионах". И что это "фестиваль-река; такая масштабная". Поворачивать ее вспять мэр Москвы явно не собирается, как раз наоборот пусть течет, полноводная, куда ей надо.
(...) А надо ей в провинцию. Чем дальше, тем глубже художественный руководитель Мариинки и Пасхального фестиваля погружается в отдаленные районы страны.
Героическую и масштабную фестивальную ноту поддержит самый громкий проект в расписании
- представление оперы Прокофьева "Война и мир" в той самой постановке Андрея Кончаловского, посмотреть которую ходили Владимир Путин и Тони Блэр. (...)
Еще одно новшество особенно дорого худруку фестиваля он собрал Молодежный оркестр стран -участниц Великой Отечественной войны (по образцу молодежных оркестров мира и Европы). Впрочем, Юрий Лужков назвал новинку Оркестром стран-победительниц. То есть мнения и представления организаторов слегка разошлись, но не кардинально. Четкой географической концепции у нового оркестра нет. Гергиев говорил то о странах постсоветского пространства, то о "странах, у которых есть понимание нас, нашей культуры и ее места". Пока в оркестре есть юные музыканты из Армении, Казахстана, Украины. А потом дирижер мечтает пригласить в оркестр музыкантов из Италии, Германии, Японии и т.д. Швейцарских музыкантов там, видимо, не будет по причине военного нейтралитета, впрочем, Гергиев с его способностью выдвигать эффектные и эффективные концепции, а потом гнуть их как какой-нибудь ивовый прутик наверняка, если понадобится, что-то придумает. "Время новостей", 16 марта. Юлия Бедерова.
МОСКОВСКАЯ ГАЛАКТИКА В России каждый знает: хочешь загубить мероприятие подключи к его проведению высокое начальство. Но из этого правила бывают исключения. Ежегодный Пасхальный фестиваль, несмотря на обилие высоких покровителей, как светских, так и духовных, из года в год становится все интереснее. Вероятно, потому, что держать руку на пульсе то есть кроить программу, собирать высоких гостей и прочая поручено отнюдь не чиновнику. Мы будто подражаем знаменитому Зальцбургскому фестивалю, которым управляет живая легенда Клаудио Аббадо. У нас во главе пасхального действа свой "сверхдирижер" Валерий Гергиев. Действительно, с проведением фестиваля национального значения, каким задуман Пасхальный, лучше Гергиева никто не справится. Почему в Москве тоже не вопрос. Первопрестольная и Златоглавая, в отличие от отстраненно-авангардного Петербурга, испокон века заведует любовью к отеческим гробам, колокольными звонами, "лебединой песней" Большого театра, да мало ли чем еще... Немудрено, что именно Москва хранительница великопостных музыкальных традиций. Впрочем, на этот раз фестиваль устремился и в регионы, за что Юрий Лужков нарек его "рекой". Похоже, эту "реку" не повернуть вспять даже столичному мэру, который, как известно, умеет менять русла и заказывать погоду над Москвой.
(...) Нет сомнений, что солисты, хор и оркестр во главе с Гергиевым будут на высоте. Недаром вся мировая пресса пишет, что под управлением маэстро музыканты начинают метать громы и молнии. Вот и послушаем. "Итоги", 25 апреля. Евгений Белжеларский.
ПОХОРОННЫЙ СЛЫШЕН ЗВОН
"Теперь фестивальной команде осталось лишь придумать, чем Четвертый сможет превзойти Третий", писал автор этих строк год назад. Будет приятно ошибиться, но пока кажется, что новых идей у устроителей не появилось. (...) Впрочем, Гергиев сыграл все симфонии Прокофьева лишь через год после того, как мир отметил 50-летие со дня смерти композитора. Возможно, "победные" программы Валерия Абисаловича тоже впереди, а теперешний год лишь подготовительный". "Газета", 2 мая. Илья Овчинников.
ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ ГРЯНУЛ РАХМАНИНОВА
Пожалуй, в этот раз московская программа чуть менее интересна, чем в предыдущие годы.
(...) Сергей Рахманинов явно близок дирижеру своей масштабностью и надрывом. (...) сказать, что эта музыка как-то особенно удалась дирижеру, было бы преувеличением. Дело даже не в том, что, допустим, он как-то не так дирижировал. В том, понравится ли вам, как Валерий Гергиев исполняет Рахманинова, все зависит не совсем от него. Куда важнее ваши собственные ожидания. Нужна ли вам переполненность пафосом, или важнее ощущение оглушительного одиночества, свойственное всем без исключения произведениям Рахманинова? Или вы ждете нежной лирики, напоминаний о русской природе, с чувством, со слезой, с березками словно с полотен Левитана? (...)
Вне всякого сомнения, для Валерия Гергиева главным в музыке Сергея Рахманинова оказалась ее глобальность. Тут с дирижером не поспоришь это, конечно, есть. Но у Валерия Гергиева пафос этот разрастается до каких-то таких невероятных размеров, что за ним теряются менее заметные, но не менее важные детали. Так, в поэме "Колокола" за бешеными темпами и оглушающей громкостью пропало тонкое, умное и внимательное исполнение своей партии сопрано Татьяной Павловской. Конечно, можно было бы списать чисто балансовые несостыковки на акустические проблемы Светлановского зала. Но ведь именно в силах дирижера сделать так, чтобы публика этих проблем не заметила. И удивляться тут нечему. Просто таков фирменный стиль всемирно известного дирижера чтоб все крупным помолом, все разом, с эдаким залихватским свистом и огнем в глазах. Независимо от того, о чем именно идет речь. Результат предсказуем: мощному звучанию мариинского оркестра с его по-настоящему могучим лидером порой не хватает тон кости. Но, пожалуй, это единственное, в чем можно этот оркестр упрекнуть. Есть факты ни один другой российский оркестр не в состоянии (не всегда, но часто) играть так чисто, так одновременно, так качественно, да и попросту так быстро. Сыгранный на бис (как и на открытии прошлогоднего Пасхального фестиваля) Танец из оперы Николая Римского-Корсакова "Снегурочка" заставил даже не вслушиваться, а вглядываться -поверить, что, скажем, десять пультов скрипачей могут одновременно играть пассаж с такой скоростью, было трудно. "КоммерсантЪ", 3 мая. Варвара Турова.
КРИЗИС ПОД ВИДОМ РАСЦВЕТА
Пасхальный фестиваль развивается вширь, но не вглубь Горе-исполнением произведений Рахманинова открылся Четвертый Московский Пасхальный фестиваль. Вдвойне досадно оттого, что за пультом стоял Валерий Гергиев. Подтверждается тенденция, проявившаяся уже в предыдущие пасхальные сезоны: увеличение числа фестивальных концертов обратно пропорционально их художественному качеству.
(...) Продумано, что цены будут доступны, что на концерты смогут прийти обычные любители музыки, ветераны, молодежь. Однако едва ли уважение к слушателю исчерпывается подобными заботами. Если качество музицирования будет подобным тому, что имело место на концерте-открытии в московском Доме музыки, смысл всей культуртрегерской инициативы можно поставить под сомнение.
(...) Фестиваль открылся "Колоколами" Рахманинова ...и результат вышел предсказуемым: мутное, невыстроенное звучание. Еще меньше повезло Первой симфонии того же автора, для исполнения которой Гергиев не имел ясного плана и старался создать его на ходу. Высококлассный оркестр Мариинского театра, ведомый Гергиевым, не стеснялся "крупного помола" и привычно демонстрировал пять-шесть приемов, с помощью которых можно придать неподготовленному исполнению псевдоэмоциональную выразительность. Но, увы, не обошлось и без помарок. (...)
Редкого репертуара практически нет "Смерть Клеопатры" Берлиоза, "1941" Прокофьева и все. Куда-то подевались и зарубежные камерные исполнители, чьи концерты раньше придавали цимес пасхальному сезону. Слегка ужалась и сборная хоровая программа". "Ведомости", 3 мая 2005. Петр Поспелов
РЕАНИМАЦИЯ ОТВЕРЖЕННЫХ
... и хотя лишенная деталей симфония звучала гимном скорее гергиевской энергии, нежели русской симфонической школе, она понравилась публике. Что, кажется, и было главным для дирижера-подвижника.
(...) Трудно было, конечно, не заметить, что партитура играется крупным помолом, хотя и со вкусом". "Время новостей", 4 мая. Юлия Бедерова
ОСЫПАЛИ САБЕЛЬНЫМИ УДРАМИ
1гранная оркестром неоднократно, "Героическая" катилась по накатанной дорожке, отнюдь не блистая свежестью трактовки. Привычно-рутинно грохотала медь, заглушая каскадные ритурнели струнных; смазанные басы в траурном марше второй части существенно повредили общему впечатлению. Тем не менее было слышно, что в трактовке марша Гергиев старается продолжить исполнительские традиции великих русских дирижеров. Несколько невнятным вышел и финал: гигантские вариации со сложнейшим фугато. Временами, впрочем, оркестр звучал идеально: звук у "мариинцев" нынче такой красоты и теплого тембра, что им одним можно наслаждаться. Правда, наслаждение это уже не интеллектуального, а исключительно чувственного свойства. "Газета", 3 мая. Гюляра Садых-заде
НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЙ ГЕРГИЕВ
Охотников рассматривать программы Пасхального под углом их соответствия или несоответствия его названию по-прежнему находится немало. Однако основатель и художественный руководитель фестиваля Валерий Гергиев существует в своем измерении и, предоставляя соратникам возможность отрабатывать название в хоровых концертах, Звонильной неделе или в исполнении баховских "Страстей", собственные программы строит совсем по иному принципу.
Но все же, чтобы непосредственно в день Светлого праздника дать программу, столь однозначно трагическую "Колокола" и Первую симфонию Рахманинова, -надо иметь очень много смелости.
... И все же главное событие вечера совершилось во втором отделении. В "Героической" симфонии Гергиев предстал подлинно великим бетховенским дирижером. Повторится ли подобный эффект при исполнении Седьмой и Девятой симфоний, которые мы услышим до конца фестиваля? Гергиев ведь всегда непредсказуем".
"Культура". Дмитрий Морозов
МОСКВА ПОВЯЗАЛА ГЕРГИЕВСКУЮ ЛЕНТОЧКУ
Количественные показатели -всегда одни из важнейших у Гергиева. Но на этот раз он (а вместе с ним и его фестиваль), пожалуй, переплюнул сам себя. Программа этого года в общей сложности насчитывает больше 90 мероприятий в 19 российских городах. А сам маэстро каким-то образом должен выступить 14 раз за 11 фестивальных дней и большей частью с собственным многострадальным, хотя и очень профессиональным оркестром. Понятно, что в такой ситуации качество каждого сыгранного ими сочинения это в том числе и игра случая.
(...) Увы, в том же концерте оказалась какая-то недопеченная и, судя по всему, не слишком интересная маэстро "Богатырская" симфония Бородина, попавшая в победную фестивальную афишу, видимо, из-за своего подходящего названия. (...) Самой любопытной и цельной оказалась самая "непатриотичная" программа первых дней, центральное место в которой занимал ранний опус Берлиоза "Смерть Клеопатры". Партию умирающей царицы своим роскошным меццо-сопрано, одинаково знаменитым красотой и равнодушием, спела Ольга Бородина -пока первая солидная гостья, показавшаяся на фестивале. Оркестр, само собой, с лихвой восполнил недостающий певице драматизм. "Известия", 6 мая. Екатерина Бирюкова.
"ВОЙНА И МИР" В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ Накануне Дня Победы в Москве прозвучала опера Прокофьева "Война и мир".. Спектакль интересен соединением выдающегося сценографического решения с заурядной работой режиссера. (...)
Однако по дороге в Москву сферический помост, на котором разворачивалось действие масштабного четырехчасового спектакля, где-то затерялся. Лишившись цыпинского микрокосма, постановка обнажила было свою схематичность: для каждого персонажа придуман набор стереотипных приспособлений например, Наташа Ростова так и бегает все первое действие резвушкой-хохотушкой, а Пьер Безухое демонстрирует чудаковатость, непрерывно поправляя пенсне. (...)
Но, к счастью, опера прежде всего музыка, и далеко не всякому режиссеру удается это отменить. В сложных полевых условиях всю власть в свои руки взял Гергиев, непривычно спокойный и самоуглубленный на нынешнем фестивале. Давно уже Москва не видела его в такой блестящей форме Не заметно ни тени усталости, накладывающей отпечаток на многие гергиевские концерты и спектакли последних лет.
(...) Вряд ли сегодня другой российский театр способен, не прибегая к приглашению со стороны, подобрать столь ровный и мощный исполнительский состав для оперы, в которой имеется более полусотни персонажей". Театральные "Новые известия". Дмитрий Абаулин.
ОСТОРОЖНО, БЕТХОВЕН!
Однако некоторые музыкальные события вызвали разочарование: Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра, успевшие приучить московскую публику к чрезвычайно высокому уровню исполнения, продемонстрировали, что "и на старуху бывает проруха". (...)
Гергиев не принадлежит к числу признанных мастеров интерпретации Бетховена. (...) Рахманинов плюс Бетховен плюс вся остальная программа фестиваля это много партитур, которые надо выучить и отрепетировать. То, что отрепетировать времени не хватило, было очевидно от концерта к концерту. "Московский Комсомолец", 11 мая. Екатерина Кретова
КОЛОКОЛА И ФАНФАРЫ
Маэстро нравится игра слов: подобно тому, как в России есть Патриарх Московский и всея Руси, почему бы и Московскому Пасхальному фестивалю не стать Московским и всея Руси?
(...) Возможно, поэтому наиболее ударной частью нынешнего Пасхального фестиваля оказалась поездка на Урал и в Сибирь, где в трех городах Ханты-Мансийске, Челябинске и Екатеринбурге в течение трех дней оркестр дал пять концертов (...) : в некоторых городах цены доходили до 5000 рублей, но были раскуплены мгновенно.
(...) Без незапланированных сюрпризов поездка не обошлась. В первые же часы полета обнаружилось, что по метеоусловиям самолет с музыкантами Ханты-Мансийск принять не может, и за несколько часов до концерта оркестр приземлился в совершенно другом городе в Нижневартовске. (...) под контролем губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Александра Филипенко, который, конечно, не научился еще, подобно московскому мэру, разгонять тучи над городом, Мариинскому оркестру все-таки удалось виртуозно проскочить в короткий "просвет" непогоды в пункт назначения и отыграть концерт с опозданием лишь в полтора часа. Но "мытарства" не могли не сказаться на состоянии музыкантов, которые после беспрерывных сорокадневных выступлений в Америке, трех концертов в Москве, открывших Пасхальный фестиваль и восемнадцатичасового перелета, естественно, не смогли выдать своей полной формы. Но маэстро удалось "реанимировать" коллектив на "Болеро" Равеля, когда мариинцы, даже ухом не поведя на технические накладки типа шума неотключенного кондиционера завели зал мощной энергетикой tutti и блестящими соло духовых. (...)
Во время перелета из Екатеринбурга в Москву маэстро Гергиев, резюмируя свои впечатления от поездки, сказал, что фестиваль и дальше будет расширяться по России. "В этом году у нас охвачено 20 регионов. Это огромные организационные усилия: отправить, устроить, принять, накормить, переправить инструменты. Но по реакции публики понятно, насколько нужны им эти концерты. Мариинский театр располагает огромными исполнительскими силами, огромным репертуаром, и мы готовы к сотрудничеству с любыми регионами, где губернаторы, городские власти, директора театров и арт-менеджеры окажутся заинтересованы в поддержании культуры и искусства. Подобные отношения с регионами должны быть для центра нормой". "Российская газета", 12 мая. Ирина Муравьева.
ОДА УСТАЛОСТИ
Однако и с этой, организационной точки зрения нынешний фестиваль оказался удачнее, чем предыдущие. На пресс-конференции Валерий Гергиев объяснил это так: "Мы в этом году почти полностью сменили команду. Эта оказалась самой лучшей за все годы существования фестиваля. Мы еще никогда так хорошо и дружно не работали". Сверхзадача приуроченного к главному христианскому празднику фестиваля тоже вроде бы выполнена. По крайней мере, мэр Москвы Юрий Лужков остался доволен: "Пасхальный фестиваль точно отражает наше тяготение ко всем тем ценностям, которые предлагает нам церковь. Мы выдающиеся деятели культуры, правительство Москвы и церковь в таком сочетании еще раз познали цену мира и согласия".
Пожалуй, за исключением отсутствия декораций в постановке "Войны и мира", никаких особенных срывов не произошло.
Тем не менее, вряд ли по одной солистке можно судить о фестивале. А состав солистов и программа оказались все-таки менее интересными, чем в предыдущие годы. Вместе с Объединенным молодежным оркестром стран-участниц второй мировой войны скрипичный концерт Чайковского попробовал сыграть молодой скрипач Евгений Угорский. Его ученическая манера игры очевидно не рифмовалась с дирижерской мощью стоящего рядом Валерия Гергиева. А если вспомнить, что не так давно на фестивале выступал почти столь же молодой и куда более интересный скрипач Михаил Овруцкий, приглашение Угорского вызывает изумление. Мысль объединить страны-участницы второй мировой войны в симфонический оркестр могла бы стать находкой фестиваля, но воплощение оказалось на порядок ниже самой идеи. В Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича оркестр звучал неоднородно, неточно и сыро. (...) Много ставок делали на знаменитого скрипача Николая Цнайдера, но он исполнил концерт Брамса вполне ординарно...
Самой уязвимой оказалась симфоническая программа фестиваля. В этот раз Валерий Гергиев представил нечетные симфонии Рахманинова и Бетховена. Как ни странно, из Рахманинова маэстро будто пытался сделать Бетховена, и наоборот. В симфониях русского лирика вместо тонкости и пронзительности на первый план вышли масштабность, грандиозность и пафос. В то время как именно этих качеств отчаянно не хватало в исполнении симфоний венского классика. Сыгранная на закрытии Девятая симфония со знаменитой "Одой к радости" прозвучала с явной нехваткой энергии, музыканты играли словно на последнем издыхании. Особенно много претензий к валторнам, которые неточной игрой в третьей части свели на нет усилия остальных оркестрантов. Конечно, учитывая количество концертов, сыгранных оркестром на фестивале, можно найти этому объяснение усталость. При всех бесспорных достоинствах дирижера Гергиева количество все-таки перешло в качество". "КоммерсантЪ", 13 мая. Варвара Турова
АНКОР, ЕЩЕ АНКОР! ГЕРГИЕВ ПОПЫТАЛСЯ ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНУЮ
Оркестр, хор и солисты Мариинского театра работали, кажется, круглосуточно. Но чтобы воплотить в жизнь столь глобальную идею на уровне, соответствующем ее масштабу а программы концертов, как и города, в которых они проводились, менялись ежедневно, -нужны не только физическая выносливость и неправдоподобный профессионализм, необходимо, чтобы в сутках было по меньшей мере 48 часов. И того не хватит. И не хватило, судя по тому, в какой физической и музыкальной форме пришел к финалу фестиваля коллектив Мариинки.
Репетиций явно не хватало и Мариинке. Небрежность, с которой прозвучали многие произведения, не могла не огорчать: мы привыкли, что Мариинский коллектив это залог качества, а качество получилось только на первых концертах, под конец же фестиваля неловко было становиться свидетелем неудач вконец измученных музыкантов.
Одним из самых обескураживающих стало выступление оркестра 10 мая в Большом зале консерватории при участии известного скрипача Николая Цнайдера, чье профессиональное реноме, как, собственно, и коллектива Мариинского театра, до сих пор вряд ли можно было подвергнуть сомнению. Однако музыканты вышли на сцену не в лучшей форме. Проблемы, возникшие при исполнении скрипичного концерта Брамса, сузились до таких в прямом смысле слова ученических, как поиск чистой интонации (которая так и не была найдена) и точек опоры для совместного музицирования. А в Седьмой симфонии Бетховена Гергиев был так эмоционален и напорист, что оркестр за ним не успевал. Части, казалось, шли в одном темпе: четыре разножанровых не говоря уже об образности и смысле раздела симфонии пролетели как один. Создавалось ощущение, что музыканты не очень хорошо представляют себе партитуру: все ансамблевые и сольные места игрались с налета, без продуманной фразировки, без вслушивания в партии партнеров, баланс в оркестре сильно хромал, медные духовые давали осечку за осечкой. К сожалению, это повторилось и на закрытии фестиваля -11 мая в Доме музыки при исполнении Девятой симфонии Бетховена. Знаменитое "полетное" Скерцо хромало от неотточенного стаккато, медленная часть расползалась, контрастность, задуманная в ней Бетховеном, была смазана из-за неловко взятых темпов, а исполнение финала похоронило все надежды на то, что миллионы все-таки обнимутся: под крик солистов, хора и оркестра вряд ли это могло бы произойти. (...)
Гергиев сам признает, что коллективу бывает с ним трудно, так, может быть, стоит подумать и о людях? И о тех, которые приходят слушать, и о тех, с которыми работаешь. При попытке объять необъятное, пусть и успешной с внешней стороны, попытке везде успеть и всех удивить теряется то, ради чего, собственно, проект был задуман. Теряется его внутренняя наполненность. И несмотря на то, что на каждом концерте фестиваля были аншлаги, не стоит спешить с почиванием на лаврах и тешить себя самим фактом успешной продажи билетов. Репутация долго и упорно завоевывается и не пропадает за один неудачный концерт, но когда суета и гонка становятся принципом, это сложно не заметить. Не только профессионалам, но и той публике, которая пока верит, что Гергиев и Мариинка это то, что стоит выбирать. "Независимая газета", 13 мая. Анна Ветхова
НА ПОЧТИТЕЛЬНОМ РАССТОЯНИИ ОТ УДАЧИ
На этот раз новых имен на фестивальной афише не появилось. Все хорошо знакомые лица меццо-сопрано Ольга Бородина и сопрано Анна Нетребко, альтист Юрий Башмет, скрипач Николай Цнайдер. (...)
Московская публика влюблена в Гергиева, готова прощать ему все. Мариинка только что вернулась с больших американских гастролей, и артистам явно не хватило времени на отдых и репетиции. "Колокола" и Первая симфония Рахманинова в тяжелой акустике Большого зала Дома музыки превратились в сплошные децибелы, усугубленные плохим пением не самых лучших солистов Мариинки. Стоит заметить, что фестивалю в принципе не стоило бы представать таким пестрым, стремясь к внешней масштабности. Размахом Москву удивить трудно, а вот качеством... (...)
Немцы представили никогда не звучавшую в России вторую, авторскую версию "Страстей". Как оно часто бывает, ожидания превзошли реальность. При вполне качественном звучании хора и оркестра, пение солистов (особенно женщин) находилось на почтительном расстоянии от удачи. Впрочем, московская публика показала образец гостеприимства, устроив такую грандиозную овацию, что гастролеры с удовольствием бисировали финал, ради чего даже солисты заняли место в хоре. "Московские новости", 13 мая. Мария Бабалова.
ОН СКАЗАЛ, ЧТО ЕЩЕ ВЕРНЕТСЯ 1сполнением Девятой симфонии Бетховена завершился IV Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева. (...) С налету, да еще в непривычных акустических условиях [Девятую симфонию прим. ред.] не сыграешь. Вся она получилась у Гергиева какая-то лохматая и непричесанная и явно уступал а той Девятой, которую в этом же зале спокойно и без претензий исполнил в минувшем сезоне с оркестром Спивакова Джеймс Конлон.
(...) Их [Кельнского камерного хора и оркестра "Collegium Cartusianum"] исполнение не отличало то удивительное полудомашнее обаяние, которым в прошлом году покорил пасхальную публику Филипп Херревеге, исполнивший со своим знаменитым коллективом баховские "Страсти по Матфею". Кельнский Бах (...) был официальнее, концертнее и, скажем так, удаленнее от слушателя. От него не исходило ощущение религиозной сопричастности к рассказываемой евангельской истории, вместо этого-предлагался очень грамотно, с хорошим чувством меры и вкуса сделанный аутентичный продукт, что тоже, кстати, в нашей музыкальной ситуации вещь редчайшая. (...) Сочетание в этом году Пасхи и Победы придало, конечно, фестивальной программе некоторую вымученность. В следующий раз все должно быть проще и естественнее ведь в 2006 году отмечается 100-летие Шостаковича. "Известия", 13 мая. Екатерина Бирюкова
В. ГЕРГИЕВ. ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ СИМФОНИЯ
* ХАНТЫ-МАНСИЙСК. Из-за нелетной погоды концерт задерживался почти на два часа... В ожидании публика фотографировалась на фоне афиш, где был изображен Гергиев, и выпивала за здоровье маэстро. "Я тебе еще раз говорю: он дирижер, а не певец! " объяснял кому-то по телефону интеллигентного вида нефтяник лет 40, пришедший с супругой и двумя детьми. Нефтяник оказался весьма продвинутым... На вопрос "Поход на концерт это решение спонтанное? " он выпалил: "Скорее не спонтанное, а понтовое. Вряд ли мы смогли бы легко попасть на Гергиева в Питере или Москве. А если б и смогли, то заплатили бы раза в три больше, чем здесь. Если уж дают такую северную льготу, почему ею не воспользоваться? .."
Билеты стоимостью от 600 до 2 тыс. руб. разошлись за пару дней. (...) "Я еще раз убедился, что провинциальная публика сегодня готова воспринимать и оценивать серьезную музыку, поделился с "АиФ" Валерий Гергиев. Уже на местах стало понятно, что в каждом из посещенных нами городов можно было дать по два-три концерта подряд. Но это надо было планировать заранее у нас же жесточайший график. Да, мы очень много работаем. Некоторые коллеги даже смеются над нами, говорят "сумасшедшие". Но если я и оркестр не будем делать чего-то серьезного, что звучит не только в стенах Мариинки, но и на других площадках, значит, надо уступать место другим. Как бы ни было тяжело, в ближайшие годы мы будем стараться как можно больше уделять внимания работе в регионах".
(...) Так, например, в Ханты-Мансийске почему-то не оказалось челесты. Ее было решено заменить синтезатором. В итоге в нужный момент электроника выдала дискотечный вариант академической сольной партии, перепугав весь оркестр. (...)
"Симфонический оркестр не может стать частью шоу-бизнеса. Чтобы окупился один наш концерт, хоть в Ханты-Мансийске, хоть в Нью-Йорке, билеты на него должны стоить минимум одну-две тысячи долларов.В Америке, например, оркестры живут на пожертвования корпораций и частных лиц. У нас пока, как ни странно, жизнедеятельность академического искусства обеспечивает в большей степени государство. Между тем, я считаю, помогать искусству это почти обязанность крупного бизнеса, особенно в России, где источник богатства недра". "Аргументы и факты", 18 мая. Сергей Грачев.
Симфонический оркестр Мариинки исполнил для ханты-мансийцев героические произведения Бетховена, Прокофьева и Рахманинова.
"Бюджет Мариинки, конечно, нельзя сравнить с бюджетом вашего округа, отметил маэстро, но он явно выше объемов финансового обеспечения целого ряда российских регионов. Система предварительной продажи билетов на "Звезды белых ночей" приносит до 12 млн. долларов, и мы продолжаем работать в этом направлении. К примеру, ежегодный музыкальный фестиваль в Зальцбурге, основанный Гербертом фон Караяном, собирает такое количество любителей классической музыки, что за время его работы бюджет Австрии пополняется на треть". В то же время руководитель Мариинки подчеркнул, что театр дает огромное количество благотворительных концертов, набезвозмездной основе участвует в съемках спектаклей на телеканале "Культура" ИА "Тюменская линия", 5 мая. Алла Иванова.
"Мне очень приятно бывать в Екатеринбурге. Несмотря на дождь, я даже немного побродил по городу. Здесь я учился, а в Свердловской филармонии у меня появилась трудовая книжка, здесь я получил первый опыт работы с профессиональным коллективом. Поэтому, как ни крути, а приезд в столицу Урала для меня всегда возвращение", сказал известный дирижер, худрук-директор Мариинского театра Валерий Гергиев. "Наша миссия втом, чтобы доказать, что в России возможны подобные крупные проекты. Когда 19 регионов получают возможность быть хозяевами собственной площадки и при этом участвовать в общенациональном мероприятии это очень важно. При этом если в прошлом году мы проводили концерты в городах вокруг Москвы, то теперь география фестиваля значительно расширилась. Например, мы с оркестром позавчера дали концерт в Ханты-Мансийске, вчера было выступление в Челябинске, сегодня Екатеринбург, а ночью мы улетаем в Москву, где только с моим участием пройдет еще пять выступлений. Но это не значит, что мы делаем скидку, мол, вот в Ханты-Мансийске мы можем отыграть послабее, а в Большом зале выложимся по полной. Чтобы дать концерт в Нижневартовске, музыканты встали в Москве в четыре утра, потом был долгий и трудный перелет, но в шесть вечера они выступили блестяще", отметил Гергиев. REGIONS.RU, 6 мая 2005. Екатеринбург.
Пресс-конференция Губернатора А. Филипенко и художественного руководителя Московского Пасхального фестиваля В. Гергиева, 5 мая.
"Концерт Симфонического оркестра Мариинского театра в Ханты-Мансийске это наша давняя мечта. Я очень рад, что она реализовалась, подчеркнул Губернатор Югры Александр Филипенко. Это большое событие для всего Ханты-Мансийского автономного округа, очень важное событие. Я очень благодарен Валерию Гергиеву, что он принял наше приглашение и приехал с концертом в окружной центр. Я уверен, что такой мэтр музыкального искусства, как Валерий Гергиев вдохновит многих творческих людей, особенно начинающих музыкантов на большие свершения. (...) Надеюсь, что это только первый концерт Симфонического Мариинского театра в Ханты-Мансийске, и скоро мы снова встретимся с лучшими мировыми произведениями музыкального искусства в его исполнении!Тогда в Санкт-Петербурге мы договорились с Александром Васильевичем о том, что приезд оркестра Мариинского театра в Ханты-Мансийск возможен и необходим, подчеркнул Валерий Гергиев. Мы рады, что в истории Мариинского театра наступил момент, когда его концерты в России проходят с такой же регулярностью, как и за границей. Для нас это очень важно. Я очень благодарен, что у нас с Александром Васильевичем сложились хорошие отношения. Мы обязательно продолжим свои музыкальные контакты с Ханты-Мансийским автономным округом. Сюда будут приезжать и симфонические оркестры, и молодые театральные коллективы, и педагоги музыкального образования".
"Наш музыкальный проект в Ханты-Мансийске является наиболее крупным в рамках региональной программы Московского Пасхального фестиваля, отметил Валерий Гергиев. В Ханты-Мансийск приехал весь оркестр и лучшие его мастера. Ханты-Мансийский автономный это очень важный регион России, богатый природными и человеческими ресурсами".
"Я не делю Фестиваль на региональный и столичный", подчеркнул Валерий Гергиев.
Музыканты Мариинки в Челябинске впервые. Сам Гергиев 30 лет назад студентом выступал в местном парке. Сегодня, оценив красивый зал театра оперы и балета, хорошую акустику, внимательного слушателя, В. Гергиев сказал, что не будет возражать, если 500 концертов петербургского оркестра в различных странах и городах дополнят еще и два-три челябинских". Челябинская ГТРК, 6 мая.
30.06.2005
Источник: Музыкальное обозрение