Недавно стало известным содержание документа, составленного "пастырским совещанием" духовенства Свято-Михайловского храма (Одесса) Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ). Документ касается отношения одесского духовенства во главе с епископом Таврическим и Одесским РПЦЗ Агафангелом к переговорам между Московской патриархией (МП) и РПЦЗ, которые заметно активизировались в последние годы. Упомянутый протокол собрания одесского духовенства РПЦЗ еще раз свидетельствует, что в этой церкви сформировалась многочисленная и влиятельная партия, которая имеет свои взгляды на то, при каких условиях РПЦЗ готова присоединиться к "Матери церкви", то есть подчиниться Московскому патриархату. В упомянутой записке, составленной еще в начале 2005 года и обнародованной на официальном сайте Одесской и Запорожской епархии РПЦЗ и на Portal-Credo. ru, анализируются положения проектов примирения между двумя церквями. Ниже даем текст документа почти без сокращений. Речь там идет от первого лица епархии владыки Агафангела. "На мой взгляд, ситуация сложилась такая, что нам крайне необходимо ответить на главный вопрос или РПЦЗ должна отстаивать те принципы, на основании которых она возникла и жила 80 лет, или в данный исторический период этот вопрос уже исчерпан и мы должны так или иначе влиться в состав Московского патриархата? Очевидно, что политическая ситуация в России изменилась коммунистического режима больше нет. Но достаточно ли этого для того, чтобы утверждать, что изменился и внутренний духовный уклад Московского патриархата? Я думаю, что все соглашаются с тем, что еще несколько лет назад такой духовный уклад не был нормальным раздел между нами был не из-за коммунистической власти, а из-за внутреннего состояния в той церкви. Изменилось ли что-то сейчас? Мое мнение принципиально ничего не изменилось. В первую очередь потому, что как тогда, так и сейчас Московская патриархия не может себя отделить от власти. В то же время, президент РФ Путин видит себя наследником в первую очередь советской системы (а не православной империи). Новым является только то, что к советским сегодня прибавляют исторические "дореволюционные" приоритеты. Живет также надежда, что когда-то власть в России вернется к своему бывшему строю. Но пока это только надежда, а не реальность. После падения в прошлом веке православной светской власти в ряде стран все так называемое "мировое православие" переживает глубокий кризис. Этот кризис во многом связан с тем, что православие до сих пор не приспособилось к самостоятельной жизни без прямого политического заступничества. МП (в отличие от исповедников, таких как митрополиты Кирилл, Агафангел и Петр, которые реально смотрели на состояние Церкви в современном обществе и не кривили своей совестью) пыталась и пытается использовать "административный ресурс" несмотря на то, что этим "административным ресурсом" уже является не Богом венчанный царь, а любое (все равно какое) правление. В 1927 году этот ресурс разрешил Московской патриархии легально существовать в СССР, с начала 1990-х годов активно развиваться при другой власти. И сегодня МП не самостоятельна, ее будущее зависит от того, куда поведет ее этот "административный ресурс". В такой ситуации нам, как мне видится, остается только наблюдать, в каком направлении будет развиваться российская власть и уже после того, как правительство станет действительно и стабильно православным, принимать такие ответственные решения, которые ставят нас пусть даже в минимальную зависимость от МП и, соответственно, от этого правительства. Или же убедиться в полной независимости МП от гражданской власти, что значительно менее вероятнее, чем первое. В Украине после президентских выборов сложилась принципиально особая ситуация, требующая совсем другого подхода, который стоит четко определить и продумать. Здесь, между прочим, с благословения Блаженнейшего Владимира, за взятки (что подтверждается документально) и обещания предоставления имущества, Московская патриархия выступила в предвыборной агитации в поддержку "административного ресурса", чем отвернула от православия огромное количество народа. На сегодняшний день главным результатом наших переговоров является то, что МП для себя сделала вывод, что с нами можно вообще не считаться. Мы оказались в ситуации, когда РПЦЗ выразила готовность пересмотреть весь свой исторический путь, тогда как МП не поступилась ни одним пунктом. Из этого можно сделать только один вывод руководство МП продолжает оставаться скованным и занимается больше политикой, а не поиском пути к истине. Поэтому на основании предложенных переговорными комиссиями документов я делаю такой вывод: на сегодняшний день эти документы не отвечают сложившейся ситуации и поэтому положения, которые в них содержатся, должны быть признаны нереальными". Необходимость и актуальность вышеизложенного подчеркивается недавним фактом выхода в свет изданий, которые прославляют и восхваляют митрополита Сергия с благословения и с предисловием нынешнего Московского патриарха. Вспомним также, что по ходатайству Нижегородской епархии МП в честь "Патриарха Сергия" в России уже названа площадь и готовится открытие ему памятника (в г. Арзамасе). Между тем желательно создать специальную комиссию по расследованию его деяний (в частности, необходимо проверить информацию о его письме в НКВД 1935 г. с целью не допустить выхода из тюрьмы законного предстоятеля Церкви митрополита Петра Крутицкого). P. S. Датой образования Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) считается начало 20-х годов прошлого века; ее образовали православные духовенство и верующие, которые после революции 1917 года оказались вне пределов России, в эмиграции. В 20-е годы, после примирения РПЦ с большевистским правительством, все отношения между двумя церквями прекратились. РПЦЗ обвиняет (и сегодня) Московский патриархат в "сергианстве", экуменизме и других важных отклонениях от православия. Наиболее радикальные сторонники конфронтации с Московским патриархатом утвердждают, что во времена патриарха Сергия произошел отход всего русского народа от православия в ересь. Мировым православием РПЦЗ не признана; со своей стороны, она не признает почти все другие православные церкви за нарушение церковных правил.
01.07.2005
Источник: День (Киев)