ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"В гостях у каннибалов"

Неонилла Ямпольская :: 04 июля 2005

В клубе "Росбалта" "Гость ученый" на минувшей неделе состоялась встреча с физиком, бизнесменом и путешественником Владимиром Зверевым.

- Вы шесть лет подряд упорно отправляетесь на Амазонку, чтобы встретиться в ее джунглях с дикими племенами. А какими были первые впечатления от встречи с амазонскими аборигенами?

- Первые впечатления — шок! И не только для меня, но и даже для такого бывалого путешественника как москвич Анатолий Хижняк, с которым мы летали вместе. Дело в том, что мы сразу попали в лагерь самого дикого и агрессивного племени Амазонии — племени корубо. Это племя воинов. Они совершали и совершают набеги на соседние племена и даже на небольшие поселения крестьян и рыбаков. Результаты последнего нападения корубо на рыбацкую деревушку — два сожженных дома, полтора десятка убитых жителей. В окрестностях деревушки были найдены трупы двух женщин, которым эти воины отрубили руки и ноги, а тела надели на вертела. Именно этот факт подтвердил предположения многих местных жителей, что корубо — каннибалы.

Наша встреча с ними была совершенно случайной и неожиданной. О том, что мы находимся в племени карубо, мы узнали от них самих. И было уже поздно что-либо предпринимать для своего спасения. Мое состояние было таким же, как у героев фильма "Зеленый ад каннибалов". Возможно, мы остались живы только потому, что большинство воинов этого племени были в этот момент на охоте. Остальных мы застали как бы врасплох. Кроме того, оставшихся взрослых воинов-мужчин было меньше, чем нас. Кроме меня и Анатолия Хижняка они увидели еще и четверых вооруженных проводников.

- На каком языке вы говорили с корубо и с другими племенами?

- Во-первых, на языке жестов. Во-вторых, Анатолий Хижняк прилично знает испанский, португальский и даже местные наречия. Изучением испанского языка усиленно занялся и я. По-испански прилично говорят многие проводники, которых мы нанимаем. Они же делают "обратный перевод" с наречий племен кечуа, гуарани, корубо, наконец. В редких случаях идет в ход и английский.

-Что вас особенно удивляло в быте диких племен?

- Непосредственность! У корубо это самая натуральная детская непосредственность и искренность. С одной стороны, они, увидев нас, бросились к нашим рюкзакам, пытаясь залезть внутрь, а потом начали потрошить мешки проводников. Корубо пытались утащить все подряд. Но стоило нам вступиться за свое имущество, как в глазах у них появлялась звериная злоба. Сначала они что-то кричали, потом хватались за свои тяжелые дубинки и угрожающе ими размахивали. И если бы не наши проводники, нас бы точно порешили.

Но уже позже туземцы вели себя как дети. Стоило улыбнуться, как корубо тоже начинали смеяться. Сделаешь испуганное лицо, они сразу настораживаются и начинают озираться. Потом, конечно, изначальная враждебность утихла, и мы стали относиться друг к другу более дружелюбно. Понятно, что при встрече столь разных культур цивилизованный человек испытывает некий шок от непосредственности первобытного "коммунизма". Однако постепенно можно найти общий язык даже с корубо, и они уже перестают казаться такими ужасными дикарями.

- Встречались ли вы с шаманами? Действительно ли они очень сильны?

- Это отдельный разговор! Анатолия Хижняка всегда интересовали шаманские практики Амазонии. Еще за пять лет до нашей поездки он изучал различные шаманские обряды народов мира. Не раз рассказывал мне истории об астральной силе шаманов и их способности как вылечить безнадежно больного, так и убить совершенно здорового человека, имея только его фотографию или какую-нибудь личную вещь, например головной убор. Анатолий и сейчас читает в Москве лекции о шаманизме.

В одну из поездок мы поставили перед собой цель найти настоящего, сильного шамана и пообщаться с ним. И нашли. Я на себе испытал действие обряда принятия аюаски, с помощью которого вышел в астральное пространство и заглянул за границу подсознания. Иначе говоря, побывал "на том свете". Шаманы зачастую используют этот психоделик для отделения души от тела клиента, чтобы выяснить причины проблемы, с которой он к ним обращается. Результаты увиденного меня поразили, и теперь я искренне верю в силу и мощь амазонских шаманов.

Эта уверенность особенно укрепилась после того, как одна моя знакомая прошла у амазонского шамана курс лечения от сахарного диабета. Об этой истории я подробно рассказал в своей книге "Амазония. Приключения русских в стране каннибаллов".

- Чувствовали ли вы себя спокойно и надежно в кругу танцующих дикарей или надо все время быть начеку?

- Спокойно чувствовать себя рядом с корубо можно только тогда, когда он мертв. Корубо готов взорваться в любой момент, если происходит то, что его пугает или ему не нравится. Наши проводники ни на минуту не расставались со своими ружьями. И когда нам приходилось ночевать несколько ночей недалеко от стойбища корубо, то постоянно, всю ночь один или два из нас несли дежурство. И не напрасно: как-то часа в два ночи мы были разбужены. Наш проводник, исполнявший в тот момент обязанности часового, поднял тревогу. Похватав ружья, мы выскочили из палаток. Проводники уже заняли круговую оборону, попрятавшись за деревья. Часовой объяснил, что видел одного из индейцев, подбирающегося к лагерю. Около часа ждали нападения. Но обошлось...

- Признают ли дикие племена в белом человеке — человека?

- Корубо до нашего прихода не видели белых людей. И в принципе агрессивных корубо никто толком не изучал. Те, кто встречался с ними, либо погибали, либо не интересовались особенностями этого племени, как, например, наши проводники. Мы первые, кто установили с ними контакт. В нас они сначала признали добычу, которая сама пришла к ним в руки. И им было все равно, какого цвета эта добыча. Впоследствии, правда, я неоднократно встречал в литературе информацию о встречах с корубо, и всегда говорилось, что это был первый в мире контакт с ними. В последний раз в октябре 2003 года об этом писал даже такой авторитетный журнал как National Geographic, издаваемый теперь и в России. В журнальном материале рассказывалось об экспедиции, проходившей практически по нашим следам в сентябре 2002 года (через три года после нас), и также говорилось о первых в мире контактах с индейцами корубо.

- Есть ли у диких племен понятие возраста?

- Про такое понятие у корубо сказать ничего не могу, но есть градация: старейшина, воин, юноша и ребенок. Отсюда и соответствующие отношения в общине.

- Каков у них семейный уклад?

- Социальная структура корубо — на самом примитивном уровне. Ни вождя, ни шамана, не говоря уж о какой-то письменности! Классовое расслоение отсутствует полностью. Наиболее значимые события решаются во время коллективных советов, в которых участвуют все взрослые индейцы, включая женщин. Конечно, опытные воины обладают большим авторитетом и могут повлиять на общее решение. Но каждый взрослый мужчина свободен в своих поступках и может не подчиниться даже коллективному решению. Но, скорее всего, ему потом приходится несладко.

Отношение с женщинами вполне равноправные. Мало того, в стойбище, куда мы попали, главной была Майя, фактически выполняющая роль вождя, правда, несколько условно. Получалось, что у корубо сохранялись элементы матриархата — пока мужчины бегали по лесу и охотились, все хозяйственные проблемы в деревне решали женщины, старшая из которых обычно и руководила всеми. Она и становилась главой дома, а точнее хижины.

Майю все слушались, к тому же главный охотник и воин — Шишоуа — был ее мужем. Вот эта парочка и управляла всей деревней. У них было четверо детей: 12-13-летний Мана, уже прошедший обряд инициации и считавшийся взрослым мужчиной, Араона — 10-летняя девочка, активно помогавшая матери по хозяйству, примерно 5-летний мальчик Наона и маленькая девочка месяцев трех от роду, у которой еще не было имени.

- Существует ли в племенах Амазонки проблема наркомании или алкоголизма?

- Ни в одном племени мы не встретили ни наркомана, ни алкоголика. Из алкоголя они употребляют только массату, которую делают из маниоки путем пережевывания. Женщины рассаживаются кружком вокруг большого корыта с вареной маниокой, затем как по команде набивают ею себе рты и тщательно пережевывают. Со стороны это выглядит как собрание хомяков, которые, вытаращив глаза от усердия, набили до отказа свои защечные мешки и в припадке жадности забыли проглотить. И все это для того, что бы получился дрожжевой грибок. А затем — слабый алкогольный напиток. Из наркотиков — некоторые горные племена издревле жуют листья коки для получения дополнительной энергии в суровых горных условиях.

- Говорят, дикари много играют в футбол или что-то ему подобное. Может быть, они хранители ранней неизвестной истории футбола?

- Удивительно, но в большинстве стойбищ различных племен мы часто встречали футбольные поля и играющих на них индейцев. А в одном из стойбищ мы даже устроили уникальный русско-индейский футбольный матч, в котором, конечно же, победила дружба, и который помог нам расположить к себе индейцев. Характерно то, с какой тщательностью они ухаживают за "футбольным покрытием", каждое утро "подстригая" его мачете и не давая зарасти всепоглощающими джунглями. Даже представить себе не могу, как попала к ним эта игра. Про нее, пожалуй, не знали только корубо.

- Какие подарки вы привозите, скажем, вождям племени? Что им больше всего нравится?

- Украшения и предметы первой необходимости: ножи, мачете, веревки, нитки, ножницы, зеркальца и т.д. В последнюю поездку в племя гуарани я закупил у нас в Питере недорогую блестящую бижутерию и раздарил женщинам племени. После этого они готовы были носить меня на руках, чем вызывали многозначительные ревнивые взгляды соплеменников.

- Какие предметы современной цивилизации вы видели в племенах?

- Сейчас уже во многих еще недавно "диких" племенах можно встретить следы цивилизации. Многие аборигены уже имеют кое-какую одежду. Но в связи с ее дефицитом в джунглях одевают то, что есть, не задумываясь о моде или фасоне. Порою это выглядит довольно нелепо. Несколько лет назад в племя ураринос миссионеры завезли кое-какую одежду. Но так как акция была благотворительной, то миссионеры не стали ломать себе голову над разнообразием. Главное, что бы люди были одеты. И одели всех женщин во все одинаковое — красные рубашки и синие юбки, отчего все они стали похожи на солдат одного подразделения. Вполне возможно, что другие племена они одели в другую форму — синий верх, красный низ и так далее.

- Встречались ли вам экспедиции, подобные вашей, из других стран или даже из России? CVV shop

- Да, один раз — гринписовцы из Голландии, которые боролись за чистоту окружающей среды и сохранение девственных лесов Амазонии. Из-за интенсивных и абсолютно неконтролируемых вырубок уникальных лесов становится все меньше и меньше. Недалек тот день, когда "легкие планеты", как называют леса Амазонии, пропадут совсем. Примерно с 4 июля в Зоологическом музее РАН откроется моя выставка, на которой будет представлена очень интересная фотография: напиленные штабеля огромных, уникальных тропических деревьев Амазонии, толщиной в 2-3 человеческих роста, готовые к переработке. Рядом с ними я кажусь просто лилипутом.

- Когда на Амазонке была последняя русская государственная экспедиция?

- К сожалению, последняя полноценная российская экспедиция в Амазонию была организована в первой половине XIX века Григорием Лансдорфом. Привезенная им коллекция флоры и фауны Бразилии хранится в Петербурге и является одной из лучших в мире. В советское время экспедиций не было. И только сейчас появляются герои-одиночки и патриоты науки, такие как Анатолий Хижняк, которые ездят туда, делают открытия, при этом не получают ни копейки из государственного бюджета.

- Заинтересовался ли вашими съемками или фотографиями какой-либо российский телеканал или журнал?

- Обиднее всего, что такой уникальный видеоматериал, который сейчас у меня есть, абсолютно не востребован нашими СМИ. Наше телевидение забито абсолютно неинформативными передачами и закупает лицензионные фильмы по бешеным ценам у иностранных каналов. Неужели нет возможности организовать на эти деньги собственную экспедицию и отснять не менее интересный материал, чем у National Geographic? Я бы, например, был бы готов в такой экспедиции принять самое активное участие!

- Вы собираетесь еще раз на Амазонку?

- Собираюсь в декабре этого года. Хочу доснять материал для фотоальбома и написать книгу о племени гуарами.

Источник: Росбалт

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама