23 июня 2005 года состоялось заседание совета экспертов Евразийского отделения Международной ассоциации религиозной свободы (ЕО МАРС) на тему: "Договоры о социальном партнерстве между религиозными организациями и государством: практика, проблемы, перспективы".
27 июня в Интернете появилась версия итогового документа заседания, в котором говорилось, что практика договоров о социальном партнерстве между государством и религиозными объединениями противоречит российскому законодательству.
4 июля редакция "Религии и СМИ" получила из МАРСа "канонический" текст итогового документа, который называется "Резолюция группы экспертов ЕАО МАРС".
Президент МАРСа Федор Шелов-Коведяев так прокомментировал "Религии и СМИ" появление двух версий резолюции, которые существенно отличаются друг от друга по смыслу:
"В той резолюции, которую я представил на суд общественности, содержатся только те формулировки, которые были одобрены консенсусом. В Интернете был вывешен текст, который вообще-то является личным мнением одного из экспертов, а именно Сергея Иваненко. Этот проект действительно обсуждался, и в итоге его решено было скорректировать, так как к нему были серьезные замечания, в частности, со стороны Андрея Себенцова, который указывал на излишнюю резкость формулировок этого документа.
Тема договоров между религиозными организациями и государственными структурами является достаточно обсуждаемой в заинтересованных кругах. Одни считают, что нужно развивать эту практику, другие выступают против нее. Поскольку разброс мнений на этот счет довольно значительный, было бы правильно понять, как представители различных религиозных организаций, входящих в состав ЕАО МАРС, смотрят на эти проблемы. Для этого, собственно, и были собраны эксперты, представляющие общественные структуры, научное сообщество и религиозные организации мусульмане, иудеи, вайшнавы и христиане разных деноминаций.
Процесс заключения договоров между религиозными организациями и государством выявил целый ряд серьезных проблем. В некоторых случаях те или иные государственные структуры были бы не прочь прислониться к авторитетным религиозным организациям, с тем, чтобы воспользоваться их влиянием для проведения своей политики. Можно привести в качестве примера договор между Пенсионным фондом и Русской Православной Церковью. Он был заключен перед началом болезненной реформы по монетизации льгот, и в нем было записано, что РПЦ будет поддерживать ее проведение. В других случаях государственные структуры берут на себя обязательства, которые непонятно как собираются выполнять. Есть проблемы связанные с нечеткими юридическими формулировками. Кроме того, не все религиозные организации, которые хотели бы заключить такого рода договоры, получают такую возможность".
"Религия и СМИ" предлагает вниманию читателей утвержденный текст Резолюции, предоставленный редакции Ф. Р. Шеловым-Коведяевым.
РЕЗОЛЮЦИЯ
группы экспертов ЕАО МАРС
Москва, 23 июня 2005 г.
Обсудив практику, проблемы и перспективы заключения соглашений о социальном партнёрстве между религиозными организациями и государством, эксперты ЕАО МАРС на своём заседании 23 июня 2005 года констатировали следующее:
Идущий в течение нескольких лет процесс заключения договоров между религиозными организациями и органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях выявил целый ряд серьёзных проблем.
Аналогичная практика в зарубежных странах не во всём может быть приемлема для России.
Отношения государственных институтов с зарегистрированными религиозными организациями должны строиться на основах их равенства перед законом и их равноправия во взаимоотношениях с государством, закреплённых в Конституции, Законах и Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации.
Официальные представители ветвей власти Российской Федерации не могут допускать высказывания, оскорбляющие чувства верующих, вне зависимости от их принадлежности к большинству или меньшинству законопослушного религиозного сообщества России.
Для реализации социального партнёрства зарегистрированных религиозных организаций с государством религиозные организации могут, во избежание избыточных общественных напряжений, создавать соответствующие благотворительные организации, которые вступали бы с целью осуществления своего социального служения в договорные отношения с государственными институтами федерального и регионального уровня и органами местного самоуправления Российской Федерации.
Социальные организации, созданные зарегистрированными религиозными организациями, должны иметь равный доступ к заключению соглашений о социальном партнёрстве с государственными институтами федерального и регионального уровня и органами местного самоуправления Российской Федерации.
Содержанием таких соглашений должны стать правила социальной работы социальных организаций, созданных зарегистрированными религиозными организациями, с уязвимыми общественными группами современной России и правила государственной поддержки такой работы.
Преподавание светских предметов в религиозных школах должно пользоваться государственной поддержкой.
Мнение ряда экспертов, представляющих зарегистрированные религиозные организации, о возможности заключения между религиозными организациями соглашения (соглашений) о принципах взаимоотношений между ними на базе взаимного уважения заслуживает обсуждения заинтересованной общественностью и религиозными деятелями.