"На Ладожском озере, на Валаамском острове строить вновь монастырь" в 1715 году последовал указ Петра I. Так в 1717 1736 годах вновь возводится Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь, бывший крупный религиозно-культурный центр Русского государства. За свою историю монастырь пережил множество различных событий: от полного разорения до капитального восстановления и процветания. Ставший вновь в 1980-х годах одной из главных обителей России Валаамский монастырь переживает сейчас, пожалуй, лучшие времена своей почти тысячелетней истории. А ознакомиться с ней можно на выставке "Остров монашеского подвига", проходящей в музее Водоканала (Мир воды Санкт-Петербурга) до первого августа.
Название выставки неслучайно. "Монашеским подвигом" является то, что от всех разорений и бедствий, приходившихся на суровую судьбу монастыря, его спасали монахи, жившие на Валаамском острове. А судьба монастыря очень интересна: немного истории. Возникновение монастыря относится к временам святой княгини Ольги (Х век). По преданию, основателями Валаамской обители были преподобные Сергий и Герман. Валаамский монастырь неоднократно подвергался разорению и, по меньшей мере, дважды (в конце XVI и начале XVII века) его братия при военных вторжениях была вынуждена бежать с острова. Жизнь в этих краях в те далекие века не была мирной Швеция периодически предпринимала попытки захватить карельские земли. В 1578 году шведские отряды подошли к берегам Валаама, разорили и сожгли монастырь. Жители, не успевшие покинуть остров, погибли. Такая же участь постигла Валаам и в 1581 году. Один из самых крупных северных монастырей прекратил свое существование более чем на сто лет. И только в 1715-ом последовал указ Петра I: "На Ладожском озере, на Валаамском острове строить вновь монастырь". В 1717 1736 годах вновь возводится Спасо-Преображенский мужской монастырь. Но достичь былого могущества было непросто. Новый этап в истории Валаама связан с назначением в 1782 году игуменом монастыря иеромонаха Назария. Он упорядочил внутреннюю жизнь монашеской общины, предпринял меры для юридического оформления прав на монастырские земельные владения, в том числе на владение островами Валаамского архипелага. Кроме того, игумен Назарий разработал генеральный план строительства всего монастырского комплекса, в результате чего застройка получает регулярный характер. Все храмы и жилые здания строились из кирпича. Строительство, начатое Назарием в 1785 году, продолжалось и после его смерти, и было полностью завершено лишь в 1837 году. С 1918 по март 1940 года Валаам входил в состав Финляндии, но деятельность свою не прекращал. В марте 1940 года, по условиям мирного договора с Финляндией, острова Валаамского архипелага вошли в состав СССР. Монастырь прекратил свое существование, и монахи покинули Валаам. В 1989 году было принято решение о возрождении на Валааме мужского монастыря, и 13 декабря 1989-го, на праздник апостола Андрея Первозванного, шесть православных иноков ступили на святую валаамскую землю. С тех пор идет активное восстановление монастыря: почти закончен ремонт в главной усадьбе, восстановлены многие скиты.
Валаамская природа уникальна. На острове насчитывается около 450 видов растений, леса большей частью хвойные, но встречаются здесь дубовые рощи, пихтовые и лиственные аллеи, а также яблоневые сады, высаженные монахами еще в XIX веке. Богат и разнообразен животный мир Валаама, большое количество птиц гнездится на скалистых его берегах. Увидеть все это своими глазами можно и на выставке, где представлены в огромном количестве картины великих художников Давыдова, Писемского, Шишкина. Холсты украшают целую стену выставочного зала музея и создают вместе одну большую панораму природы острова. На втором этаже также картины отдельные фрагменты природы, зданий, жизни монахов и иноков. Здесь в основном работы Макарова, Голубцова, Поленкова, Блохина, Погорелого, Страхова, Рекотовой, Костенко. Особый интерес представляют фотографии, выполненные фотографами Компанейченко и Семененко. На фото можно увидеть природу острова, скиты, монастырь, но больше фрагменты из жизни иноков их повседневную работу или церковные службы.
Во время восстановительных работ храмов и жилых зданий использовался кирпич. Кирпич и известь изготовлялись на Валааме силами монастырских работников. Некоторые такие предметы, помогающие в строительстве работникам, можно встретить на выставке. Например, приспособление для переноса большого количества кирпичей. Также много изделий из дерева от посуды до массивных деревянных изделий выполненных вручную. Еще здесь можно увидеть те предметы быта, которыми пользовались монахи в разные эпохи: мебель, посуда, кресты и четки из бусин. Людей, понимающих старославянский язык, заинтересуют книги, представленные на выставке в широком спектре.
Но главное, ради чего, пожалуй, нужно посетить выставку,- это темная комната, находящаяся под лестницей. Войдя в нее, сперва испытываешь страх в углу стоит одетый в черную мантию монах (он не настоящий манекен, но очень похож на живого). Его окружают иконы и свечи. И в этом полумраке свеч и величавости икон монах читает молитвы, слышные в любой точке зала. Это создает особый эффект как будто действительно находишься в Валаамском монастыре, а все эти картины, фотографии, книги и предметы быта только дополняют впечатление.
Выставка проходит в выставочном зале музея Водоканала на улице Шпалерной, 56, и продлится до первого августа. Выставка организована очень хорошо, много предметов старины, картин, фотографий. Вход бесплатный. Можно не спеша насладиться экспозицией. Петербуржцы привыкли к экспозициям другого рода: фотографии современников, картины авангардистов, скандальные скульптуры может, стоит отдохнуть от постмодернизма? Выставка "Остров монашеского подвига" прекрасное для этого место.
05.07.2005
Источник: Вести (Санкт-Петербург)