В последние годы многие стали интересоваться собственной родословной, пробуют выстроить свое генеалогическое древо. Я — давний подписчик вашего журнала, помню, что "Родина" была одним из первых изданий, обратившихся к этой некогда не слишком поощряемой теме (М. Бычкова. Семейный летописец/Родина. № 2, 4. 1991). Думаю, не только мне, но и другим читателям было бы интересно подробнее узнать об истории генеалогии, об успехах и перспективах этой науки. В СМИ мне попадались сообщения о пристальном интересе, который проявляют к родословным россиян представители зарубежных религиозных организаций, в частности мормонов. Нет ли здесь потенциальной опасности для духовного самостояния России?
С уважением,
Иванов Б. П., ветеран войны и труда,
г. Волоколамск.
Парадокс современной российской действительности: родовая память почти утрачена в культуре, но она пока еще не потеряна в архиве. Хотя ситуация в этой области близка к критической. Дело в том, что соответствующие документы (ревизские сказки, дворовые книги, исповедные ведомости) создаются и хранятся в архивах в единственном экземпляре. С каждым годом документы "старятся": разрушается бумага, выцветают (угасают) тексты, бумажная основа подвергается поражению грибком и плесенью.
Выход из сложившегося положения один — скопировать документы на микрофильмы или сканировать на компьютере. Но государственные архивы на сегодняшний день не располагают ни достаточными средствами, ни необходимым оборудованием для проведения подобной работы. Истинным спасением для многих российских архивов стала помощь, оказанная признанным мировым лидером историко-родословных исследований Генеалогическим обществом штата Юта (США). Однако в ряде публикаций российских СМИ сквозит явная обеспокоенность "религиозной мотивацией" американцев, оказывающих нам гуманитарную помощь. Что же в действительности стоит за их деятельностью?
Столица штата Юта, город Солт-Лейк-Сити, известна как духовная твердыня мормонов (религиозной организации, имеющей официальное наименование "Церковь Иисуса Христа Святых последних дней" [1]) и в то же время как центр генеалогических изысканий планетарного значения. Это сочетание не случайно. Особенности вероучения и культовой практики мормонов определили их особый интерес к генеалогии. С религиоведческой точки зрения отношение к предкам, свойственное последователям "Церкви Иисуса Христа Святых последних дней", есть, по сути, радикальное развитие некоторых общехристианских интуиции.
Духовное единство ныне живущих и ушедших поколений одно из фундаментальных, древнейших религиозных представлений человечества. Исторически оно выражалось по-разному. Но заупокойные ритуалы различных традиций всегда подчеркивали одну и ту же идею: мертвые продолжают жить и нуждаются в нашей любви и заботе. Евангелие говорит о равенстве живых и ушедших из этого мира перед очами Всевышнего — для Бога нет мертвых, ибо у Него все живы.
Однако перед христианским сознанием на протяжении веков вставал очень непростой вопрос о возможности изменения загробной участи людей. Совести христианина трудно примириться с мыслью, что человек, в своей земной жизни по объективным причинам не успевший познать истинную веру, будет навеки осужден. Неужели и те, кому исторические обстоятельства не позволили услышать весть о Христе, будут отлучены от Царства Небесного?.. В учении "Церкви Иисуса Христа Святых последних дней" эта нравственная проблема снимается: каждый член церкви может открыть для своих умерших родственников возможность выбора в вечности, совершив за них заместительное крещение.
Подобное теологически очень смелое — положение мормоны обосновывают ссылкой на знаменитые слова апостола Павла: "Иначе что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?" (I Кор. 15:29). Известное издревле толкование этих слов относит их к обряду, существовавшему в апостольское время: в случае кончины кого-либо из верующих, не успевшего креститься, за него принимал крещение один из его родственников или друзей. Историки религии полагают, что крещение за умерших действительно совершалось в среде некоторых раннехристианских общин, пока запрет на эту практику не был наложен правилами Карфагенского собора.
Однако традиция посмертных крещений продолжала проявлять себя и в более поздний период. Знала о ней и Древняя Русь. Известно, например, что благочестивый киевский князь Ярослав Мудрый в 1044 году приобщил к церкви двух своих умерших дядей, Олега и Ярополка, окрестив их кости. Князья, веровавшие во Христа, не успели креститься при жизни — они погибли в междоусобице. Ярослав Мудрый был убежден, что исполняет свой долг, помогая "сродникам" довершить их христианский выбор.
Заместительное крещение мормонов не является магической манипуляцией с душой умершего и не означает автоматического изменения его религиозной принадлежности. Согласно учениям всех авраамических религий, дух покойного находится во власти Божией. Просто последователи "Церкви Иисуса Христа Святых последних дней" верят, что дают возможность своим родственникам принять или отвергнуть некое высшее благословение.
Веруя, что духовные дары доступны не только ныне здравствующим, но и почившим, мормоны очень конкретно и прямо выражают свойственную всем христианам убежденность в том, что "браки заключаются на небесах". Согласно мормонскому учению, брак вообще играет очень важную роль в деле спасения, обеспечивая полноту бытия человека. Тот, кто запечатлевает свой брак для вечности, сохранит семью и в грядущем Царстве. Если же супруги при жизни не успели или не смогли совершить соответствующего священнодействия, в таинстве бракосочетания их могут представлять живые родственники-мормоны. В храме скрепляются лишь фактически существовавшие браки, заключенные при жизни супругов.
Нетрудно понять, что столь непосредственное переживание связи живущих с ушедшими поколениями стало своеобразным катализатором интенсивных генеалогических исследований, проводимых мормонами. Ведь и принять крещение, и участвовать в бракосочетании можно лишь за своих реальных родственников! "Церковь Иисуса Христа Святых последних дней" возникла в XIX веке в Америке – стране иммигрантов. Поэтому неудивительно, что в поисках своих корней мормоны начали обращаться в разные страны, собирая в архивах Солт-Лейк-Сити огромный банк родословных данных. Кстати, по оценкам демографов, у одной четверти населения США хотя бы один из предков являлся выходцем из России.
Для нас важнее другое: работа по воссозданию семейных историй обогащает тех, кому приходится иметь дело с выходцами из штата Юта. Комментируя участие мормонов в Международной выставке генеалогии и истории семьи, состоявшейся в конце 2004 года в Париже, президент Французской федерации генеалогии Мишель Сементари несколько цинично, но очень трезво заявил: "Мормоны интересуют нас только как первые в мире профессионалы от генеалогии. Честно говоря, мне не жарко и не холодно от того, что где-то за тридевять земель моих давно ушедшихпредков посмертно причислили к мормонам, зато за меня провели гигантскую архивную работу и обнаружили такую информацию о моей семье, которую самостоятельно я бы никогда не нашел".
НАША СПРАВКА
Генеалогия, как и любая другая научная дисциплина, имеет свои законы. Закон трех поколений относится к таблице нисходящего родства. Он гласит, что на сто лет падает деятельность трех поколений человеческого рода.
Второй закон генеалогии — Закон удвоения числа предков. Его легко об-наружить, работая с таблицами вос-ходящего родства. Согласно этому закону, в каждом следующем поколении число предков удваивается. Конечно, ведь у каждого есть отец и мать, а их родители дают нам четверых бабушек и дедушек и так далее.
У каждого ныне живущего человека реальных предков оказывается гораздо меньше, чем предполагает теория. Закон убывания предков гласит, что в реальной таблице восходящего родства по несколько раз появляется одно и то же лицо, которое представляет сразу несколько теоретических предков. Иначе говоря, в предыдущих поколениях часто имели место браки между довольно близкими родственниками (например, союз между троюродными братом и сестрой).
Имена предков — есть ли повод для опасений?
Однако духовная трезвенность, о которой, кстати, говорили и православные старцы, — редкое качество в современном мире. Некоторые падкие до "религиозных сенсаций" российские журналисты поспешили "ужаснуться" тому, что "американские сектанты насильственно крестят в свою веру наших предков", да к тому же, "подрывая устои российской культуры", "собирают секретные сведения". Но факты не дают никаких оснований для сочинения подобных "мистико-политических триллеров". Архивисты из штата Юта, в том числе и вдохновленные мормонскими идеями, не являются духовными революционерами-утопистами. Они остаются респе ктабельными, в жизни чуть суховатыми исследователями, помогающими своим коллегам согласно принципам академической солидарности.
Журналисты, пишущие на гуманитарные темы, давно уже назвали мормонов "генеалогическими меценатами". В эпоху тотальной коммерциализации "родоведения" "Церковь Иисуса Христа Святых последних дней" стала одним из главных мировых спонсоров генеалогических изысканий. В городе Солт-Лейк-Сити церковь содержит богатейшую библиотеку семейной истории, которая включает более 300 000 книг, два с половиной миллиона пленок микрофильмов и более 825 000 микрофиш. Примерно 4 200 единиц данных добавляется в коллекцию каждый месяц. Записи о нескольких миллиардах имен умерших людей содержатся в библиотеке и безвозмездно предоставляются всем, кто заинтересован в исследовании своих семейных корней, независимо от религиозной принадлежности. В настоящее время в 88 странах мира действуют более чем 3 900 отделений Библиотеки семейной истории Центры семейной истории. Любой желающий изучить собственную родословную может получить информацию в этих центрах или погрузиться в базу данных, доступную через Интернет (здесь содержится около миллиарда имен).
Тот импульс, который был придан "Церковью Иисуса Христа Святых последних дней" развитию генеалогии, оказался подхвачен целым рядом независимых научно-исследовательских организаций. Среди них особым авторитетом в академической среде пользуется Генеалогическое общество штата Юта (ГОЮ, основано в 1894), входящее в состав Международного совета архивов. Начиная с 1940 года общество в сотрудничестве с архивами большинства стран мира занимается микрофильмированием исторических документов. С 1992 года соответствующая деятельность проводится и в России, охватывая архивы восьми субъектов Федерации.
Рассказывает Михаил Стеганцев, первый заместитель председателя правления Российского общества историков-архивистов (РОИА): "Генеалогическое общество штата Юта предоставило нашим архивам бесплатно микрофильмирующие камеры, проявочные машины, запасные детали к ним, фотопленку, проявитель, фиксаж и другие расходные материалы (суммарная стоимость этого оборудования более 250 тысяч американских долларов).
Из создаваемых двух экземпляров страховых копий микрофильмов один бесплатно передается государственному архиву, второй отправляется на хранение в библиотеку Генеалогического общества".
Как подчеркнул М. Стеганцев, ГОЮ является авторитетной научной организацией. Если бы профессиональной общественности стало известно о каком-либо нарушении этических норм с ее стороны, она не осталась бы членом Международного совета архивов. Более того, опасения в отношении ГОЮ, высказанные в свое время парламентом Франции, были тщательно проверены специальной комиссией, которая подтвердила, что общество строго придерживается условий заключаемых соглашений. Одним из пунктов таких соглашений является то, что доступ к эксклюзивным информационным материалам, хранящимся в коллекции ГОЮ, открывается только людям, исследующим собственную родословную.
Теперь о духовной стороне вопроса. Для любого не только религиозного человека очевидно, что ныне живущие являются в этом мире представителями своих ушедших предков. Запрещать человеку интересоваться своей родословной и узнавать имена прародителей морально недопустимо. Другое дело, что с точки зрения православия (как, впрочем, ислама и других традиционных для России конфессий) возможность избрать исповедание мы имеем лишь в этой жизни. Мормоны верят, что свобода выбора и возможность изменить свою судьбу в вечности сохраняется для человека и за гробом что ж, нам, православным, остается только позавидовать их оптимизму...
...Перипетии, связанные с контактами российских архивистов с генеалогами из штата Юта, служат лишним доказательством того, насколько деликатной и "мистической" является тема генеалогии как, впрочем, и сфера любого прикладного гуманитарного знания — в эпоху тотального расчеловечивания.
[1] | Об ее учении см.: Мормоны в России // Родина. 2003. № 9. |
Источник: Родина 7/2005