Конец тысячелетия стал переломным моментом для цивилизации, время смены ориентиров, крушения привычных образов мироздания. Не обошло это стороной и религозное пространство в нашей стране.
Существенно изменилась конфессиональная карта России и стран бывшего СССР. Изменились привычные представления о конфессионально-этнических соотношениях. Появлялись общины, национальный состав которых был нетипичен для данного вероисповедания. Украинские, грузинские и русские лютеране, православные татары и православные немцы, славяне-мусульмане. Все это свидетельствует о существенных изменениях в ментальности этносов, изменении их ценностных ориентиров. Мы не будем касаться вопроса - негативна данная тенденция или нет. Нас больше интересует, почему среди славян возникают этнические протестантские и лютеранские церкви (как в случае украинцев и белорусов), или церковные структуры (русскоязычное пробство церкви Ингрии). С чем это связано, и какие последствия данных процессов могут быть для церкви и общества?
В самом начале следует сказать, что все народы жившие в СССР пережили сильнейшее влияние советизации, то есть формирования той самой новой этнической формации, к которой стремилось руководство партии - "советского человека". Это выразилось и в определенной унификации культур, и в деградации национальных традиций (особенно это коснулось русских и белорусов, в меньшей степени украинцев). Таким образом можно сказать что к моменту крушения коммунистического режима на славянской территории СССР сложился особый этнокультурный контекст, который имел скорее западнический характер. Эта тенденция усилилась с началом Перестройки, когда на нас обрушился вал западных фильмов, музыки и моделей поведения. Таким образом была готова почва для того изменения этноконфессионального контекста, свидетелями которого мы стали в 90-е гг 20 века.
"Kreml.org", 17 февраля 2003 г.
[вся статья]