ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

О церковной традиционности и религиозном неравенстве

Владимир Пудов, глава представительства Евангелическо-Лютеранской Церкви в г. Москве :: 19 июля 2005

Одним из серьезных вопросов, лежащих в сфере государственно-религиозных отношений в Российской Федерации, по прежнему остается вопрос о делении религий на “традиционные” и “нетрадиционные”, полемика по которому ведется уже не первый год. А, между тем, давно пора понять, что такое деление не только не противоречит принципу свободы вероисповедания, но, при условии корректного правового определения и применения этих понятий, будет способствовать реализации данного принципа в большей мере, чем это имело место до сих пор.

Начнем с того, что равенство всех религиозных объединений перед законом, декларируемое в Конституции, никак не отменяет того факта, что объем выполняемых этими религиозными объединениями социальных и духовно-культурных функций различен. Поэтому уже только по одному этому основанию логично делить все религиозные организации на традиционные и нетрадиционные. Главное – четко определить критерии, по которым это деление должно производиться и не допускать никаких вольных трактовок этих понятий отдельными властными структурами и чиновниками. Наличие у религиозного объединения определенных корней в российском обществе, степень его влияния на российскую культуру и традиции, на становление государственного и национального самосознания, наличие достаточно значимого социального служения – вот что, по нашему мнению, должно стать единым правовым критерием при определении понятий “традиционный – нетрадиционный”.

И уже следующий вопрос – кто конкретно будет определять степень “традиционности”, или, если хотите, степень авторитетности того или иного религиозного объединения в нашем обществе.

При всем том, что Церковь в нашей стране отделена от государства, и государство отказалось от директивного вмешательства в духовную жизнь граждан, ему приходится строить свои отношения с религиозными организациями ради общих, не зависящих от отношения к религии, целей и интересов. И, с нашей точки зрения, нельзя допустить, чтобы голос религиозных объединений, немало вложивших в российскую культуру и уже самой историей вплетенных в полотно государства российского, при решении этих жизненно важных вопросов ценился в той же мере, что и голос религиозных организаций-однодневок. Ни о каком проявлении неравенства или дискриминации прав граждан здесь нет и речи. Зато это поможет государству выстраивать отношения с конфессиями, расставлять приоритеты, когда вопрос идет о судьбах отечества. Есть и еще один существенный нюанс. Не будем забывать тот факт, что многие, издавна существующие в России религиозные объединения, пережили годы гонений, существенно подорвавшие их материальную базу, и ныне находятся в бедственном положении. Без помощи государства, которое в свое время допустило в их отношении несправедливость, им не суметь выдержать конкуренцию со стороны новых религиозных движений, не имеющих каких бы то ни было корней в нашем государстве, но располагающих большими, или даже очень большими деньгами. И тогда в стране может случиться своеобразный религиозный беспредел, грозящий серьезными социально-культурными проблемами в нашем обществе. Но этого не случится, если государство будет отделять права религиозных объединений перед законом от практического содействия, оказываемого таковым.

Разговоры о том, что всем должны быть предоставлены равные условия, а дальше от самой религиозной организации зависит, сумеет ли она выплыть, просто неправомерны. Такой чисто коммерческий подход уже давно практикуется в западно-европейских государствах, в США, а также отдельных странах третьего мира, где страны-доноры реализуют свое видение экономического развития и, к сожалению, стал уже стал действительностью в жизни российского государства. Но, вместо того, чтобы трезво оценить последствия такого подхода в тех странах, где они (эти последствия) уже проявились, многие у нас бездумно и абсолютно безответственно стремятся к его внедрению. В апреле 2005 года Всемирный Совет Церквей проводил Всемирную Неделю Действий по проблемам торговли. В числе прочих встал и вопросов о нарушениях библейского представления справедливости в экономической деятельности. По мнению членов Совета, “это представление нельзя свести к простому требованию равенства возможностей для всех людей. Такое “равенство” помогло богатым и могущественным заполучить себе всю силу и широкий доступ к мировым ресурсам, и сформировать властные элиты, притесняющие и эксплуатирующие других”. Это ли не признание того факта, что коммерческий подход к вопросу равенства любого толка, в том числе и прежде всего в сфере государственно-религиозных отношений, недопустим и противоречит библейскому представлению о справедливости.

Еще один, на протяжении полутора десятка лет дискутируемый вопрос, – о возможности и допустимости преподавания религии в школе. Выдвигаются самые противоречивые точки зрения: от полного отрицания религиозного воспитания в школах до введения в них Закона Божия. И, как мне кажется, между этими крайними позициями лежит не истина, как принято считать, а проблема. Ведь посмотрите, религия преподается в школах во многих странах мира, и ни в одной стране это не вызывает столь бурного бряцания оружием, как в России. Людей кидает из крайности в крайность вовсе не без причин. Так уж получилось, что в нашей стране Закон Божий то был обязателен, то его отменили и детей стали учить противоположности ему, т.е. атеизму. У людей произошел какой-то надлом в сознании. Одни все надежды на развитие России связывают с религиозным образованием, другие – с недопущением такового в школы. Как здесь найти точки соприкосновения, понимания друг друга?

Нельзя сказать, что, уничтожив советскую, атеистическую идеологию, мы ничего не получили взамен. Так уж получилось, что место Бога в сердцах многих занял иной бог – деньги, забравший власть над их умами и сердцами, и вовсе не важно для них – откуда и как они взялись. “Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Матф.,6:21). Так где же сейчас сердца наши? Но это отдельная тема.

Вопрос все же о том, должен ли современный человек иметь представление о религии? Несомненно, в условиях своеобразного идеологического вакуума, неизбежным следствием которого явилась духовная опустошенность многих людей, религиозное воспитание может сыграть огромную стабилизирующую роль в обществе. Но есть и другой аспект этого вопроса. Религия – это то, что связано с историей человечества и его культурой на протяжении всей его истории, что переплетено с ней и неотделимо от нее. И, с любой точки зрения, знание истории своей страны подразумевает знание истории религии. Но, чтобы изучать историю религии, прежде всего надо иметь представление об основах религии. Для России, в первую очередь для регионов компактного проживания русских – это основы православия. А потому, что плохого в том, если в этих регионах в школах будут преподаваться основы православной культуры, как самостоятельный предмет? И ничего страшного не произойдет, если представители других национальностей и конфессий, или атеисты, проживающие в данной местности, немного больше узнают об особенностях православия и православной культуры? Своей вере их и дома научат. И, в конечном итоге, это приведет к большей веротерпимости и пониманию людьми друг друга. Но при одном условии. Если преподавание этого предмета в школах оставят за светскими преподавателями, обученными сдержанности и придерживающимися принципа недопустимости откровенного миссионерства или, тоже как вариант, критицизма в отношении преподаваемого ими предмета. Это особенно важно, поскольку учитель – не робот, а живой человек, и может быть православным верующим, или верующим любой другой конфессии, или атеистом. Тот же принцип должен применяться в регионах компактного проживания представителей другой конфессии, к примеру, мусульман. Православным, проживающим там, также будет полезно побольше узнать о вере народа, с которым они живут бок о бок.

Но преподавание основ своей веры не отменяет важности изучения других мировых религий. Правда во всем, что касается воспитания духовного, привития общечеловеческих ценностей, нужно быть особенно деликатным, ненавязчивым, поскольку речь идет об очень тонких материях. Недопустимо оскорбление людей другой национальности и веры. Главное здесь – не навредить. Без любви, толерантности и терпения все самые благие намерения обречены на провал и могут привести к диаметрально противоположным результатам.

С учетом этого, полагаю, введение в школах религиозного образования не только допустимо, но и вполне возможно. Изучение религии должно складываться из двух составляющих – основы мировых религий и основы религии, играющей доминирующую роль в данной местности. Учебники следует разрабатывать при участии представителей религиозных организаций и утверждаться министерством образования РФ. Так, к примеру, раздел “Основы православной культуры” должен быть согласован с Русской Православной Церковью.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама