ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Мистификация века"

Инна Симонова :: 22 июля 2005

Размышления у входа в Екатерининский придел Петропавловского Собора в Санкт-Петербурге

Уважаемый Анатолий Дмитриевич!

Посылаю для Вашего раздела "Актуальные темы: Царское Дело и судьба "екатеринбургских останков"" текст моей публикации 1998 года. Она была напечатана в "Русском вестнике" 28 июля 1998 года (N27-28, с.360-370) и была перепечатана в "Русском доме" (N10 за 1998 год, с. 58-68).

Симонова Инна Анатольевна, кандидат исторических наук, член Союза писателей России

Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними...

(Евангелие от Луки, 11: 47-48).

Зверское убийство в Екатеринбурге в июле 1918 года Императора Николая II, Его Жены и Детей на протяжении долгого времени было препятствием для установления нормальных взаимоотношений руководства Советского Союза с большинством коронованных особ Западной Европы. В частности, сознавая насколько важную роль в государственной системе Великобритании играет институт монархии, Кремль неоднократно заявлял о желательности регулярных контактов на самом высоком уровне с Букингемским дворцом; однако, за исключением единичных аудиенций (в 1956 году – по случаю приезда в Англию Хрущева и Булганина, а в 1967 – Косыгина), инициативы советских лидеров отклика не получали. Министерство иностранных дел Британии ежегодно 17 июля рассылало всем главам дипломатических представительств в Лондоне официальные ноты в траурном обрамлении в память о расстреле в Ипатьевском доме, а королева Елизавета II, чей дед Георг V весной 1917 года "под давлением общественного мнения" отказал своему двоюродному брату Николаю II в политическом убежище в Англии, заявляла, что не примет приглашения посетить СССР до тех пор, пока останки казненных без суда и следствия родственников не будут по-христиански преданы земле...

"Мир никогда не узнает, что мы сделали с Ними!" – самонадеянно торжествовал один из палачей Царской Семьи Войков. Тем не менее, в результате тщательно проведенного дознания колчаковский следователь Соколов установил, что тела венценосных узников были сожжены, а отчлененные головы помещены в железные бочки со спиртом, упакованы в деревянные ящики и отвезены Голощекиным и Юровским в Москву.

На первый взгляд, по своей чудовищности, жестокости и дикости все это кажется неправдоподобным. Вместе с тем известно, что в годы гражданской войны подобный вид отчетности перед Центром практиковался довольно широко. К примеру, в запасниках Кунсткамеры в Петербурге до сих пор хранятся заспиртованные головы басмачей, оказывавших сопротивление установлению Советской власти в Средней Азии. Традиция подобного рода "вещдоков" восходит к Библейским повествованиям: об отрубленной голове великана Голиафа, доставленной победившим его Давидом израильскому царю Саулу; об отсеченной мечом голове ассирийского полководца Олоферна, принесенной Юдифью в корзине с провизией старейшинам иудейского города Ветилуи; о голове Иоанна Крестителя, подаренной Иродиаде, падчерице израильского царя Ирода...

В начале 1996 года в связи с затеянной администрацией Ельцина реконструкцией Кремля и переносом кабинета Ленина в Горки в средствах массовой информации появилось сообщение об обнаруженной посмертной описи содержимого кабинета вождя, в которой значится... "банка с заспиртованной головой Николая II" (кстати, почти одновременно заговорили и о другой громкой находке: в спецхране ЦК КПСС в течение полувека пролежал, не привлекая к себе внимания, череп Гитлера!) Тем самым нашел подтвержение приведенный в эмигрантской прессе одним из советских невозвращенцев рассказ Куйбышева о том, как после смерти Ленина комиссией, в которую входили помимо Куйбышева Дзержинский и Сталин, был вскрыт ленинский сейф и в нем найден стеклянный сосуд с головой Николая II; после недолгого замешательства было решено с помощью арестантов из ОГПУ замуровать находку а кремлевской стене, а затем ликвидировать исполнителей как свидетелей.

Но сенсация, едва просочившись на страницы газет и экраны телевизоров, своего развития не получила. Это и понятно. В то время уже вовсю набирал обороты маховик кампании по захоронению так называемых "екатеринбургских останков", долженствующих запутать следы преступления, а также придать событиям почти 80-летней давности хоть какой-то оттенок цивилизованности.

Одной из ключевых фигур самой вопиющей, оголтелой и безбожной мистификации XX века оказался сценарист, создатель многосерийных фильмов, героизирующих чекистов, полковник милиции Гелий Рябов. Будучи в брежневские времена референтом министра внутренних дел Щелокова он по заданию последнего начинает в 1979 году некие манипуляции с костями на Коптяковской дороге близ Свердловска. Однако вскоре погибает Щелоков, затем уходит в мир иной Брежнев, и запущенный было в производство сценарий с обретением лжемощей оказывается невостребованным. О сенсационном обнаружении сфальсифицированных останков "граду и миру" было заявлено только в августе 1991 года! Что ж, вполне объяснимая дата.

В течение семи лет гробокопатель Рябов и примкнувший к нему аффектированно-паточный сочинитель Радзинский (не путать с Исаем Родзинским, который, потирая ручонки и давясь от смеха, писал в июле 1918-го года под диктовку Войкова записочки провокационного содержания Царственным Узникам дома Ипатьева, а затем участвовал в сокрытии следов чудовищной расправы над Ними), совместно с возглавившими инициативную группу "государевыми людьми" Немцовым с Аксючицем пытались убедить общественность в подлинности совершенного подлога в Поросенковом Логе (это же надо выбрать место с таким названием!) Созданная ими "Правительственная комиссия по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и членов Его Семьи" одним своим наименованием как бы заведомо давала установку: кости подлинные.

Одновременно разрабатывался церемониал погребения, призванного, по официальным заявлениям, "стать актом примирения и согласия". Причем, тут же не стеснялись присовокупить: "Даже если это и не останки Императора". Как будто нельзя организовать, подобно могиле Неизвестного солдата, могилу Неизвестных жертв революционного беззакония. Иначе, где гарантия того, что в скором будущем не объявятся "останки" Александра Македонского, Колумба, Шекспира, Моцарта, Цветаевой?

В конце концов, не сумев переубедить Московскую Патриархию и Русскую Православную Церковь Заграницей, а также не взирая на ширящиеся протесты и пикеты граждан, председатель комиссии Немцов волевым решением предписал совершить акт величайшего кощунства: захоронить останки безвестных мучеников в усыпальнице русских Императоров – соборе святых апостолов Петра и Павла в Петербурге. При этом с помощью масс-медиа был разыгран очередной фарс с "непредсказуемостью" Ельцина – по уже заезженному трафарету: "да, да, нет, да". Якобы сомнения президента развеял разговор с "совестью российской интеллигенции" академиком Лихачевым. В результате достигалось искомое – провоцировалось охлаждение во взаимоотношениях между президентом и Патриархом.

Помимо того, что хоронились сфальсифицированные останки Государя, членов Его Семьи и верных Им слуг, всячески принижался статус Николая II – "как отрекшегося от Престола Императора". "Он" погребался отдельно от монархов, умерших на троне – а именно в Екатерининском пределе собора; на "Его" гробе вместо императорских регалий помещалась лишь сабля; и вместо 21 положенного по Царскому чину орудийного залпа при опускании в землю гроба звучало только 12. Тем самым игнорировалось разделяемое многими юристами и историками мнение, что отречение Государя было не действительно и оттого не должно приниматься во внимание: Он намеренно отрекся за Себя и за Своего Сына в пользу брата, на что в действительности не имел права – ведь по Закону о престолонаследии 1797 года, введенному Императором Павлом I, трон в государстве мог переходить исключительно по мужской линии и не иначе как от отца к сыну.

Накануне 80-летия со дня расстрела Царской Семьи так называемые "екатеринбургские останки" были самолетом доставлены в Петербург и далее на микроавтобусах с тонированными стеклами отвезены в закрытую для доступа посетителей Петропавловскую крепость.

На следующий день из Москвы прилетел и Ельцин. Сомнамбулически сходя по трапу самолета, он оступился, едва не сорвавшись вниз. Вещий знак!.. Справедливо опасаясь, как бы на улицах северной столицы "чего не вышло", его собирались перевезти из Пулковского аэропорта к Петропавловскому собору на спецвертолете, но в последний момент, "мужественно" поменяв решение, эскортировали по очищенному от прохожих городу на бронированном ЗИЛе.

Тем временем в самом соборе, переминаясь с ноги на ногу, дожидались прибытия запаздывающего "Бориса Второго" непременные члены "демократических тусовок": Юшенков, Филатов, чета Ростроповичей, саратовский губернатор Аяцков, Старовойтова на пару с соломенной вдовой Нарусовой. Тут же присутствовали и "главные закоперщики": Немцов с "верным Русланом" Аксючицем и Гелий Рябов с Радзинским. В толпе промелькнули Лебедь, Михалков, Явлинский. И среди всего этого пресыщенного политико-художественного бомонда жалкими статистами смотрелись в очередной раз введенные в заблуждение Историей представители Рода Романовых, в большинстве своем потомки оказавшихся разбросанными по всему свету Великих князей, совесть которых была отягощена оставлением, а то и прямым предательством Государя в годину революционной смуты.

До конца держалось в секрете, с какого входа в собор проследует Ельцин и откуда он будет произносить составленную для него речь. Оказалось – с амвона! стоя спиной к иконостасу и открытым Царским Вратам! Призывая Россию и русских к покаянию за грех цареубийства (будто бы Россия и русские не были сами жертвами разыгранного, словно по нотам, заговора, оплаченного из-за границы), он при этом ни разу не упомянул о своем конкретном грехе – разрушенной им самим улике и святыне – Ипатьевском доме, ставшем прообразом совершенного им через 15 лет святотатства – разрушения самой России, о целости и незыблемости основ которой так радел Император Николай II.

И уж совсем странно было видеть "первого кающегося грешника страны" сидящим во время панихиды в кресле, "благочестиво", обеими руками держащего свечку и ни разу не перекрестившегося. Было ли ему вдомек, что покаяние, о котором он только что витийствовал с амвона, означает многодневный пост, молитву, очищение своей совести на исповеди у священника и как итог – причастие Святых Христовых Таин во оставление грехов?!

В прежние времена согласно церемониалу захоронения Императоров гроб с телом почившего до опускания в склеп стоял в храме в течение нескольких недель. Собор круглые сутки был открыт для всенародного прощания. Проигнорировав традицию, нововведение коснулось и дней последующих: ныне за входную плату в пять рублей публике разрешается лишь издали заглянуть в Екатерининский придел. Символично, что предоставленной возможностью прежде всего сумели воспользоваться иностранные туристы, и среди них был первым 24-летний американский студент!

...Английская королева Елизавета II не дождалась срежиссированного Немцовым захоронения "екатеринбургских останков". Она посетила Россию за четыре года до этого и была, без сомнения, очарована обходительностью и манерами Ельцина, Шумейко, Грачева... Кстати, во время визита на ней было ожерелье из жемчуга и бриллиантов, украшенное сапфиром. Ранее оно принадлежало матери ее двоюродного деда Николая II – Императрице Марии Федоровне, спасшейся бегством из революционной России и вынужденной продать за бесценок фамильные Романовские драгоценности давшим ей поначалу приют Виндзорам. Теперь, смеем надеяться, у королевы Елизаветы II есть повод приехать к нам снова. А иначе, для чего вся эта мистификация со лжеостанками затевалась?

Москва, июль 1998 года

Источник: Русская линия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама