ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Мюнстерский лев"

Алексей Макаркин :: 25 июля 2005

На 9 октября нынешнего года Ватикан назначил беатификацию кардинала Клеменса Августа графа фон Галена, одного из церковных деятелей, смело выступавших против нацистов. В католической церкви беатификация – это первый этап причисления к лику святых, для которого необходимо признание "героических добродетелей" кандидата и хотя бы одно чудо, совершенное по его молитвам. Решение о беатификации было принято еще во время понтификата Иоанна Павла II, но претворено в жизнь оно будет уже при "немецком папе", что придает этому событию особую важность. Напомним, что юный Йозеф Ратцингер был семинаристом в годы, когда фон Гален прославился на всю католическую Германию свои противостоянием нацизму. Безусловно, будущий папа не мог не слышать о его деятельности.

Кардинал фон Гален никогда не принадлежал к числу сторонников социализма, либерализма или пацифизма. Он был немецким консерватором и националистом, выходцем из аристократического рода; ему вряд ли импонировали вольные нравы Веймарской республики. Известно, что после окончания войны он выступал в защиту прав немцев, оказавшихся в плену у союзников. Не был фон Гален и сторонником поражения собственной страны в войне, будучи солидарен в этом с абсолютным большинством участников заговора 20 июля 1944 года.

Но в историю фон Гален вошел как человек, который категорически не принимал тоталитарный фашистский режим, противоречивший его религиозным убеждениям. Причем его неприятие режима не ограничивалось внутренним протестом: священнослужитель не скрывал своей принципиальной антифашистской позиции.

Клеменс фон Гален был епископом города Мюнстер (сан кардинала он получил уже после войны, за месяц до смерти) – и немецкие католики за смелость прозвали его Мюнстерским львом. Его деятельность в годы нацизма может стать ответом тем, кто утверждает, что в тоталитарном обществе человек не может противостоять злу из-за полной безнадежности такой борьбы. Что диссидентство является чуть ли не бессмысленной тратой сил, поскольку все равно не способно предотвратить совершение преступлений, если преступным является само государство.

Да, фон Гален (как и вся католическая церковь) не мог остановить репрессии против евреев, которые начались с первых дней существования нацистского режима. Но он публично выступил с резкой критикой расовой политики гитлеризма, побудив верующих отказаться от соблазна присоединиться к большинству, которое в те годы не видело ничего особенно плохого в дискриминации евреев в различных областях общественной жизни. О печах Освенцима тогда еще не было и речи, так что люди могли успокаивать себя тем, что речь не идет о жизни и смерти, а антисемитизм можно ограничить некими рамками, ввести в более или менее "умеренное" русло. Фон Гален уже в начале существования режима недвусмысленно дал понять, что католичество и расизм — вещи несоединимые. Неслучайно префект Конгрегации Святого Престола по канонизации кардинал Хосе Сараива Мартинш назвал фон Галена "пророком и надеждой немецкого народа в темные времена фашизма".

Да, епископ не мог помешать распространению нацистской идеологии – отравы, которая навязывалась миллионам немцев. Но он уже в 1934 году (вскоре после рукоположения в епископский сан) открыто осудил языческую проповедь главного идеолога Третьего рейха Альфреда Розенберга. К тому времени Розенберг был рейхсляйтером НСДАП (что-то вроде секретаря ЦК), то есть одним из самых влиятельных людей в окружении Гитлера. Выступление фон Галена дало многим католикам уверенность в том, что экспансии воинствующего неоязычества можно противостоять.

Еще более известен протест фон Галена против преступной нацистской программы принудительной эвтаназии – уничтожению десятков тысяч людей, которые были признаны "неполноценными", а посему "лишними ртами" в условиях начавшейся войны. Гитлер издал по этому поводу секретный приказ – режим, несмотря на всю свою преступность, не мог без ущерба для собственного престижа открыто объявить об этом злодеянии. Епископ, получив информацию об убийствах, демонстративно обратился в органы юстиции с требованием провести расследование. Он, разумеется, не надеялся, что нацистские юристы привлекут к ответственности Гитлера или хотя бы исполнителей его приказа. Своим обращением фон Гален давал понять, что зловещая тайна раскрыта. Более того, после заявления в прокуратуру 63-летний епископ публично осудил насильственную эвтаназию в одной из проповедей – таким образом, он показал, что готов апеллировать к общественному мнению. Аналогичную позицию занял и один из видных деятелей протестантской церкви – епископ Вурм. После этого Гитлер отдал приказ приостановить действие своего приказа – многие жизни были спасены.

Смелость в фон Галене сочеталась с талантом проповедника и полемиста. Рассказывают такую историю: однажды в своей проповеди мюнстерский епископ резко осудил деятельность гитлерюгенда. Один из слушателей – видимо, нацистский провокатор – развязно выкрикнул: "У самого детей нет, а воспитанием занимается". Фон Гален сразу же парировал: "Я не потерплю в церкви нападок на Адольфа Гитлера", который, как известно, был бездетен. Провокатор был посрамлен.

Почему же фон Гален, несмотря на свой демонстративный антифашизм, остался жив? Погиб же в Дахау католический священник Бернард Лихтенбург, который в том же 1941 году распространил письмо с протестом против преднамеренного уничтожения фашистами душевнобольных. Представляется, что в условиях войны нацисты не решились арестовать иерарха католической церкви, к которой принадлежали многие генералы и офицеры, а также и простые солдаты немецкой армии. Одно дело — бросить в лагерь простого священника, совсем другое – епископа и графа, имя которого было хорошо известно в стране. Кроме того, режим опасался и волнений внутри Германии, учитывая высокий авторитет "мюнстерского льва" среди прихожан его епархии. Впрочем, есть все основания полагать, что в случае успешного окончания войны нацисты вернулись бы к планам насильственной эвтаназии и вряд ли оставили бы на свободе ненавистного им священнослужителя. Кроме того, известно, что некоторые лидеры нацистов хотели расправиться с фон Галеном еще до конца войны.

Клеменс фон Гален был одним из тех людей, которые дали возможность Альберту Эйнштейну написать в 1940 году: "Только церковь целиком и полностью противопоставила себя кампании Гитлера, которая хотела заглушить правду… Я никогда не проявлял большого интереса к церкви, а теперь я испытываю по отношению к ней большую любовь и восхищение, так как лишь она имела мужество упорно защищать интеллектуальную и моральную свободу".

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама