ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Кто такие шахиды-террористы"

Сергей Котельников :: 25 июля 2005

Шахид – словарное значение – павший за веру, мученик, свидетель. В терминологии Шариата термином “шахид” обозначают павшего в справедливой войне…”.

“Мученичество за веру так или иначе характерно для всех монотеистических религий. В первую очередь, это соотносится с жертвенностью Исмаила, сына Ибрагима (Авраама), мир им обоим. В христианской и иудейской передаче Авраам по велению Бога был готов принести в жертву другого своего сына Исаака…”

“…павший при освобождении заложников от рук тех, кто может называть себя “шахидом”, сам по воле Аллаха становится шахидом.”

“…шахидом по определению может считаться только мертвый”.

Можно познакомиться с набором других нормативных значений термина “шахид” и контекстом его употребления и убедиться, что понимание существа вопроса будет слабеть по мере изучения текстов. И вообще, можно ли рационально понять и квалифицировать террористическую войну в Израиле, теракты в Москве и на юге России, 11 сентября, последние события в Лондоне, в Египте?

Поговорить со смертником нельзя, поэтому споры вокруг проблемы не могут учесть его личных ценностей (что “больше жизни”) и намерений. Неизвестно даже, есть ли там сама личность, в том смысле как можно говорить о личности ранних христианских мучеников, жизненная ситуация и самоопределение которых зафиксированы в текстах. Вряд ли когда-либо удастся прочесть подобные записки шахида-террориста или включенного наблюдателя, проникшего в школу шахидов, не появится и художественное описание наподобие “Бесов” Достоевского.

И это, по-видимому, не случайно – по-видимому, наше непонимание, как и возможное непонимание смертников, входят в планы строителей машины террора. Или, как писал Станислав Лем в “Солярисе”, человечество столкнулось с явлением, которое не просто не может понять, но и не знает, как это можно сделать. Есть подозрение, что это соответствует замыслу организаторов: они не хотят, чтобы их поняли… по крайней мере, европейцы. Они уверены, что у нас нет рациональных средств для этого и что, не понимая, мы не можем адекватно реагировать.

И действительно, можно ли считать адекватными реакции на терроризм и превентивные меры США, России, Израиля и европейской цивилизации в целом? В какой-то момент никто не застрахован от открытия, что политики и в этой ситуации делают то, что умеют, то есть пользуются поводом для достижения своих собственных целей.

Ток что же получается, организаторы “джихада” и учителя смертников провоцируют нас и наших политиков, заранее зная, как мы будем реагировать? Направляя самолеты на небоскребы и смертников в “Норд-Ост”, они знали, что катастрофа будет превращена в шоу и массовую продажу страха. Знали и включали это в сценарии.

А тут уже недалеко до сговора – если цивилизация реагирует как машина, то ее ключевые субъекты соблазняются теневой сделкой с провокаторами, о чем, кстати, и предупреждал Достоевский. Нерефлексивный борец с террором неизбежно начинает нуждаться в терроре, а в современной цивилизации достаточно способов зарабатывать на продаже оружия, из которого будут в тебя же и стрелять. Так будет и дальше, если действующие субъекты не выработают более мощных (рефлексивных) средств выигрыша или хотя бы понимания, что же происходит на самом деле.

Поэтому-то и разговоры о неком “конфликте цивилизаций” – только бессмысленная присказка, чтобы хоть как-то назвать непонятное явление, чтобы больше не беспокоиться. Христианство и ислам принадлежат одной цивилизации, что бы там ни думал Хантингтон. Рассуждая иначе, проблему не поставишь и понимать не начнешь. Вот Китай, к примеру, точно другая цивилизация, поскольку в сделке не участвует и находится вне проблемной для нас ситуации и вне намерений понимать внутренние конфликты каких-то там “варваров”.

Скорее всего, у организаторов терактов тоже нет понимания, нет и стремления понять, что же они сами-то делают, их действия субъективно не имеют целей цивилизационного прогресса, развития, они “контрцивилизационны” в том смысле, что отличительной чертой европейской цивилизации всегда было стремление к рациональному самоописанию. Цена же вопроса о рациональном описании, понимании, идентификации участников конфликта и их целей – это, грубо говоря, цена выигрыша.

Посмотрим, что может быть предметом сделки, то есть такой формы организации конфликта, в которой еще возможна чья-то пусть эгоистическая, но все-таки постановка целей, а не просто бессмысленная бойня? Обычно, и это естественно, подобные сделки анализируют в теории геополитики. Судя по мэйнстриму политкомментариев вокруг терактов и ответных действий стран антитеррористической коалиции, эта тенденция сохраняется. Обсуждают геополитические цели вторжения США в Ирак, отношения США и Европы, политику России на Северном Кавказе и пр.

Но геополитика бессильна ответить на вопрос, прогнозировали ли организаторы терактов падение режимов Афганистана, Ирака. А ведь это с точки зрения геополитики проигрыш. Преследовали ли организаторы геополитические цели? Считают ли они себя проигравшими? Неизвестно, поскольку они молчат либо занимаются идеологическим обеспечением провокаций, на которые клюют “выигравшие” в геополитической игре и, кстати, в войнах.

Лоббируемые в сделках интересы нельзя более считать интересами освоения геополитического пространства. Уже мировые войны ХХ века показали, что в конце концов выигрывают не те, кто участвует в силовых геополитических переделах, а те, кто надстраивается над ними.

Послевоенная поддержка в СССР и США лояльных им государств функционально имела компромиссную политэкономическую цель – приоритетного развития ВПК. Именно она привела к неожиданным последствиям – к терроризму как мировой технологии, воспроизводящей все элементы любой технологии: поставки, производство и массовое потребление, сообразное региональным стандартам потребления и образа жизни (отсюда некоторые региональные различия террористического почерка).

Все это – в современном сетевом (в масштабах мира) и модульном исполнении: нет денег – получат их на наркотиках (производители которых могут претендовать даже на участие в госуправлении) или на заложниках; нет оружия – наладят малый и средний бизнес на кустарном ремонте разбитой в Афганистане техники; нет исполнителей, согласных рисковать жизнью, – организуют массовое производство и воспроизводство смертников.

Некий дизайнер довел идею до технологической завершенности: продукция утилизируется без всякого маркетинга, поскольку оружием становится сам смертник (технологическая аналогия: в начале ХХ века у Форда рабочие конвейеров, выпускавших автомобили, стали потребителями собственной продукции, т.е. “совместились” с ней, включив в свой образ жизни). К началу нового века для начала новой эпохи осталось сделать “мелочь” – взорвать что-нибудь соизмеримо с эффективностью оружия массового поражения, и после этого империя террора стала по масштабу равной США.

Итак, противостояние сверхдержав было восстановлено: раньше СССР и США являлись конфликтной парой в изобретении и технологизации вооружений, теперь же на место СССР претендует террористическая сеть со своей технологией.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама