Прошли те времена, когда патриарх Алексий II лишал газету "Радонеж" своего благословения за "неадекватное освещение церковной жизни". Было то в конце 90-х. "Неадекватное освещение" выражалось в периодическом брюзжании, а то и откровенной брани по поводу действий патриархийного руководства: на взгляд православных националистов из "Радонежа", они расходились с интересами русского народа. С тех пор многое поменялось в нашей жизни, поменялись и настроения церковного начальства. Оно все чаще говорит об ущемлении интересов "православного большинства", необходимости "православного действия", "православной концепции прав человека" – не удивительно, что его отношение к фундаменталистскому обществу "Радонеж", которое издает одноименную газету, заметно потеплело. Месяц назад у газеты был 10-летний юбилей, и патриарх в приветственном послании помянул "высокий профессионализм" ее сотрудников и подтвердил репутацию "авторитетной православной газеты". А руководитель пресс-службы патриархии священник Владимир Вигилянский даже подчеркнул на заседании круглого стола, собранного в честь юбилея, что "сегодня ни для кого невозможно сделать или заявить что-то без оглядки на возможную реакцию "Радонежа".
Новый настрой в православных верхах отметил на том же круглом столе и религиозный публицист диакон Андрей Кураев, который упомянул "неожиданное сближение" позиций "Радонежа" и главы Отдела внешних церковных связей митрополита Кирилла. "Сознательное исповедание" "Радонежем" "консервативных позиций", сказал он, находит отклик в деятельности митрополита Кирилла, который, критикуя либеральные взгляды и глобалистские тенденции, отстаивает "реальные права и достоинство" православных в нашей стране. Более того, уже можно говорить о "настоящем творческом союзе двух интеллектуальных центров в жизни РПЦ" – ОВЦС и "Радонежа", считает о. Андрей.
Что ж, возможно, это так. Возможно, творческий союз между ОВЦС, когда-то оплотом именно что либеральных настроений в Церкви, и "сознательно консервативным" "Радонежем" уже состоялся. К ним явно подтягивается и умеренный центр, символом которого всегда был патриарх. Во всяком случае, последние действия Алексия II позволяют делать такие выводы.
Вот, например, в минувшие выходные Союз православных хоругвеносцев (СПХ) и Союз православных братств (СПБ) организовали традиционный крестный ход, посвященный годовщине расстрела царской семьи. Шествие уcтраивается уже в пятнадцатый раз, но впервые его письменно благословил патриарх. "Для нас это большая радость, — сказал лидер СПХ и СПБ Леонид Симонович-Никшич в интервью информационному агентству "Благовест-инфо", — так как свидетельствует о высоком признании русского православного монархического движения". Реверансы в сторону монархистов – еще полбеды: Церковь и не скрывает, что предпочитает монархию всем другим формам правления. Беда в самих подотчетных Симоновичу организациях, отстаивающих предельно радикальные взгляды и прежде бывших в открытой оппозиции патриархии.
Молитвенное стояние у памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади проходило по обычному для хоругвеносцев сценарию. Над толпой возвышались черно-желтые флаги с символикой "Черной сотни", распространялась черносотенная литература, книжки антисемитского содержания (например, брошюры бывшего министра печати Бориса Миронова), а также разного рода протестные письма и листовки Русского национального единства. Как всегда, звучали речи о "мировой закулисе", "ритуальном убийстве" царской семьи, которым незримо руководил некий раввин. Подобное действо повторяется из года в год, и патриарх Алексий II прекрасно знал, чему он дает свое благословение.
Можно, конечно, предположить, что сделана попытка примирения, призванная "втянуть" фундаменталистов-радикалов в системную политику и тем самым нейтрализовать их. И это предположение было бы вполне оправданным, если бы не происходящие вокруг события. Напор национал-патриотов растет. Письмо 500, потом 5000, на подходе письмо 15 тысяч. В минувший понедельник публицист и православный монархист самого крайнего толка Михаил Назаров обратился в суд с просьбой обжаловать решение прокуратуры, отказавшейся возбудить уголовное дело против еврейских организаций. Он требует провести более тщательную проверку всем теперь известной книги "Шулхан Арух" и выяснить цели ее "издания сегодня в России". А сам тем временем собирает обещанные 15 тысяч подписей. В этой ситуации благословение патриарха хоругвеносцам может быть прочитано как вполне определенный знак.
Вряд ли, впрочем, Алексий II действительно намеревался поддержать своим благословением антисемитов — до сих пор он не давал ни малейших поводов заподозрить его в подобных настроениях. Дело здесь, скорее, в другом. Московская патриархия отчаянно борется за хотя бы частичную десекуляризацию общества — за то, чтобы религиозные, в первую очередь православные, ценности были признаны в обществе наравне со светскими, а не оставались лишь "частным делом" каждого отдельного верующего (свидетельством тому многолетние бои за введение в школах "Основ православной культуры"). Власть не готова целиком и полностью удовлетворить притязания патриархии. Например, вместо вожделенных ОПК в школах как обязательный предмет собираются ввести "Историю мировых религий". С одной стороны, на безрыбье и рак рыба. И патриарх в Казани поддержал Минтимера Шаймиева, который считает, что это правильно. Но с другой — в Чистом переулке, судя по всему, складывать оружие не намерены. А для позиционных боев сгодятся и хоругвеносцы, ведь напора умеренных фундаменталистов, того же "Радонежа" и Союза православных граждан, в последнее время рупора патриархии, явно не хватило.
Власть, когда ей понадобилось разыгрывать националистическую карту, "возвысила" "Родину", а потом долго дробила ее на части, испугавшись, что поднявшаяся волна захлестнет самое власть. Намечая "творческий союз" с радикалами, патриархия вступает на тот же скользкий путь.
Источник: Ежедневный Журнал