В станице Кочубеевка Ставропольского края проходит Всемирный съезд духовных христиан (молокан), в котором участвуют представители общин из всех регионов России, а также из Австралии, Америки и Канады. Молокане – одно из течений "русского протестантизма", существующее с середины XVIII века. По миру рассеяно 300 тыс. молокан, отмечающих сегодня в Кочубеевке 200-летие дарования им свободы вероисповедания.
Едва появившись на свет, молоканское движение всю вторую половину XVIII века подвергалось жестоким преследованиям властей, верующие были принудительно выселены в крымские и ставропольские степи, в Сибирь, а позднее в Закавказье. В настоящее время самые многочисленные группы молокан – до 40 тыс. человек – живут в Тульской области и Ставропольском крае. Повсюду, куда их ни гнали, они смогли не только выжить, но и создать процветающие поселения. Одно из них – село Кочубеевка, где в эти дни и проходит их Всемирный съезд. Он приурочен к 200-летию дарования им императором Александром I свободы вероисповедания. Однако программа не исчерпывается молитвами и концертами песнопений. Молокане всерьез озабочены своей разобщенностью, старением общин, а главное – предубеждением властей.
Накануне съезда молокане обратились с письмом к Владимиру Путину, поведав о том, как восьмой год обивают пороги столичных начальников. Еще в ноябре 1999 года правительство Москвы выделило им два участка в Южном административном округе, однако районная управа дважды отказала общине в строительстве молитвенного дома и культурного центра. Основание – подписи жителей района, выступивших против строительства. Кто-то нашептал аборигенам, будто молокане – "тоталитарная секта", завезенная к нам из Штатов. Молокане пожаловались Юрию Лужкову, и мэр трижды брал дело на "особый контроль". В конце концов общине выделили участок, на котором находится ветхое здание бывшей ветлечебницы. Участок был зарезервирован, руководство общины утвердило проектное предложение для строительства, израсходовав 150 тыс. рублей. Но тут – новый поворот: принимая новое здание ветлечебницы, городской голова распорядился передать старое (вместе с участком) клубу "Юный зоотехник". "Диву даешься, – пишут молокане президенту, – 200 лет назад три неграмотных мужика из Тамбовской и Воронежской губерний – Мотылев, Лосев и Журавцев – с прошением, которое составил сын священника Семен Уклеин, пошли в Санкт-Петербург к императору всея Руси Александру I и 12 июля 1805 года передали ему Прошение. Император собрал Сенат и 22 июля 1805 года издал указ "О свободе вероисповедания молокан и духоборцев", то есть всего за 10 дней решил конституционно важный вопрос! А попробуйте вы сейчас попасть на прием к префекту ЮАО!.."
Ситуация плачевна еще и потому, что подавляющая часть членов московской общины – беженцы из Азербайджана и Армении. Некогда процветавшие молоканские села на Кавказе – Фиолетово, Семеновка, Александровка – ныне обезлюдели. По словам председателя совета общины Якова Евдокимова, в других регионах страны, куда переселились с Кавказа молокане, власти не допускают проволочек при выделении им участков и помещений. Столица же, гордящаяся статусом многонационального мегаполиса, похоже, претендует стать городом одной-единственной конфессии.
100-летие дарования духовных свобод старообрядцам, еще недавно таким же изгоям, послужило сигналом для того, чтобы власти наконец признали их за своих. Молоканам подобная перспектива, похоже, не светит. Иначе с чего бы им проводить свой Всемирный съезд не в столице России, где расположен Совет союза их общин, а в станице Кочубеевка?
Источник: Новые Известия