ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

""Тоталитарные секты" – миф или реальность? За терминологической неопределенностью таится обыкновенная религиозная вражда"

Часть первая

В.И. Ничик :: 01 августа 2005

В большинстве словарей и справочников под "сектами" понимаются сравнительно небольшие и замкнутые религиозные группы, отделившиеся от основной религиозной общины (или основных общин) страны или региона и противостоящие им. Слово "секта" (лат. secta – образ жизни, учение, направление, школа, шайка) имеет две возможные этимологии: либо от sectare – отсекать, разделять, либо от sequi – следовать за кем-либо, повиноваться, быть в услужении.

Стоит подметить сразу, что термин "секта" возник как религиозное понятие и всегда использовался в контексте соотношения вероучительных основ разных деноминаций внутри одной конфессии. К данному вопросу обращались в своих исследованиях многие философы и социологи.

По мнению В.И. Гараджи, уже во времена раннего христианства возникли и существовали в более или менее модифицированном виде дожившие до наших дней различные социологические формы его выражения. Преобладала община, живущая в мире с обществом и не предъявлявшая к своим членам каких-то из ряда вон выходящих требований (например, мученических подвигов во имя веры). Но с данным утверждением трудно согласиться хотя бы на основании того, что апостол Павел говорит о церковных мужах веры как раз с точки зрения мученичества за веру: "Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства" (Евр. 11: 36-40).

Немецкий философ и теолог Э. Трельч в работе "Социальные учения христианских церквей и групп" на основании Нового Завета показывает соотношение Церкви и секты уже на первом периоде становления христианства. Он видел в Церкви и секте различные способы социального самовыражения религиозной идеи.[1]

М. Вебер в работе "Хозяйство и общество" разработал социологическое понимание Церкви и секты, сопоставляя их по трем признакам: 1) отношение к "миру", 2) критерий членства и 3) организационная структура. На наш взгляд, каждый из предложенных критериев может быть опровергнут на основании Евангелия. Рассматривая это распределение, мы можем заметить неоднозначность обращения к евангельским текстам. Так, если обратиться к пояснению первого веберовского признака, мы видим, что "секта тяготеет к неприятию и осуждению "мира", мирских порядков. По этому признаку Христос со Своей группой учеников был сектантским лидером.[2] Христос говорил: "Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира" (Иоан. 17:14-16).

Далее М. Вебер рассматривает в качестве характерного признака секты исключение из своей среды нарушивших внутренние принципы. Но и здесь возникает противоречие с Новым Заветом, где мы читаем рекомендации апостола Павла: "Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе" (1 Кор. 5:11). И последний признак секты, предложенный М. Вебером, также не бесспорен. Он характеризует Церковь как бюрократическую организацию, если же во главе стоит лидер харизматического типа, то это уже секта. Но в таком случае возникает банальный вопрос: кем был Христос – бюрократическим лидером или харизматическим? Евангелие представляет Его более харизматическим, значит напрашивается вывод, что Он был "сектантом", и, по Веберу, ничего общего с Церковью не может иметь.

Из вышесказанного следует, что понятие секты остается весьма неопределенным, и сколько толкований бы мы не встретили, каждое из них будет в какой-то мере ущербным, недостаточно точным. На наш взгляд, секта – это прежде всего состояние ума. Человек может не быть членом деструктивного культа (он может посещать православный храм), но он может быть сектантом по своему психическому и духовному состоянию. Это состояние ограниченности миросозерцания, опьянения чувственностью, отсутствия здравой логики и критического осмысления бытия. Такой человек – потенциальная жертва псевдорелигиозных организаций.[3]

Ещё более проблематичным, на наш взгляд, является термин "тоталитарная секта". Творцом это термина считает себя А. Дворкин, вернувшийся в начале 90-х годов ХХ века из американской эмиграции, но так и оставшийся американским подданным. Справедливости ради нужно отметить, что он сам очень скромно оценивает свой собственный вклад в классификацию религий. Вводя впервые термин "тоталитарная секта", он (Дворкин) и "не думал, что вводит новое понятие, – настолько само собой разумеющимся он казался".[4]

Но истоки данного понятия следует искать не в его очевидности, а в том, что использовавшийся ранее термин "деструктивный культ" обнаружил свою недостаточную эффективность. Большинство россиян никогда не сталкивались с феноменом "тоталитарной секты", вследствие чего прежде, чем "пугать" их "тоталитарными сектами", неплохо было бы сначала объяснить, что это такое. Другое дело – понятный для каждого современного россиянина термин "тоталитаризм".

Тоталитаризм [фр. totalitarisme / лат. Totalis – весь, полный, целый] – одна из форм авторитарного государства (тоталитарное государство), характеризующаяся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества и личности, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих.[5] Обратившись к понятию тоталитаризма, заметим, что в общем смысле тоталитаризм есть попытка унифицировать всю многогранность человеческой природы и все многообразие проявлений ее в обществе; упростить, перестроить, подчинить одной руководящей идее, исходящей не из познания, но из некоей "теории", достаточно умозрительной. Тоталитаризм отличается от деспотизма тем, что второй подчиняет, первый — порабощает. Не следует смешивать тоталитаризм духовный и политический; хотя слово здесь одно (и корни явления общие), но проявления разные; кроме того, духовный тоталитаризм более широк в том смысле, что желает поработить не только человека, но и Бога, заставить Его служить себе.

Поэтому, перенося на область религии этот пугающий смысл термина "тоталитарный", так близкий памяти россиян, напоминающий о лагерях, несвободе, принудительном труде, скудной пище и т. д., создатели конструкции "тоталитарная секта" рассчитывали, таким образом, существенно усилить общественную ненависть к феноменам, обозначаемым этим термином. В зарубежных антисектантских изданиях, в том числе предназначенных для широкого круга читателей, термин "тоталитарная секта" не встречается. Таким образом, открытие данного термина и "вбрасывание" его в широкое обращение можно с большой долей уверенности считать отечественным "ноу хау".[6]

Исходя из того, что понятие "тоталитарная секта" появилось при характеристике религиозной практики, то и свою аргументацию авторы, говорящие о "тоталитарных сектах", черпают из жизни религиозных объединений. Поэтому нам необходимо обратиться к тому, как оценивают "тоталитарные секты" сами сектоборцы. Мы не будем рассматривать нехристианские религии, т. к. их вообще современные сектоборцы "одним махом" относят к "тоталитарным сектам", за исключением иудеев, буддистов и мусульман, принадлежащих к основным духовным управлениям своих религиозных традиций. Так, на одном из сайтов в Интернете можно найти следующие признаки "тоталитарной секты":

1. Проповедь религиозного учения, отличающегося от традиционных религий и учений, исповедуемых членами других сект.

2. Резкая критика других религий и обещание "Божьего" наказания для их последователей.

3. Наличие харизматического лидера, который является проповедником и главным администратором секты.

4. Существование круга лиц, особо приближенных к лидеру секты и занимающих в ней руководящие посты.

5. Активная миссионерско-проповедническая деятельность членов секты, включая беседы на улицах, местах работы и отдыха граждан, раздачу листовок и иной религиозной литературы, трансляцию сектантских программ в электронных СМИ.

6. Проведение массовых мероприятий с целью привлечения потенциально верующих.

7. Усиленное внимание к несовершеннолетним, попавшим в секту.

8. Проведение специального религиозного обучения для неофитов.

9. Повышенное внимание к вопросам образования, учреждение собственных духовных и светских учебных заведений, попытки внедрить религиозно-педагогические наработки в практику занятий с молодежью в уже существующие образовательные структуры.

10. В ряде сект – изменение физического облика членов, наделение их религиозными именами и духовными званиями, требование носить специальную одежду и культовые принадлежности.

11. Соблюдение строгой религиозной дисциплины, жесткая регламентация всей жизни верующих, декларация необходимости расстаться с семьей и родителями, бросить работу или учебу (либо сменить место работы и учебы).

12. В ряде сект – требование бесплатной либо символически оплачиваемой работы на предприятиях и в организациях секты, сбора подаяний и выполнения коммивояжерских функций с целью продажи религиозной литературы.

13. Использование особой психотехники, методов внушения и самовнушения, суггестии и гипноза, наркотических препаратов, изнурительных постов, трудных физических упражнений, ограничения в физическом отдыхе и сне, часто повторяющихся молитв для быстрейшей деформации сознания верующих.

14. Благотворительность и опека для вовлечения в секту представителей социально незащищенных слоев населения.

15. Показная декларация лояльности к закону и послушания властям, контакты с государственными служащими для лоббирования интересов секты в органах власти, участие в политической жизни путем поддержки определенных политических сил, содействия либо противодействия предвыборным кампаниям отдельных кандидатов, создания общественно-политических объединений, партий и движений.[7]

А теперь рассмотрим предложенные нам признаки "тоталитарной секты".

Первый признак очень расплывчат, т.к. в принципе учение любой религии – "традиционной" ли, секты ли – естественно будет отличаться от других. Всегда, когда создается новое религиозное движение, в основании стоит вопрос очищения веры. И те, кто отделяются, никогда не считают, что они становятся сектой. Так, к примеру, РПЦ МП не считает, что в результате раскола в христианской Церкви в 1054 году православие стало сектой. Но интересна статистика в христианском мире. Если все христианские исповедания взять за 100 %, то получится, что ~40 % – это католики; ~30 % – протестанты; ~13 % – православные; остальные принадлежат к другим деноминациям.[8]

Трудно найти религиозную организацию, которая не подпадала бы под второй предложенный нам признак. Специфика религиозных учений как раз в том и состоит, что каждое из них считает себя истинным, соответственно, другие – ложными; не критикуя другое учение, не показывая его заблуждение, невозможно доказать правоту своего учения. Более того, "выяснение отношений" происходит и внутри самих конфессий, вплоть до взаимных отлучений и обвинений в ереси.

Источник: Baznica

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама