ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Русский протестантизм как вероятная альтернатива"

Константин Помренин :: 08 августа 2005

Реформа Русской Православной Церкви — давно назревшая необходимость. Необходимость реформы вызвана, во-первых, недостаточной влиятельностью РПЦ на умы и души россиян (формальное воцерковление миллионов русских — скорее дань моде, чем реальное увеличение паствы).

Во-вторых, реформа церкви необходима, поскольку на отечественном "рынке продажи культовых услуг" РПЦ противостоят сильные конкуренты (прежде всего это католики, протестантские конфессии и секты, а также ислам), которые иногда действуют эффективней и гибче, чем национальное православие.

Можно, конечно, встать на точку зрения, что само по себе ослабление православия под напором других конфессий не несёт России ничего страшного (все религии хороши, выбирай по вкусу). Но дело в том, что сама природа русского православия как церкви объединяющей (идентифицирующей принадлежность человека к этносу, социальной системе, стране), не позволяет встать на неолиберальную точку зрения в отношении судьбы РПЦ и её потенциальной отечественной паствы. В противном случае придётся отказаться не только от собственной конфессии, но и от русского (или российского, если хотите) национального проекта, от надежды на сохранение в будущем русской цивилизации.

Сказанное выше не значит, что я — противник существования в России католических, протестантских и мусульманских общин. Россия — многоконфессиональная страна, но с явно выраженной культурной (в том числе и религиозной) доминантой (как, например, США). Являясь фактически на всех этапах своей истории империей, наша страна не может не иметь своей имперской идеологии (пусть и меняющейся с течением времени). Одним из базовых элементов этой идеологии являлась национальная религия. И если эта религия перестала быть доминантой для большинства подданных империи, то она нуждается в существенной модернизации. Один из концептуальных проектов такой модернизации и презентует настоящая статья.

Главная проблема РПЦ — опора её высшего клира на государство, а не на своих прихожан. Являясь фактически церковью придворной, а не общинной, Московская патриархия перестаёт заботиться о своём реноме в глазах верующих, навязывая им косные и устаревшие стереотипы религиозного поведения. Таким образом, РПЦ превращается в государственно-принудительный культ и начинает проигрывать борьбу за умы и души верующих современным (модным, если хотите) католикам, протестантам и мусульманам.

В аналогичной РПЦ ситуации оказалась католическая церковь в XVI веке, когда Мартин Лютер прибил свои тезисы о реформе церкви на ворота приходского храма. Ватикан сначала попытался вернуть отступников в лоно Римской церкви силой. Но когда последние оказались лучше католиков на поле боя, Римской курией был найден другой ответ "протестантской ереси".

Рим произвёл модернизацию своей церкви, поручив эту миссию утончённому мыслителю Игнатию Лойоле. Блестящий педагог и политик реализовал проект контрреформации, более известный как Орден иезуитов. Свободолюбию и силе протестантов была противопоставлена утончённость и стратегичность "новых католиков", и наступила боевая ничья. Девиз Ордена иезуитов (заимствованный Лойолой у Николо Макиавелли) "Цель оправдывает средства" позволил им уйти от прямой конфронтации с протестантами и вновь обрести свою собственную паству.

Иезуиты "пошли в народ", стали работать в низах церкви (непосредственно с прихожанами, минуя церковную иерархию). Особенно успешны они были в педагогике. Иезуитский колледж воспитал клириков выдержанных и расчётливых, готовых действовать не в лоб, а обходным путём (что часто эффективней протестантской самоотверженности).

Наличие в Западной Европе двух церквей дало верующим свободу выбора между протестантской принципиальностью и католической рафинированностью. В дальнейшем война церквей продолжалась скорее идеологически, чем на поле боя. Дополняя друг друга, католики и протестанты боролись за души верующих несколько столетий, пока окончательно не помирились в самом конце XX века.

Возможен ли протестантский проект в России? Думаю да, для этого у нас есть всё необходимое.

Во-первых, в России имеется очевидный религиозный раскол. Я имею в виду не старообрядцев, а православные общины, которые не желают быть руководимы высшими иерархами Московской патриархии (прежде всего — Катакомбную Русскую Православною Церковь).

Во-вторых, в обществе имеется явное недовольство действиями РПЦ(МП), которое выражает образованная светская его часть (прежде всего правозащитные организации), которые способны обосновать протестное движение идеологически.

В-третьих, в самой РПЦ есть немало просвещённых клириков, способных возглавить реформу церкви (контрреформацию). Из соображений политкорректности я не называю здесь их имена (хотя они у многих на слуху).

И, наконец, в-четвёртых, существуют многочисленные непризнанные общественно-политические оппозиционеры (прежде всего, молодёжные организации), которые в условия тотального контроля власти за общественной жизнью могут влиться в ряды русских протестантов и русских католиков (сиречь в ряды реформированной РПЦ).

Как может быть инициирован в России протестантский проект? Видимо, он может произойти повторить ход Лютера с учётом современных условий. Надо сформулировать принципы реформации церкви и затеять их широкое обсуждение, переходящее в реформирование. Эти принципы:

– выборность священника паствой (в идеале — из собственной среды);

– упрощение культовых процедур;

– отказ от любых догм, которые не соответствуют мировоззрению современного человека (веры в чудотворные мощи, слезоточащие иконы и т.д.);

– собственное определение пантеона святых (или отказ от него);

– замена отлучения от церкви изгнанием из общины;

– отказ от принудительного обременения члена общины постами и др. условностями (только по собственному желанию);

– выработка ясных и чётких правил поведения в миру члена общины (не по обрядам, а по совести).

В принципе вышеприведённый список — открыт. Суть реформации РПЦ проста: сделать религию удобной, а церковь — необременительной. В этих условиях сторонники контрреформации должны объяснить, почему этого не нужно делать, и предложат свои альтернативы реформам.

Всё вышесказанное — не утопия, а вполне реальный путь возрождения доверия к национальной церкви в нашей стране (как шаг по возрождению русского цивилизационного проекта).

Данная статья, по сути, является провокацией и адресована сторонникам в той или иной мере ортодоксальных взглядов на РПЦ. Я хотел бы, чтобы сторонники контрреформации возразили мне по существу. Как сказал один древний мудрец: всё течет, всё меняется, нельзя два раза войти в одну и ту же воду.

Источник: АПН

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама