ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Время подсыпать Мар"

Эрзянский народ вышел на всенародное моление

Александр Трифонов :: 10 августа 2005

Год назад, 17 июля 2004 года, спустя без малого 400 лет на мордовской земле было проведено очередное всенародное моление, Раськень Озкс.

В Саранске, столице Республики Мордовия, практически не осталось того, что называют национальным колоритом. Поэтому, когда утром я вышел из поезда, то сразу обратил внимание на двух мужчин в красно-белых национальных рубахах. Эрюш Вежай и Андю Петрянь – представители одного из древних волжско-финских народов под общим именем мордвы-эрзян, встречали в этот ранний час приехавших на общенародное моление.

Пункт сбора – здание Фонда спасения эрзянского языка в центре города, который выступил главным устроителем моления. Вскоре была дана команда отправляться в путешествие, и пестрая толпа расселась по автобусам. Началась двухчасовая поездка по бескрайним полям в самую глубь Мордовии, в отдаленный Большеигнатовский район.

О судьбах эрзянского народа и традиции молений (озксов) я разговорился с Эдуардом Моро, сыном известного мордовского поэта Артура Моро. Он специально приехал на этот праздник из Германии. Несмотря на раннюю христианизацию мордвы, начавшуюся вместе с проникновением русского населения и постепенным присоединением мордовских земель к российскому государству, народ сохранял свои верования. В 1629 году был проведен последний всенародный Озкс, после чего подобные мероприятия были запрещены властями.

Однако запрет не мог помешать регулярному проведению сельских молений – велень озксов. Под руководством деревенских старост (прявтов) у священного дерева собиралась вся община и просила помощи у предков и добрых духов.

Наш автобус наконец приблизился к поселку Большеигнатово. Тут же у дороги висел транспарант на эрзянском языке, приветствовавший гостей и участников моления. На главной площади нас встретил организатор Озкса всех эрзян Кшуманцянь Пиргуж, глава Фонда спасения эрзянского языка. Он более десяти лет вынашивал идею проведения нового Раськень Озкса. Вскоре мы отправились в деревню Чукалы, рядом с которой находилось место проведения моления.

До середины XVII века Раськень Озксы принято было проводить один раз в 30-40 лет. Последние праздники проходили около священного камня "Озкс уло" на опушке леса близ Чукалы, поэтому и нынешнее моление проходило именно здесь на специальной поляне. Здесь заканчивались последние приготовления к завтрашнему молению. На Маре – особом насыпном кургане посреди поля – стояла гигантская 3-метровая родовая свеча эрзянского народа – Штатол. На ее изготовление пошло около 300 кг натурального воска.

Рядом с Маром расположился еще один курган. По преданию, его насыпали над могилой эрзян, оборонявших рубежи Московского государства и погибших в битве с ногайцами в XVI веке. На нем, чтобы почувствовать помощь героических предков, собрался Эрзянь атям эзень (Совет старейших эрзян) и до позднего вечера совещался о деталях будущего моления, возрождении эрзянского языка и традиций.

Ночь прошла незаметно, новый день оказался солнечным и безветренным, каким по представлениям собравшихся и должен быть день Раськень Озкс. О начале моления возвестил протяжный звук трубы. Жрица (озава) подошла к Мару с ковшом в руках. В нем горела небольшая свеча. Место проведения обряда огорожено, но зрители все постоянно прибывали, занимая почти всю поляну. Тут были и жители окрестных эрзянских деревень, и горожане, не только эрзяне и мокшане, но русские и татары.

На вершине Мара стояли старейшины. Озава передала огонь и зажгла Штатол. Пламя свечи всех эрзян считается божественным огнем (Пазонь), символом надежды эрзян. Подняв руки к небу, старейшины на миг замирают, замирают и люди. Начинается молитва верховному богу Инешкипазу.

В молитве призываются ушедшие в загробный мир предки. По представлениям эрзян, мир живых и мир мертвых встречаются именно в этот момент, когда оживают души народных героев и приходят на помощь потомкам. Среди почитаемых героев-предков поминается и Василий Чапаев, который тоже был эрзянином.

Обряд совершается по строго определенному еще в древности порядку. Все приходит в движение, люди начинают выстраиваться в гигантскую очередь. Настало время подсыпать священный Мар землей, принесенной каждым с того места, где он родился. В XXI веке этот обычай получил новую трактовку. У эрзян, живущих по всему свету, это действие символизирует единство народа вне зависимости от места проживания каждого отдельного человека. Власти Мордовии с пониманием отнеслись к инициативе граждан о проведении моления, поэтому с 2004 года оно внесено в список официальных праздников республики.

От Мара люди выходят, взявшись за руки, на поляну, образуя огромный круг. Под звуки народной песни людские вереницы закручиваются, словно причудливые нити на гигантском веретене. Так образуется в противоположность Мару мертвых Мар живых.

Наконец Мар живых "разматывается", и люди с удивительно спокойными и счастливыми лицами расходятся по всей поляне. А на пологом склоне ближайшего холма уже раскинуты столы с угощением из местных деревень, открыта торговля мордовской резной игрушкой из села Подлесная Тавла. Наиболее раскупаемой был деревянный старец – охранитель от злых сил.

Самодельное безалкогольное пиво из громадных кувшинов удивительно хорошо утоляло жажду. На тарелках высились горы румяных пирожков, на столах лежал эрзянский хлеб для гостей. А для мужчин во главе столов стояли бутыли с ченькс – эрзянской самогонкой.

"Вы журналист? Из самой Москвы?! Обязательно следует выпить 70 граммов по-нашему, по-эрзянски, за знакомство и на удачу! Ведь семь – священное число!" Мой новый знакомый наполняет стакан прозрачной самогонкой. Наливали, кстати, всем и сколько хочешь, но ни одного пьяного я так и не увидел. Всем полагалось отведать мяса жертвенного бычка, заколотого на рассвете перед молением.

К вечеру народ начал расходится, чтобы собраться на очередной Раськень Озкс ровно через пять лет.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама