ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Пора искать ответы"

Владимир Маслов :: 11 августа 2005

Дорогая редакция журнала "Фома",

Я очень рад, что вы ведете рубрику, посвященную кинематографу, и стараетесь непосредственно общаться с известными актерами и режиссерами.

Недавно я посмотрел фильм Валерия Тодоровского "Мой сводный брат Франкештейн", который вызвал у меня много вопросов. Несмотря на категоричный тон, это письмо не упрек режиссеру, а, скорее, желание обратиться к нему.

Фильм Тодоровского я посмотрел по телевидению. Его главный герой, ветеран чеченской войны, пришедший в дом человека, которого он считает своим отцом. Чеченский ветеран – явно психически болен. Он страдает от мании преследования. И эта мания постепенно вызывает страшную ситуацию, в которой гибнет он сам и чуть было не погибают все люди, его принявшие.

Фильм вызвал у меня двоякое впечатление. С одной стороны, он очень хорошо сыгран и снят. Это безусловно серьезное кино. С другой стороны, меня как зрителя угнетает ощущение безысходности, пронизывающей как этот, так и большинство современных наших картин. Многие мои знакомые говорили, что суть фильма в антивоенном пафосе, в том, что, дескать, такое вот у нас "бесчеловечное" общество, которое отправляет людей на войну, тем самым калечит их, а потом не знает, что с ними делать. Я спросил их, а что, собственно, с такими людьми можно сделать? В чем послание Тодоровского?

Когда речь идет о человеке с тяжелой формой мании преследования, то самым большим милосердием по отношению к нему в наших (не американско-западно-европейских) условиях была бы помощь врача, а не попытка жить с ним, вот таким, войною покалеченным и т.д., и т.п. Об этой проблеме – о том, насколько трудно у нас найти врачебную помощь – можно было бы на самом деле целый фильм снять. И тема войны (в данном контексте) мне кажется поставленной неверно. "Сын" мог и не воевать, но вести себя точно так же, а истинная проблема нравственного "калечения" на гражданской войне – она раскрывается только тогда, когда речь идет о страданиях человека адекватного, который с точки зрения медицинской, остался психически здоров, но действительно не в состоянии прекратить "воевать".

Думаю, такие ситуации есть, но внимание режиссеров следует, может быть, бессознательно за американскими кинематографическими моделями, причем без попытки понять цели даже этой самой американской модели.

Ведь действительно: советское кино в первую очередь – кино о проблемах относительно-здоровых, нравственно вменяемых людей с их переживаниями и вопросами (которых всегда очень много), а Голливуд предложил множество – и блистательных! – фильмов нового ряда: о соприкосновении здорового и больного человека. Как тут не вспомнить "Человека дождя" и особенно – "Пробуждение"!

В "Пробуждении", напоминаю, врач приводит в сознание человека, много лет находившегося в растительном состоянии, и они вдвоем пытаются найти способ справиться с болезнью. А в результате становятся искренними друзьями. Болезнь возвращается, пациент вновь оказывается на койке, но к нему больше не относятся как к растению. Он оказывается любим и необходим.

Посмотрите: у этих американских фильмов совершенно определенный посыл: надо научиться любить человека, даже если он кажется лишенным души и безмысленным. Как научиться? Смотрите фильм и находите ответ. После "Человека дождя" в Штатах был подлинный переворот в подходе к инвалидам: начались небезуспешные попытки социализации таких людей. Так что американское кино в этом смысле как раз нацелено на конкретный, воспитывающий эффект (как когда-то и советское кино), оно не просто вопросы ставит – оно пытается найти выход, сформулировать ответ. И если бы (позволим себе, конечно же, совсем некорректное допущение) США находились сейчас в состоянии современной России, то они бы стали совершенно о другом говорить, мне кажется. А так – как мы идем мимо людских несчастий – тех же калек, бомжей, беспризорных детей, так и будем проходить мимо. Не потому, что совесть не болит, не потому, что гуманистов нет – потому что нет ответа на вопрос: а что делать-то, как конкретно им помочь?

И такой же, кстати, вопрос относительно самой чеченской войны: а где выход? Воевать – плохо; не воевать – пытались, не получается... Мне кажется, пора искать ответы, а не ставить вопросы, которые давно очевидны.

В конце концов, сейчас есть немало людей, побывавших на афганской и чеченской войнах, которые пишут и сами снимают фильмы. Эти люди – нравственно вменяемые – их видение действительно было бы мне очень важно при решении подобной темы. Им очень трудно жить после того, что там было. И с ними нам действительно жить вместе. Но как раз в нашем кино я их-то и не вижу. Увы!..

И еще: совершенно согласен с теми, кто говорит, что отсутствие "хеппи-энда" становится уже несносным. Дело не в том, что это нам настроение портит, вовсе не обязательно, чтобы мы были в состоянии блаженных свиней. Но видится в этом бесконечном ряду не умеющих выжить и жить людей какое-то экзистенциальное неверие, отсутствие интереса к реальному, живому нашему современнику, который не просто выживает, но умудряется именно жить – при всех кризисах наших и бедах. Я ищу в кино этих людей; тех, кого вижу рядом, в кого верю, кто умеет любить, воспитывает детей, помогает больным, "пашет"... Где они? Почему режиссерам интересны не они? Не могу понять этого...

Очень бы хотелось узнать, что об этом думает безусловно талантливый и мыслящий режиссер Валерий Тодоровский.

Источник: Фома-Центр

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама